Найти в Дзене
Вечерний картограф

Трасса 92: скрытая жемчужина средней полосы

Продолжаю рассказ о поездке по юго-западу европейской части России летом 2021 года. Начало здесь, а тут – предыдущая серия.

Поздно вечером из Курска мы отправились в Орел, где и заночевали. Последний день путешествия я решил посвятить дороге Р-92, которая соединяет Орел с Калугой, проходя по живописнейшим холмам и долинам через целый ряд малых и очень малых городов трех областей. Но с утра мы немного прогулялись по Орлу. Должен признаться, вау-эффекта этот город, в отличие от Курска, на меня не произвел.

Как-то так само получилось, что первой достопримечательностью Орла, попавшей в кадр, стал памятник Ивану Грозному, который стал в свое время темой немалого скандала. Но дело в том, что город своим существованием обязан грозному царю, основавшему здесь в 1566 году крепость для защиты от крымско-ногайских набегов. Памятник Ивану Грозному (довольно скромный, надо сказать) стоит на фоне Богоявленского собора, старейшего каменного здания Орла. Построенный в начале XVIII века, он был капитально перестроен в 1837 году, а в 1912-м — получил новую колокольню. Колокольня, разобранная в 1930-е годы, была восстановлена в наше время:

Погуляли по парку Орловская крепость на стрелке Оки и Орлика. Собственно говоря, многократно перестроенный Богоявленский собор — это все, что осталось от крепости:

-2

С левого берега Орлика видны здания коммерческого банка (1897–1900) в псевдорусском стиле:

-3

За ним — исторический квартал, осью которого является улица Гостиная. На стрелке Гостиной и Комсомольской улиц стоит здание Городской думы. Ротонда с колоннами и шпилем была построена в 1799 г. и дважды перестраивалась после разрушительных пожаров:

-4

Однако парадный центр Орла — это улица Ленина, ставшая пешеходной еще в 1973 году. Улица довольно живописная со множеством памятников архитектуры, но почему-то ни одной фотографии я на ней не сделал — видимо, уже был пресыщен достопримечательностями. Зато сфотографировал дом правительства Орловской области, потому что он является братом-близнецом хорошо знакомого мне новгородского:

-5

Оказалось, что это типовой проект, и аналогичные здания стоят также в Пензе, Липецке, Черкассах и Шахтах (в последнем случае — напоминая о том, что этот город когда-то был областным центром).

Начало улицы Ленина красиво оформлено двумя домами в стилях двух эпох. Слева — модерновое здание Северного банка, справа — сталинский Главпочтамт:

-6

В заключение посетили музейный квартал с несколькими особняками, в которых разместились филиалы музея Тургенева. Здесь, в доме Галаховых, располагается экспозиция, посвященная самому писателю, а в соседних — музеи Лескова, Грановского, Бунина, Андреева и писателей-орловцев:

-7

На этом краткий осмотр Орла был завершен, и мы направились в город Болхов, который славится своей хорошо сохранившейся исторической застройкой. Как ему это удалось, учитывая, что в 1943 году город был освобожден в результате жестоких боев, не знаю, но сообщается, что по количеству храмов (26, из них 12 хорошо сохранившихся) и гражданских строений Болхов занимает одно из первых мест в Средней России. Вот примерно так выглядит центральная площадь города с улицей Ленина. В кадр попал Спасо-Преображенский собор (1841–1851):

-8

Рядом с ним — Свято-Троицкая церковь (1701–1708), один из старейших архитектурных памятников города:

-9

Болхов иногда сравнивают с Суздалем, но, на мой взгляд, это сравнение натянуто. Впрочем, оно справедливо в том смысле, что основной массив исторической застройки в обоих городах не старше XVIII века, но все же в Суздале есть и настоящие древности. Из гражданской архитектуры меня заинтересовал только этот модерновый дом культуры:

-10

На окраине Болхова стоит Оптин монастырь с Троицким храмом (1668–1806):

-11

Отсюда открывается отличный вид на город:

-12

Вскоре после Болхова начинается Тульская область, и здесь трасса Р92 раскрывается во всей своей красе, живописно петляя среди холмов. Как-то так сложилось, что фото нет, поэтому прошу поверить на слово!

Вскоре мы прибыли в Белёв, стоящий, как и Орел, на Оке. Главная достопримечательность города… — нет, не пастила, а Спасо-Преображенский монастырь на берегу Оки:

-13

Большая часть строений монастыря, основанного в 1525 году, относится к концу XVII века. В 2015 г. здесь началась масштабная реставрация, продолжающаяся, видимо, по сей день. На фото выше — Введенская церковь (1698–1700), а ниже — собор Спаса Преображения (1686–1719). Рядом — другой монастырь, Крестовоздвиженский, пребывающий в более печальном состоянии.

-14

Виды здесь просто сногсшибательные. Есть уютная беседка, в которой можно перекусить пастилой и запить чаем, наслаждаясь пейзажем:

-15

Главная улица, ведущая к монастырям, застроена послевоенными сталинками и носит имя Карла Маркса:

-16

Не мог я не посетить и белевский вокзал, однотипный с козельским. А вот железнодорожное движение здесь, к большому сожалению, «исчезающее». Маршрут же этот — Раненбург — Смоленск — один из самых интересных в Центральной России и вполне мог бы стать «заповедной» железной дорогой:

-17

При станции организован небольшой музей железнодорожной техники:

-18

Фотография ниже сделана неподалеку от музея пастилы, который был закрыт. Поэтому пастилу — вполне себе белевскую — купили в местной «Пятерочке».

-19

Вообще, очень отрадно, что этот традиционный продукт (пастилу в Белёве производили с конца XIX века) сумели возродить в наше время.

Из Белёва мы направились в Чекалин, который был долгое время самым маленьким городом России, уступив это звание недавно образованному Иннополису в Татарстане. Но, судя по всему, скоро вернет свои позиции.

Город впервые упоминается в 1565 году как село Лихвин (статус города с 1746 года). Вместе с Болховом и Белевом входил в Большую засечную черту, построенную при Иване Грозном для защиты от набегов крымских татар. В начале XIX века Лихвин был оживленным городом, но с середины столетия начал приходить в упадок. Не спасло его и открытие Тула-Лихвинской железной дороги (вокзал находился на другом берегу Оки). Узкоколейка активно действовала до начала 1970-х, а последний ее участок был закрыт в 1996 году. Тем не менее, в Туле до сих пор должно существовать здание станции Тула-Лихвинская.

Большая засечная черта
Большая засечная черта

В 1944 году город был переименован в Чекалин в честь умученного здесь нацистами 16-летнего партизана Александра Чекалина. О городе есть несколько хороших репортажей на russiantowns, а мне вот, видимо, из-за спешки, не удалось найти успешных видов.

Только так:

-21

И вот так:

-22

По трассе Р-92 мы доехали до Калуги и взяли курс на Москву через усадьбу Авчурино:

-23

Главным ее сохранившимся строением является готический домик, построенный в 1840-е годы. Домик сильно пострадал во время войны, был восстановлен в 1952 году, но снова пострадал уже в нашу эпоху. Ведутся работы по реставрации его и усадебной церкви св. Николая.

-24

Посетив Авчурино, мы поехали в Тарусу, по которой хотели прогуляться на закате, предварительно перекусив. Навигатор подсказывал кафе под названием «Сеновал», анонсированное как стрит-фуд. Оказалось же, что это самый настоящий ресторан в центре шикарного спа-комплекса Вэлна Эко Резорт. Для попадания внутрь потребовалось оставить машину на парковке, получить временный пропуск на ресепшн и пробираться через лес. Увиденное впечатляло: это действительно место, где можно с удовольствием провести выходные. Все здесь было красиво, вкусно, дорого — и резко контрастировало со всем, что мы видели в последние дни.

По дороге из Тарусы в Москву можно также заехать на Юрятинскую мельницу под Серпуховом. Построенная в конце XIX века, она, как и мельница Гергардта в Волгограде, в годы войны стала укрепленным пунктом. Только не нашим, а немецким. В декабре 1941, в ходе ожесточенных боев, мельницу отбили у противника. Вот здесь можно почитать ее историю более подробно и посмотреть на красивые фотографии.

-25
-26

Еще о путешествиях по России: