Найти тему
АВТО&ЛЮБ

Китайский авторынок -(ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ЧЕТВЁРКА)

Какую долю российского рынка будут занимать китайские автомобили к 2024 году?

Китайский авторынок. Что мы знаем об этом? Попробуем разобраться.

История экспансии

Первые китайские автомобили в Россию в начале 2000-х ввезли предприимчивые бизнесмены, которыми двигала жажда сверхдоходов: на диковинных китайских поделках при удачном раскладе можно было наварить до 17% (для авторынка просто космическая маржа), организовав «блатную» схему поставки, растаможки и договорившись с нужными людьми. Требований к дилерам у китайцев не было от слова совсем: продай хотя бы 50–60 машин в год, и ты уже бог коммунистического ретейла. О каких-либо складах запчастей, гарантийных обязательствах и прочих благах цивилизации речи не шло — просто очень дешево и очень некачественно. Полный мрак — но со светлыми салонами и полным «фаршем».

Ближе к 2008 году даже стали намечаться какие-то сборочные производства, но кризис и взвинченные пошлины на кузова для крупноузловой сборки рубанули этот сектор рынка, и эпизодические продажи упали. Но потом вновь поползли вверх.

С тех времен осталось предубеждение, что китайский автопром — это страшненькие Chery Amulet для стран третьего мира, Tianye Admiral с зазорами в кулак и Lifan Breez с чудовищной управляемостью и дизайном конца 80-х. Но китайская автопромышленность, которая зародилась только во второй половине ХХ века (и не без помощи СССР), сегодня представляет собой нечто, вызывающее если не благоговейный трепет, то по крайней мере уважение и даже в некотором смысле зависть. Во всяком случае, на территории самого Китая.

Добрая сотня

Первое, что бросается в глаза, когда начинаешь изучать китайские марки, — огромное их количество! Навскидку в Китае на сегодня более ста автомобильных брендов! Но по факту всю эту кипу марок можно распределить по нескольким кучкам — чтобы понять, что сегодня из себя представляет китайский автомобильный рынок, и насколько далеко простираются амбиции китайского правительства и зарубежных инвесторов.

Иностранные капиталы потекли в КНР относительно недавно — только в 1978-м, когда на пленуме ЦК компартии объявили курс на рыночную экономику. Вскоре после этого стали возникать совместные предприятия с процентной долей иностранных капиталов не более 50% (это правило скорректировали в середине 2010-х), и китайский авторынок стал стремительно превращаться в самый крупный в мире.

Сегодня в Китае продается более 28 миллионов автомобилей в год (а всего зарегистрировано 325 миллионов транспортных средств). Для сравнения, в США в 2018 году продано 17,3 миллиона машин, в России — 1,8 миллиона. Кстати, цифры по Китаю — без учета продаж компаний, не имеющих производства в Поднебесной (Subaru, Porsche, Tesla, Mercedes-Benz, АвтоВАЗ :) и другие), так что к статистике можно смело плюсовать миллион-полтора. Даже с учетом того, что сами китайцы допускают некоторую небрежность в подсчетах и статистике, плюс-минус пара миллионов принципиально картины не меняют — рынок бездонный.

-3

И поделен этот большой пирог, как вы понимаете, далеко не между всей сотней брендов. В Китае есть «большая четверка» автопроизводителей, от которой произрастает основная часть ответвлений брендов, подбрендов, суббрендов и совместных предприятий.

Китайский авторынок — самый крупный в мире: в прошлом году было продано 28 млн автомобилей.

-4

«Великолепная четверка»

Крупнейший китайский производитель сегодня — концерн SAIC (Shanghai Automotive Industry Corporation), который включает совместные предприятия с Volkswagen (Shanghai Volkswagen Automotive Company), GM (Shanghai GM), компанию по производству автокомпонентов Shanghai Automotive Co. Ltd. и совместное предприятие с производителем литий-ионных аккумуляторов A123 Systems.

SAIC — в основном за счет долгосрочного партнерства с Volkswagen, которое берет начало аж с 1984 года, — это паровоз китайского рынка. Все многочисленные Jetta, Santana (те, кто хоть раз ездил в Китае на такси, сразу вспомнят эти модели), Polo, Passat, которые сотнями тысяч разлетаются из года в год — это все SAIC. Компании принадлежит рекорд автомобильной «плодородности» — более 4 млн произведенных машин в год.

SAIC Maxus T70. Одна из немногочисленных моделей, продающихся под собственным брендом SAIC. Совсем непохожа на Mercedes-Benz X-Klasse
SAIC Maxus T70. Одна из немногочисленных моделей, продающихся под собственным брендом SAIC. Совсем непохожа на Mercedes-Benz X-Klasse

Baojun — бренд, под которым продаются модели совместного производства SAIC и GM, используется в качестве недорогой альтернативы Chevrolet и Buick (которые, к слову, тоже принадлежат GM). До начала торговых войн с США продажи под этим брендом шли лихо (почти миллион за 2017 год!). После того как напряженность между державами возросла, продажи рухнули.

-6

-7

Baojun RS-3. Иногда модели китайских брендов напоминают модели зарубежных брендов, но не всегда понятно, каких именно. Ну и ладно — главное, что в целом выглядит неплохо
Baojun RS-3. Иногда модели китайских брендов напоминают модели зарубежных брендов, но не всегда понятно, каких именно. Ну и ладно — главное, что в целом выглядит неплохо

Wuling — изначально компания производила судовые дизельные двигатели, тракторы, легкие грузовики, в 1998 году их купила SAIC. Теперь под брендом Wuling продают самый популярный автомобиль последних пяти лет в Китае — минивэн Hongguang на базе Chevrolet Enjoy (в последние месяцы лидер сменился — им стал Volkswagen Lavida производства СП SAIC и Volkswagen).

-9

-10

Последние пять лет Wuling Hongguang занимал первое место по продажам в Китае, в первую очередь благодаря доступной цене — за верхнюю комплектацию просят в пересчете на рубли меньше 450 тысяч
Последние пять лет Wuling Hongguang занимал первое место по продажам в Китае, в первую очередь благодаря доступной цене — за верхнюю комплектацию просят в пересчете на рубли меньше 450 тысяч

Roewe — так в китайской транскрипции звучит Rover, поэтому, не особо заморачиваясь, так назвали и бренд, под которым в Китае продаются автомобили марки MG. Технологии и завод MG в Лонгбридже SAIC выкупил в 2007 году, а вот имя — нет. И такое бывает.

-12

-13

Roewe Marvel X. Провокационное название модели, учитывая экономическую напряженку между КНР и США. Но сам автомобиль хорош — самобытный экстерьер, футуристичный салон в серийной версии, электромотор 222 кВт и без малого 5000 проданных единиц в Китае. Автомобиль имеет полноценную интеграцию с интернетом и его можно кастомизировать онлайн: диагностика, дизайн меню и приборов, консьерж-сервис и многое другое — пара свайпов по огромному, в половину передней панели, экрану
Roewe Marvel X. Провокационное название модели, учитывая экономическую напряженку между КНР и США. Но сам автомобиль хорош — самобытный экстерьер, футуристичный салон в серийной версии, электромотор 222 кВт и без малого 5000 проданных единиц в Китае. Автомобиль имеет полноценную интеграцию с интернетом и его можно кастомизировать онлайн: диагностика, дизайн меню и приборов, консьерж-сервис и многое другое — пара свайпов по огромному, в половину передней панели, экрану

-15

-16

Roewe RX8. Эта модель уже ближе к исконно китайской схеме: рамный кузов, турбодвигатель и передний привод в базовой версии
Roewe RX8. Эта модель уже ближе к исконно китайской схеме: рамный кузов, турбодвигатель и передний привод в базовой версии

Второй представитель «большой четверки» — китайский автогигант FAW — First Automobile Works (Первый Автомобильный Завод — ничего общего с нашими ПАЗами, если что). Поэтому на эмблеме красуется цифра 1 (а не одноглавый орел, как я раньше думал). Государственная (как и остальные участники «четверки») компания, старейшая в КНР — возникла в 50-х годах ХХ века, не в последнюю очередь благодаря Советскому Союзу (персонал проходил стажировку в СССР, а первый производимый автомобиль был копией ЗИСа-150).

-18

В модельном ряду несколько десятков моделей — от микролитражек до полноразмерных внедорожников. Этим FAW, кстати, сильно отличается от SAIC — они не стесняются тиражировать личный бренд.

С концерном VAG у FAW тоже крупное СП, но, в отличие от SAIC, который выпускает в основном бюджетные модели Volkswagen, а также демократичную Skoda, FAW ориентирован уже на дорогие кроссоверы и седаны VW, а также на производство Audi, в том числе удлиненных (по китайской традиции) моделей.

Besturn, Jumpal, Xenia — суббренды FAW, что-то вроде наименования линеек (как, например, классы или серии у «немцев» или названия семейств у «японцев» середины 90x.

-19

-20

FAW Jumpal A70, Besturn T77 и Besturn T99 — типичные «китайцы» новой волны: дерзкий дизайн, продвинутые интерьеры
FAW Jumpal A70, Besturn T77 и Besturn T99 — типичные «китайцы» новой волны: дерзкий дизайн, продвинутые интерьеры

Hongqi — правительственный бренд. Впервые выпущенный в 1958 году лимузин СА72 положил начало эпохе самого престижного китайского бренда. Сегодня Хунцы (это если по-русски) — единственный самостоятельный китайский бренд, модели которого продаются дороже 450 000 юаней (более 4 млн рублей). Что-то типа нашего «Кортежа»: в линейке есть не только автомобили «как у первого лица», но и кроссоверы, и бизнес-седаны для чиновников попроще.

-22

-23

-24

Haima — самая «русская» марка, если смотреть на логотип — похож на наш, уазовский. Изначально марка носила имя Hainan Motor (1988), в 1992 году китайцы запартнерились с Mazda (отсюда и название Hainan + Mazda = Haima). В 2006-м FAW выкупил долю Mazda, после чего Haima потеряла возможность использовать имя Mazda, но оставила за собой право пользоваться технологиями японцев, поэтому актуальная линейка Haima для внутреннего рынка технически и внешне во многом напоминает последние модели Mazda. В России, как водится, продавалось не лучшее из творений Хаймы — копия Mazda 3, которая бестселлером не стала.

-25

-26

-27

Sitech — этот бренд не относится к «владениям» FAW, но создан при поддержке государственных фондов с привлечением частных капиталов и инженерных ресурсов FAW. Пока фирма выпустила только один электромобильчик, но планов громадье (пока не реализованы). Фишкой бренда является идея продажи электромобилей не через дилеров, а в бутиках в ТЦ.

-28

-29

-30

Третий крупный игрок на авторынке Китая — Dongfeng, также государственная компания. Dongfeng создал полный цикл производства, самостоятельно выпуская все — от двигателей и трансмиссий до фильтров и масел. Сейчас в арсенале компании 42 завода (не только в Китае), крупнейший в мире испытательный полигон, созданный в партнерстве с GM. Также Dongfeng удостоен попадания в Книгу рекордов Гиннесса за самую длинную производственную линию в мире. Так, по крайней мере, говорится в пресс-релизах компании.

Список совместных предприятий: PSA Peugeot Citroen, Mitsubishi, Daihatsu, Hyundai, Nissan (права на выпуск под своим брендом), контрольный пакет Volvo Trucks, выпуск гибридных платформ для Toyota, завод Infiniti

-31

-32

На примере Dongfeng четко видно, что такое китайский автомобиль для рынка России…
На примере Dongfeng четко видно, что такое китайский автомобиль для рынка России…

..и для внутреннего рынка
..и для внутреннего рынка

-35

-36

Horki — бренд, под которым Dongfeng совместно с концерном Kia выпускает электромобиль на базе Kia Rio.

-37

Venucia — под этой маркой концерн выпускает автомобили на базе Nissan специально для внутреннего рынка Китая. Только в 2016 году впервые выпустили самостоятельную модель (на платформе Qashqai+2 прошлого поколения).

-38

-39

-40

Наконец, четвертым гигантом китайской автомобильной мысли является Changan. Компания имеет совместные предприятия с Ford Motor Company, Suzuki Motor, Mazda Motor и PSA Peugeot Citroen.

Changan — пожалуй, первый из «большой четверки», кто решил поставлять в Россию современный (особенно в сравнении с предшественниками) полноприводный автомобиль с «автоматом» (модель CS75 FL). Правда, «решил» и «поставляет» — это для китайских брендов пока понятия не тождественные. Но в планы поставок на 2020-2021 гг. модель внесена. В целом для нашего рынка Changan сразу стал предлагать не самые ущербные автомобили в линейке — полноразмерный седан Raeton класса Camry и Teana, одноклассника Солярисов и полуседанов Eado, а также хит марки на нашем рынке — CS35

На фото — актуальные модели для российского рынка
На фото — актуальные модели для российского рынка

На фото — актуальные модели для российского рынка
На фото — актуальные модели для российского рынка

На фото — актуальные модели для российского рынка
На фото — актуальные модели для российского рынка

Chana — подбренд Changan, под которым выпускают несколько недорогих моделей.

Hafei — небольшая фирма по производству микролитражек.

Skylark — еще один «одномодельный» бренд Changan.

Changan Auchan — ничего общего с продуктовой сетью — просто премиальное отделение Changan.

Landwind — совместный бренд JMC и Changan, 5% акций Landwind владеет GM. По договоренности GM и Mitsubishi Landwind выпускает на рынке Китая весь актуальный модельный ряд японского бренда.

В России Landwind представлен моделью X2, сделанной на основе Changan CS35. Но более интересна наделавшая шума модель Х7 — копия Range Rover Evoque. Land Rover даже обращался с жалобами на плагиат в правительство КНР, но получил от ворот поворот. Кстати, с выходом псевдо-Эвока продажи оригинала сильно просели.

-44

-45

-46

Один из крупных игроков на рынке — государственный холдинг BAIC, также один из первых в автомобильной отрасли, 1958 года рождения. BAIC имеет СП с Hyundai (легковые автомобили), с Daimler (модели Mercedes-Benz C-Klasse, E-Klasse и GLC-Klasse), с Fujian Motor Industry Group и Daimler (Mercedes-Benz Vito, V-Klasse, Sprinter), с Daimler и Foton по производству грузовиков, с Foton и Cummins по производству двигателей, а также с компаниями Magna и LeEco по производству электромобилей.

Дружба с Daimler позволяет BAIC некоторые вольности в плане копирования дизайна немецких авто. Немцы на это, видимо, прикрывают глаза — чем бы дитя ни тешилось, лишь бы на экспорт не шло. Потому что если, например, модель BJ80 — вылитый Gelandewagen — с «автоматом» и турбовым 2,3-литровым мотором по цене в 2,5–3 млн поступит, скажем, на российский рынок, подержанные Гелики могут и взгрустнуть. Да и не только подержанные.

-47

-48

-49

Что ж, таков китайский автомобильный рынок сегодня — амбициозный, стремительно растущий как внутри Китая, так и за его пределами, активно привлекающий иностранные капиталы и конструкторскую мощь. Но — сильно зависимый. Как минимум от иностранных интеллектуальных вливаний. Все-таки отыграть вековой гандикап в автомобилестроении у европейцев или японцев нереально — даже с учетом мощных инвестиций, современных технологий и господдержки. Китайцы все делают правильно, по стандартам, как у других (речь даже не про слепое копирование, а про стремление следовать трендам). Но в их автомобилях нет (пока?) своего духа, своей легенды, своего настроения. А это приходит только с годами. Так что сейчас китайский автопром ведет борьбу лишь за кошелек зарубежных потребителей, но не за их любовь и лояльность.