В предыдущей статье я затронула тему сакрального устройства в семье у алан (наследников скифов) – очаге, но если мы говорим об этом, то следует упомянуть ещё об одном немаловажном предмете – железной цепи.
По словам С. Кокиева:
Тот не очаг, не дом, где нет цепи.
Надочажная цепь являлась предметом клятв, а также проклятий. Отсюда и выражение «Ацы раехысаей дын ард хаерын» («Клянусь тебе этой цепью») – эта клятва была нерушима. (Важнейший атрибут в семье у алан?)
Небожитель Сафа является Покровителем надочажной цепи. Дуаг Сафа изобрёл цепь и подарил ее людям. С особой благодарностью люди приняли такой дар. С тех пор в доме появляется ещё один сакральный предмет, символизирующий сплоченность (крепость) семьи, единство, связь с верхним и нижним мирами и др. (Семья считается полноценной, когда семь детей?)
Говоря современным языком, надочажная цепь – святыня, которую берегли, осквернение же этой реликвии воспринималось как надругательство над семейными ценностями, что влекло за собой страшный гнев, а в большинстве случаев и к кровопролитию. (Проклятие, которое страшнее, чем уйти в иной мир?)
В своё время советский этнограф Г. Чурсин писал:
Надочажная цепь – самый важный предмет в старом осетинском доме. В прежние времена очажная цепь считалась величайшей семейной святыней: украсть цепь, выбросить её из дома, или как-либо иначе оскорбить её, было всё равно, что совершить убийство: из-за этого возникала кровная месть.
А В. Миллер отмечал следующее:
У осетин очаг и железные цепи, свешивающиеся над очагом, считаются святилищами.
Интересно ещё то, что даже подводя к очагу животное перед жертвоприношением, оно должно было коснуться цепи. И только после этого старший возносил молитву. Это один из примеров связи человека с Всевышним, Покровителями, предками, а животное в этом ритуале выступает как посредник между тремя мирами: верхним, средним и нижним. (Нарты прямые потомки скифов? Влияние на становление человека?)
Очаг же как портал и первые куски от жертвенных животных, а также пирогов бросаются в него в знак своей благодарности Высшим Силам за всё, что даровано семье свыше и то, что семья не забывает о Боге (осет. Хуыцау, слав. Сварог), Небожителях и о своих предках.