Я не раз упоминала в своих статьях насколько важен фольклор (сказки, сказания, эпос, былины и др.) для каждого человека, то есть для его полноценного формирования. Вникая в повествования, человек рассуждает «что такое хорошо, что такое плохо» и в жизненных ситуациях посредством героев, которые ему предстают в устном народном творчестве, возникает понимание, как ему повести себя правильно.
Так происходит в становлении каждого из нас, от мала до велика, мы представляем из себя сумму накопленных знаний, образов, влияний со стороны общества и пр. (Проклятие, которое страшнее, чем уйти в иной мир?)
Но основные установки, морально-этические нормы закладываются с раннего детства, а на протяжении жизни корректируются и дополняются при желании самого человека. Поэтому не случайно родители читают или рассказывают сказки, сказания детям, чтобы с младенчества у ребёнка формировалось свое личное понимание, каким ему быть и как себя вести в той или иной ситуации. (Семья считается полноценной, когда семь детей?)
Да, я понимаю, времена меняются, но основные принципы, передающиеся испокон веков, остаются неизменными: порядочность, доброта, честь, храбрость и прочие моральные качества, которыми каждый из нас руководствуется по жизни. ("Гость Бога", кто это у алан? Какое отношение и какие условия создавались?)
Возьмём, к примеру, одно из сказаний Нартовского (Нартского) Эпоса (Нарты кадджытае) об Агунде, где отец Сайнаг-алдар безумно любил свою дочь, а разве родители должны по-другому относиться к своим детям?
Агунда же была очень красива, стройна, изящна, взор ее был подобен сиянию солнца, волосы – шелковисты, руки – нежные и белоснежные. Любая женская работа (рукоделие и пр.), за которую бралась прекрасная Агунда, давалась ей с лёгкостью. Уважаемые читатели, разве не красотой и женственностью женщина всегда привлекала мужчину?
Так вот, многие молодые нарты (богатыри) были влюблены в неё и всячески пытались обратить внимание девушки на себя. Причём богатыри вели себя достойно, устраивая соревнования между собой в силе и ловкости, чтобы красавица Агунда удостоила их хотя бы своим взглядом. А разве не так в современном мире, чтобы привлечь внимание красивой девушки, парни начинают демонстрировать свои умения, таланты, ухаживать за ней?
Вернёмся к сказанию. Не обращала внимание прекрасная Агунда на удалых молодцов, сердце её покорила игра на свирели талантливого нарта Ацамаза. А как мы с вами помним, свирель эту подарил Сам Покровитель охотников, лесов и гор Афсати. Вот, мои читатели, что такое сила искусства!
Однажды любящий отец обратился к Агунде:
О, моя единственная своенравная наследница, вижу я, что бесконечно сильно нравятся тебе золотая свирель и красивые мелодии, годовалые олени с ветвистыми рогами, но сильнее всего этого полюбила ты маленького Ацамаза – сына Аца.
Но при первой встречи красавицы Агунды и Ацамаза девушка попросила отдать ей волшебную свирель. Эти слова расстроили юношу, он не понимал, как можно отдать подарок Самого Покровителя и бросил свирель оземь, разлетелась она на мелкие осколки.
Поняла Агунда свою ошибку, собрала осколки свирели и унесла домой в надежде, что однажды явится Покровитель и восстановить волшебный инструмент. Так в дальнейшем и произошло, предстал Афсати перед Агундой в трудные времена, когда для селения нартов единственным спасением была игра на волшебной свирели, ударил Афсати Своей войлочной плетью и собрались осколки снова в волшебную свирель.
Попросил Покровитель отнести без промедления свирель Ацамазу, чтобы он начал играть, это и спасло людей от неминуемой гибели. А разве не подлинная музыка зачастую помогает нам успокоиться, погрузиться в размышления перед принятием каких-либо решений, восстановиться, поднимает настроение, мотивирует, возвышает и в наши дни?
Вот мы с вами взяли отрывок из сказания и сколько всего нравственного для себя обнаружили. Так, может быть, в становлении каждого человека участвует на самом деле фольклор (мудрость народа), передающийся из уст в уста?
И являются ли нарты прямыми потомками скифов?