Вчера мы прогулялись по строящемуся участку новой линии московского метро - Троицкой - от станции «Новаторская» до станции «Коммунарка». Также строится участок «Новаторская» - «ЗиЛ», в ближайшее время начнётся строительства участка от Коммунарки до Троицка.
Но именно участок от «Новаторской» до «Коммунарки» протяженностью 16 километров наиболее готов, его открытие состоится в следующем году, и поэтому на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Мы понаблюдали за ходом работ на каждой станции. И делимся увиденным с вами:
«Новаторская»
Станция располагается на пересечении Ленинского проспекта и улицы Новаторов. При проектировании был учтен ожидаемый пассажирский поток из Новой Москвы - станция будет иметь сразу 2 пересадки на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии.
Над станцией продолжаются работы по восстановлению дорожного полотна Ленинского проспекта в прежних границах. После переброски на эту часть дороги основного хода проспекта начнутся работы по достройке обоих подуличных переходов из северного и южного вестибюлей станции.
Готов один из входных павильонов северного вестибюля станции. Всего у станции будет 7 выходов.
На станции высокая готовность. На платформе полностью уложен гранит, смонтированы панели на путевых стенах. Панели с названием станции - из стекла, остальные - алюминиевые.
На стенах - камень с оригинальной фаской полосами. На потолке строители в спокойном темпе монтируют светильники и панели.
На станции минимум рабочих. Время позволяет выполнить все работы минимальными силами, при этом качественно и без аврала.
А вот над путями никаких потолочных панелей не будет - потолок будет просто выкрашен в черный цвет. И сделано это не из экономии, а из соображений безопасности эксплуатации станции. Дело в том, что из-за вибрации от проходящих поездов металлическая подсистема, на которую крепятся панели и узлы крепления имеют свойство расшатываться. В результате уже на нескольких станциях БКЛ подвесные потолки над путями частично обваливались (работы оперативно устраняются подрядчиками по гарантии в ночное время). Здесь же проектировщики учли этот момент и ничего "подвешивать" над путями не стали.
Рельсы уже давно уложены, по ним проезжает строительная техника. Углы колонн от возможных повреждений защитили досками, а строителей от падения на пути - ограждением.
А вот такие бетономешалки, переоборудованные под движение по "метрошной" колее, можно встретить на метрострое (фото сделано в камере съездов в тупиках для оборота поездов за станцией).
Ближе у к южному торцу платформы - лестница одной из пересадок на действующую станцию БКЛ.
Лестница в центре зала ведет на выход в город через южный вестибюль и на вторую пересадку.
Эскалаторный наклон на станцию БКЛ.
По расчетам здесь ожидается внушительный пассажиропоток, из-за чего здесь смонтировано аж 6 эскалаторов.
«Университет Дружбы Народов»
Станция возводится вдоль ул. Академика Опарина у пересечения с ул. Миклухо-Маклая, в непосредственной близости от главного корпуса РУДН.
У станции будет 1 вестибюль и всего 1 выход со стороны главного корпуса РУДН (остальные выходы реализованы в виде заделов в целях экономии). К выходу ведёт красиво оформленный подуличный переход.
Завершен набор элементов мозаики. В тему названия станции на мозаике изображены достопримечательности разных стран мира.
Вестибюль. Отделка полов и стен практически завершена. По центру кадра - крепления под установку турникетов.
Здесь также красиво обыгрывается название станции - над эскалаторным наклоном северного вестибюля выложено мозаичное панно на тему дружбы народов.
Для того, чтобы мозаичники смогли работать над панно, над эскалатором были собраны леса высотой до 6 метров.
А так выглядит лестница эвакуационного выхода со станции на поверхность. По действующим нормам, если у станции один пассажирский вестибюль, то обязательно должен быть предусмотрен эвакуационный выход.
В эвакуационных выходах эскалаторы, конечно же, не устанавливаются. Была предпринята попытка посчитать количество ступеней, но сбились со счёта :)
Надеемся, эта лестница никогда не будет использоваться по своему предназначению.
Вид на платформу станции с лестницы эвакуационного выхода.
Стены облицованы мрамором - богато.
Оформление платформы, в отличие от вестибюля и перехода - лаконичное, без "архитектурных излишеств" в виде художественного оформления.
Ведутся работы по монтажу подсистемы подвесного потолка и кабельных каналов для многочисленных кабелей.
Вовсю идёт монтаж алюминиевых панелей на путевых стенах, смонтированы панели с названием станции.
Уложены рельсы.
Строительная готовность станции составляет порядка 75%.
На поверхности ведётся активное благоустройство, как вокруг наземных сооружений станции, так и на прилегающих улицах.
«Генерала Тюленева»
Строится в жилом массиве на пересечении улиц Теплый Стан и Генерала Тюленева. Для строительства станции был снесён магазин "Перекрёсток".
Обратная засыпка готового верхнего перекрытия станции завершена, практически все котлованы ликвидированы. Началось восстановление в прежних границах проезжей части улицы Тёплый Стан.
На переднем плане - котлован строительства единственного выхода станции.
Заглянем в котлован с земли. Здесь идут вялотекущие работы по устройству железобетонных конструкций единственного лестничного схода станции.
Спускаемся в вестибюль.
В вестибюле станции готовы перегородки помещений касс и полиции, часть стен уже облицована мрамором.
Монтаж эскалаторов петербургского производства завершился ещё летом.
Над эскалатором смонтированы панели на потолке.
Вид на эскалаторы с платформы. Полностью облицованы стены эскалаторного наклона.
На платформенном уровне закончены работы по облицовке пола и колонн камнем. Колонны здесь будут необычные круглой формы.
К монтажу панелей на потолке и путевых стенах пока не приступили. В верхнем перекрытии - вентиляционные проемы.
"Проба пера" - смонтирована первая панель на путевой стене. Дизайнеры называют это термином "мокап". На протяжении всего процесса строительства подрядчик находится под пристальным авторским надзором - авторы проекта оформления станции могут и не утвердить такой вариант отделки либо способ монтажа.
Прямо на платформе - склад элементов воздуховодов различных размеров.
Этот конструктор "Лего для настоящих мужиков" монтажникам предстоит собрать не только на станции, но и в сотне технических помещений.
Внезапно кинематографичный туман. На самом деле, конечно же, пыль - метростроевец начал резать очередную каменную плиту для отделки пола.
Вид на перегонный тоннель в сторону Новой Москвы. Ведётся укладка верхнего строения пути - путь вывешен в проектных отметках для последующей заливки полушпалков бетоном.
Лестница эвакуационного выхода.
«Тютчевская»
Первая "заМКАДная" станция на Троицкой линии. Располагается на 41 км магистрали вблизи пос. Мосрентген Новой Москвы.
На платформе продолжается облицовка стен, колонн и потолков станции.
Между каждым рядом панелей прячутся линейные светодиодные светильники - на платформе будет ярко.
Задумка архитекторов станции - колонны отделываются стеклом для того, чтобы пассажиры в интерьере могли видеть бетон несущих конструкций и как проходят коммуникации.
Колонны будут облицованы стеклянными панелями триплекс сверху и гранитом "Сибирский" на цоколе.
За стеклом полностью завершены работы по монтажу декоративных труб из нержавеющей стали для прокладки в них кабелей инженерных коммуникаций. В дальнейшем оконечное устройство от каждого кабеля будет выходить через заранее просверленное на заводе отверстие в стекле.
Ведётся монтаж алюминиевых панелей на путевых стенах.
Вдоль всех стен протянутся строки из известных стихотворений Ф.И. Тютчева. Даже по одной этой панели уже угадывается произведение :)
Шрифт называния станции также нестандартный. По задумке авторов проекта - отсылает к начертанию печатных букв в книгах.
В целом станция получается довольно необычной.
Рельсы здесь также уже уложены.
Вид в сторону оборотных тупиков за станцией.
С платформы на подъем сначала будет вести лестница.
А затем эскалатор. Собираются леса для облицовки стен и потолков над наклоном.
В наземном вестибюле станции приступили к отделке.
Прокладываются инженерные системы.
А это подземный переход в перспективный ТЦ. Задел под него построен вместе со станцией, но к строительству самого ТЦ так и не приступили.
На фасаде наземного вестибюля установлены каркасы витражей, в дальнейшем будут установлены стеклопакеты.
Вид с вестибюля на готовые в конструкциях оборотные тупики за станцией.
В эвакуационном выходе станции предусмотрены гермодвери:
При необходимости они герметично отсекут станцию от эвакуационного выхода на поверхность.
Эвакуационный выход уже облицован, смонтировано остекление.
На перегоне в сторону «Корниловской» ещё не везде готово верхнее строение пути.
Сбойка.
«Корниловская»
Строится вдоль Калужского шоссе на его пересечении с ул. Генерала Корнилова, на парковке оптового комплекса "ФудСити". Будет ближайшей к жителям Мосрентгена и Мамырей.
Самая отстающая на сегодняшний день по отделке станция.
Рабочих на станции не наблюдается.
Пробный образец панелей смонтирован на путевой стене. Поставка тоннелей для отделки станции начнется только в январе 2024.
А вот как выглядит отделка путевой стены в проектной документации:
У станции будет 2 вестибюля. Эскалаторный наклон южного подземного вестибюля.
Смонтированы и эскалаторы сосенднего северного вестибюля.
Гермодвери северного эскалаторного наклона. Поскольку северный вестибюль будет наземным, то наверху не получилось установить защитное ограждение. Поэтому его смонтировали внизу на платформе. Также гермодвери смонтированы на лестницах в служебных помещениях.
Кассовый зал северного наземного вестибюля.
Масштабный северный вестибюль.
«Бачуринская»
Располагается в Коммунарке. Из выходов можно будет выйти к префектуре ТиНАО, московскому многопрофильному клиническому центру "Коммунарка", а также к жилому массиву на улицах Сосенский Стан и Александры Монаховой.
На платформе смонтированы первые фермы, к которым будут крепиться эффектные массивные светильники-трубы.
Как это будет выглядеть.
Конструкции ферм очень тяжелые. Для их подъема используются лебедки.
Смонтирован первый пробный участок панелей отделки путевых стен и потолка.
Каждая панель в длину 7 метров и весит почти 100 кг.
В перегонном тоннеле «Корниловская».- «Бачуринская» уже готов путь.
Единственное место станции пока ещё без верхнего перекрытия - участок примыкания тоннелей круглого сечения, построенных тоннелепроходческими комплексами, к станции.
Вид в сторону станции:
Рельсы на станцию подаются довольно оригинальным образом: в торце станции установлен швеллер под уклоном, по которому спускают рельсы на уровень будущего пути.
Вид на платформу из кассового зала вестибюля.
Эта станция, как и соседняя «Коммунарка» пережила смену подрядчика, строительство на долгое время приостанавливалось, были проблемы со строительством участка тоннелей открытым способом, но всё же открыть их в следующем году для пассажиров абсолютно реально.
У станции будет 1 вестибюль с двумя выходами. В вестибюле станции смонтированы закладные под установку турникетов.
Всего здесь установят 12 турникетов - 7 на вход и 5 на выход.
Ведётся строительство выхода №4 на поверхность.
Начался монтаж опалубки верхнего перекрытия перехода.
Перегонный тоннель в сторону «Коммунарки».
«Коммунарка»
Конечная станция на пусковом этапе Троицкой линии и финальный пункт нашей сегодняшней прогулки. Располагается в поселении Сосенское недалеко от деревни Столбово, перпендикулярно трассе "Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе" и станции Сокольнической линии. На последнюю будет иметь пересадку.
Свод станции готов в бетоне почти на всём протяжении - на 90%.
Свод заливают с помощью обычной (не передвижной, как у "Мосметростроя") опалубки.
В Новой Москве много лесов не только на поверхности, но и в метро :)
У станции 1 вестибюль. С платформы в него будут вести 4 эскалатора.
В наклоне идут активные работы. Смонтированы все секции эскалаторов, за исключением верхних (сверху в вестибюле ещё не завершены монолитные работы). Начальство совершает обход станционного комплекса.
Южный торец станции под эскалаторным наклоном.
А так выглядит коридор пересадки на одноимённую станцию Сокольнической линии.
Как и на большинстве конечных (пусть и временно конечной) станциях московского метро, за «Коммунаркой» располагаются оборотные тупики.
В камере съездов вывешиваются пути со стрелочными переводами для их последующего бетонирования.
В самих тупиках практически полностью готово верхнее строение пути.
А это тупиковые упоры - самый южный конец Троицкой линии на сегодняшний день. Здесь мы с вами и завершаем нашу экскурсию.
На сегодня всё. Благодарим за внимание!
Больше репортажей о строительстве Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).