Найти тему

Итоговое сочинение. Смирение. Прощение

Темы Закрытого банка

С чем, с Вашей точки зрения, нельзя смиряться?

Всегда ли оправдано смирение?

Может ли смирение быть недостатком?

Смирение – это проявление силы человека?

Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим?

В чём разница между смирением и покорностью?

Как бы Вы ответили на вопрос Гамлета: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?»

Что в нашей жизни необходимо принимать со смирением?

Отчего человеку иногда трудно даётся прощение?

Можно ли заслужить прощение?

Согласны ли Вы с утверждением французского писателя А. Дюма: «Тот, кто мстит, иногда жалеет о совершённом; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом»?

Почему важно уметь прощать? Или: Почему важно научиться прощать?

Что такое раскаяние?

Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?

Определения

Смирение - моральное качество, характеризующее отношение человека к самому себе. Это — «скромность духа; отсутствие гордыни; кротость». Смиренный человек «скромный в душе; не гордый». Он «вежливый и почтительный». Смирение - добродетель, покорность, которая может возникнуть от сознания, что совершенство (божество, нравственный идеал, возвышенная цель), к которому человек стремится, остается бесконечно далеким.

Прощение

Прощение — отказ от личной обиды, недобрых чувств к виновному, а также отказ от мести или требований расплаты и компенсации за понесённые убытки и страдания; прощения долга или обязательств: прощение денежного долга, нарушенного обещания что-то сделать и так далее.

Раскаяние — эмоция, которую испытывает человек, сожалеющий о действиях, совершенных им в прошлом, которые он считает постыдными, обидными или неправильными.

Литературный материал

1) А.С. Пушкин «Станционный смотритель» Самсон Вырин – образец смиренного человека. Он не ропщет на судьбу, не стремится к чему-то большему, поэтому считается в русской литературе примером образа «маленький человек». Вырин не обладает достаточной силой духа, однако у него очень доброе сердце, которого не оценили, даже родная дочь.

Дуня убегает из дома с «заезжим» гусаром, бросает отца, не поддерживает с ним отношений. Вырин же не держит зла на Дуню, он ее сразу простил. Дуня поздно осознала, что натворила. Когда она возвращается домой, отца нет в живых. Она раскаивается поздно.

2) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Образ жизни Сони Мармеладовой – смирение. При этом она очень сильная, поэтому способна на самопожертвование. Героиня убеждена, что через страдания человек может воскресить душу и обрести любовь. О таких, как Соня, говорят «святая грешница». Известны слова апостола Павла: «Нет большего подвига, нежели тот, в котором человек погубит душу свою за други своя». Вот и Соня совершила грех во имя родных, она спасает душу Раскольникова. Помогла ему раскаяться. Она прощает и отца, и мачеху.

3) А.И. Солженицын «Матренин двор»

Прочитайте описание героини. Какой вывод можно сделать?

«Но - удивительное дело! - не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо». «Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». «…ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда» «Сердилась Матрена на кого-то невидимого», но зла на колхоз не держала.

Матрена – добрая, бескорыстная женщина, о которой жители села говорят, что она не умеет жить: не ищет своей выгоды, готова прийти на помощь любому. И окружающие пользуются этим, к тому же совсем не ценят героиню, презирают ее за смирение и терпимость.

Что приводит к смерти Матрены? Как на смерть героини реагируют сельчане? Почему постоялец пишет: «Убит родной человек», а остальные, за исключением подруги и воспитанницы только изображают горе? Матрена и из жизни уходит, никем не понятая, не оплаканная.

Перечитайте финал рассказа. С какой целью Солженицын использует прием отрицания?
«И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок.

В самом деле! — ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что может быть легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, кроме еды! Трижды в день варить ему, жить для него — и потом зарезать и иметь сало.

А она не имела…

Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни.

Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев.

Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…»

Прием отрицания помогает показать, насколько Матрена НЕ ПОХОЖА на окружающих – она лучше, чище, нравственнее.

Рассказ написан от первого лица, он автобиографичен, поэтому эти строки воспринимаются как последнее ПРОСТИ автора женщине, в которой не сумел вовремя разглядеть лучшие черты. Весь рассказ -  способ попросить прощения, это будто авторское покаяние, горькое раскаяние за собственную нравственную слепоту.

Перечитайте последние предложения всего рассказа. Обратите внимание на парцелляцию. Какую мысль это средство помогает выразить автору?

«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Кого в русской культуре называют праведником?

Праведник - это человек с чистой совестью и душой. (В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка») Праведник - праведно живущий; во всем по закону Божью поступающий, безгрешник. (С. Ожегов «Толковый словарь русского языка»)

Матренин двор - это Матренин мир - особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия.

4) И.С. Тургенев «Повесить его!» (Стихотворение в прозе)

Прочитайте, осмыслите. В небольшом произведении Тургенева есть и тема смирения (образ Егора), и тема позднего раскаяния (образ рассказчика)

«— Это случилось в 1805 году, — начал мой старый знакомый, — незадолго до Аустерлица. Полк, в котором я служил офицером, стоял на квартирах в Моравии.

Нам было строго запрещено беспокоить и притеснять жителей; они и так смотрели на нас косо, хоть мы и считались союзниками.

У меня был денщик, бывший крепостной моей матери, Егор по имени. Человек он был честный и смирный; я знал его с детства и обращался с ним как с другом.

Вот однажды в доме, где я жил, поднялись бранчивые крики, вопли: у хозяйки украли двух кур, и она в этой краже обвиняла моего денщика. Он оправдывался, призывал меня в свидетели... «Станет он красть, он, Егор Автамонов!» Я уверял хозяйку в честности Егора, но она ничего слушать не хотела.

Вдруг вдоль улицы раздался дружный конский топот: то сам главнокомандующий проезжал со своим штабом.

Он ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.

Хозяйка увидала его — и, бросившись наперерез его лошади, пала на колени — и вся растерзанная, простоволосая, начала громко жаловаться на моего денщика, указывала на него рукою.

— Господин генерал! — кричала она, — ваше сиятельство! Рассудите! Помогите! Спасите! Этот солдат меня ограбил!

Егор стоял на пороге дома, вытянувшись в струнку, с шапкой в руке, даже грудь выставил и ноги сдвинул, как часовой, — и хоть бы слово! Смутил ли его весь этот остановившийся посреди улицы генералитет, окаменел ли он перед налетающей бедою — только стоит мой Егор да мигает глазами — а сам бел, как глина!

Главнокомандующий бросил на него рассеянный и угрюмый взгляд, промычал сердито:

— Ну?..

Стоит Егор как истукан и зубы оскалил! Со стороны посмотреть: словно смеется человек.

Тогда главнокомандующий промолвил отрывисто:

— Повесить его! — толкнул лошадь под бока и двинулся дальше — сперва опять-таки шагом, а потом шибкой рысью. Весь штаб помчался вслед за ним; один только адъютант, повернувшись на седле, взглянул мельком на Егора.

Ослушаться было невозможно... Егора тотчас схватили и повели на казнь.

Тут он совсем помертвел — и только раза два с трудом воскликнул:

— Батюшки! батюшки! — а потом вполголоса: — Видит бог — не я!

Горько, горько заплакал он, прощаясь со мною. Я был в отчаянии.

— Егор! Егор! — кричал я, — как же ты это ничего не сказал генералу!

— Видит бог, не я, — повторял, всхлипывая, бедняк.

Сама хозяйка ужаснулась. Она никак не ожидала такого страшного решения и в свою очередь разревелась! Начала умолять всех и каждого о пощаде, уверяла, что куры ее отыскались, что она сама готова всё объяснить...

Разумеется, всё это ни к чему не послужило. Военные, сударь, порядки! Дисциплина! Хозяйка рыдала всё громче и громче.

Егор, которого священник уже исповедал и причастил, обратился ко мне:

— Скажите ей, ваше благородие, чтоб она не убивалась... Ведь я ей простил.

Мой знакомый повторил эти последние слова своего слуги, прошептал: «Егорушка, голубчик, праведник!» — и слезы закапали по его старым щекам».