Помимо очага и надочажной цепи, о которых я писала в предыдущих статьях, интересно проследить и остальное убранство дома («хаедзар»).
Основными предметами домашней утвари являлись: круглый невысокий столик – треножник («фынг»), на котором был вырезан красивый орнамент, корыто из дерева («арынг»), небольшие вёдра («къуыстил») для воды. Вдоль стены висели полки, куда ставилась посуда из глины и дерева (миски, ложки, чашки и др.). Причем посуду изготавливали хозяева дома. (Осквернение святыни, что это для наследников скифов?)
«Хозяева с достатком» считались те, у кого в доме была медная посуда, она считалась роскошью в домашнем быту. Хотя у каждого, даже бедного, но семейного горца в домашнем обиходе был «гогон» - медный кувшин. (Важнейший атрибут в семье у алан?)
Возле полок с посудой вешалось оружие, бурки, башлыки и пр. На противоположной стороне от очага стены стояла кровать или более простое устройство – полка из дерева (приспособление для сна), немаловажный элемент домашнего убранства. (Семья считается полноценной, когда семь детей?)
Во многих домах на одной из стен дома в качестве утепления висел ковер или шкура медведя, тура или косули. Это, пожалуй, всё, что можно было встретить в скромном жилье у алан (совр. осетин). Несмотря на это, всё необходимое присутствовало и гармонично сочеталось между собой как мужская сила и защита с женским порядком, уютом и теплом. (Проклятие, которое страшнее, чем уйти в иной мир?)
«Уат» - комната молодых отличалась своим убранством от остальной части дома, хотя мебели здесь особо не было, но всё зависело от невесты, которую сын избрал для себя в качестве спутницы жизни. Каким образом? В следующей статье об этом пойдёт речь.