Найти тему
Вечерний картограф

В гостях у курского соловья. Часть 2: Марьино, Льгов и Курск

Из Рыльска мы направились в усадьбу Марьино, которая была в каком-то смысле кульминацией всего маршрута. Усадьба на фото и видео с дронов поражает своим великолепием. Выстроенная в стиле ампир, она гордо стоит на берегу пруда в сердце русского Черноземья. Дворцово-парковый комплекс был основан в начале XIX века князем Иваном Барятинским (отцом генерал-фельдмаршала Александра Барятинского, которому в 1859 году сдался в плен имам Шамиль).

После революции все ценности, находившиеся в усадьбе, были раскрадены и/или распроданы, а в 1923 году здесь был размещен санаторий для членов правительства, просуществовавший до 1940 года и вновь открытый в 1952 году. Поэтому интерьеры несколько разочаровывают — внутри это скорее «парк советского периода», нежели памятник усадебного классицизма:

-2
-3
-4

Но вид с балкона переносит нас в совсем другую эпоху:

-5

Равно как и дорога к пруду:

-6

Здесь и поныне санаторий — теперь Управления делами Президента, и незадолго до нашего приезда началась реконструкция, которая, как пишут на сайте санатория, продлится до 2026 года. Может, оно и к лучшему: удалось беспрепятственно попасть внутрь, выложив, правда 500 рублей наличными за посещение. Деньги были выданы на входе охраннику и непонятно, пошли ли на реконструкцию или ему же в карман. Ну хорошо, не ему.

Закончив с Марьино, мы направились в Курск через Льгов, по-своему любопытный город, состоящий, фактически из двух и напоминающий этим Брянск. Льгов впервые упоминается в 1152 под именем Ольгов. В конце XIX века в паре километров от исторического города проходит железная дорога, а поселок, возникший при станции, фактически становится городом номер два. И, надо сказать, станция Льгов-1-Киевский представляет собой, пожалуй, главную достопримечательность здесь:

-7

Впрочем, есть еще одна. Башня в псевдоготическом стиле, построенная в 1870–71 гг. по заказу местного магната князя Владимира Барятинского. Согласно местной легенде, имам Шамиль, плененный братом Владимира Александром, гостил в имении Барятинских по дорогу из Калуги в Мекку. А в этой башне совершал намазы.

-8

После посещения Брянщины и Марьино задача-максимум была выполнена. Впереди были два областных центра, но в них мы решили ограничиться программой-суперминимум, справедливо полагая, что для полноценного осмотра Курска и Орла нужно хотя бы по несколько дней. Но и тут нас ожидали сюрпризы.

В Курск мы въехали через усадьбу графа Нелидова, построенную в английском стиле на берегу Сейма. Парк усадьбы находится в запустении и ждет лучших времен:

-9

А вот главная улица Курска — Ленина — и его соборы оказались неожиданно величественными. В конце улицы — гигантский Знаменский собор, построенный в 1816–1826 годах в честь победы в войне 1812 года. В советское время здесь располагался кинотеатр «Октябрь». Из-за собора выглядывает Воскресенский храм Курского Знаменского Богородицкого мужского монастыря, построенный в стиле эклектики в 1875 году:

-10

Улица Ленина оснащена широкой и даже уютной пешеходной зоной. Удивительно:

-11

Курск определенно произвел на меня наибольшее впечатление из всех «больших» городов Черноземья. Круче Воронежа, круче Брянска, круче Липецка и Орла. Надо сюда приехать еще раз. Здание Дворянского собрания (1877):

-12

Просто красивый жилой дом 1954 года углу улиц Марата и Горького:

-13

Свято-Троицкий женский монастырь:

-14

И самый красивый храм Курска — Сергиево-Казанский собор в стиле елизаветинского барокко (1752–1778). Автор неизвестен, предполагают, что кто-то из учеников Растрелли:

-15

Ну и в заключение — вокзал, как же без него:

-16

Исторический вокзал был разрушен в 1943 году немецкой авиацией, а нынешний (который тоже вполне уже можно считать историческим) построен в 1952 году. Его создатель — ленинградский архитектор Игорь Явейн, автор более чем 100 вокзалов в разных городах СССР. Вокзал Курска стал памятником железнодорожникам — участникам битвы на Курской дуге.

Курская область, в которой я был впервые, оставила массу позитивных впечатлений и стала еще одним открытием этой поездки (неожиданным, в отличие от Брянщины, к которой я долго готовился). В следующей серии — рассказ о том, как мы доехали до Москвы по одной из самых интересных дорог средней полосы России.

Еще о путешествиях по России: