Найти в Дзене

Как строят метро - экскурсия по Троицкой линии московского метрополитена

Оглавление

Вчера мы прогулялись по строящемуся участку новой линии московского метро - Троицкой - от станции «Новаторская» до станции «Коммунарка». Также строится участок «Новаторская» - «ЗиЛ», в ближайшее время начнётся строительства участка от Коммунарки до Троицка.

Но именно участок от «Новаторской» до «Коммунарки» протяженностью 16 километров наиболее готов, его открытие состоится в следующем году, и поэтому на сегодняшний день представляет наибольший интерес. Мы понаблюдали за ходом работ на каждой станции. И делимся увиденным с вами:

«Новаторская»

Станция располагается на пересечении Ленинского проспекта и улицы Новаторов. При проектировании был учтен ожидаемый пассажирский поток из Новой Москвы - станция будет иметь сразу 2 пересадки на одноимённую станцию Большой Кольцевой линии.

-2

Над станцией продолжаются работы по восстановлению дорожного полотна Ленинского проспекта в прежних границах. После переброски на эту часть дороги основного хода проспекта начнутся работы по достройке обоих подуличных переходов из северного и южного вестибюлей станции.

-3

Готов один из входных павильонов северного вестибюля станции. Всего у станции будет 7 выходов.

-4

На станции высокая готовность. На платформе полностью уложен гранит, смонтированы панели на путевых стенах. Панели с названием станции - из стекла, остальные - алюминиевые.

-5

На стенах - камень с оригинальной фаской полосами. На потолке строители в спокойном темпе монтируют светильники и панели.

-6

На станции минимум рабочих. Время позволяет выполнить все работы минимальными силами, при этом качественно и без аврала.

-7

А вот над путями никаких потолочных панелей не будет - потолок будет просто выкрашен в черный цвет. И сделано это не из экономии, а из соображений безопасности эксплуатации станции. Дело в том, что из-за вибрации от проходящих поездов металлическая подсистема, на которую крепятся панели и узлы крепления имеют свойство расшатываться. В результате уже на нескольких станциях БКЛ подвесные потолки над путями частично обваливались (работы оперативно устраняются подрядчиками по гарантии в ночное время). Здесь же проектировщики учли этот момент и ничего "подвешивать" над путями не стали.

-8

Рельсы уже давно уложены, по ним проезжает строительная техника. Углы колонн от возможных повреждений защитили досками, а строителей от падения на пути - ограждением.

-9

А вот такие бетономешалки, переоборудованные под движение по "метрошной" колее, можно встретить на метрострое (фото сделано в камере съездов в тупиках для оборота поездов за станцией).

-10

Ближе у к южному торцу платформы - лестница одной из пересадок на действующую станцию БКЛ.

-11

Лестница в центре зала ведет на выход в город через южный вестибюль и на вторую пересадку.

-12

Эскалаторный наклон на станцию БКЛ.

-13

По расчетам здесь ожидается внушительный пассажиропоток, из-за чего здесь смонтировано аж 6 эскалаторов.

-14

«Университет Дружбы Народов»

Станция возводится вдоль ул. Академика Опарина у пересечения с ул. Миклухо-Маклая, в непосредственной близости от главного корпуса РУДН.

Фото 2022 года.
Фото 2022 года.

У станции будет 1 вестибюль и всего 1 выход со стороны главного корпуса РУДН (остальные выходы реализованы в виде заделов в целях экономии). К выходу ведёт красиво оформленный подуличный переход.

-16

Завершен набор элементов мозаики. В тему названия станции на мозаике изображены достопримечательности разных стран мира.

-17

Вестибюль. Отделка полов и стен практически завершена. По центру кадра - крепления под установку турникетов.

-18

Здесь также красиво обыгрывается название станции - над эскалаторным наклоном северного вестибюля выложено мозаичное панно на тему дружбы народов.

-19

Для того, чтобы мозаичники смогли работать над панно, над эскалатором были собраны леса высотой до 6 метров.

-20

А так выглядит лестница эвакуационного выхода со станции на поверхность. По действующим нормам, если у станции один пассажирский вестибюль, то обязательно должен быть предусмотрен эвакуационный выход.

-21

В эвакуационных выходах эскалаторы, конечно же, не устанавливаются. Была предпринята попытка посчитать количество ступеней, но сбились со счёта :)

-22

Надеемся, эта лестница никогда не будет использоваться по своему предназначению.

-23

Вид на платформу станции с лестницы эвакуационного выхода.

-24

Стены облицованы мрамором - богато.

-25

Оформление платформы, в отличие от вестибюля и перехода - лаконичное, без "архитектурных излишеств" в виде художественного оформления.

-26
-27

Ведутся работы по монтажу подсистемы подвесного потолка и кабельных каналов для многочисленных кабелей.

-28

Вовсю идёт монтаж алюминиевых панелей на путевых стенах, смонтированы панели с названием станции.

-29

Уложены рельсы.

-30

Строительная готовность станции составляет порядка 75%.

-31

На поверхности ведётся активное благоустройство, как вокруг наземных сооружений станции, так и на прилегающих улицах.

-32

«Генерала Тюленева»

Строится в жилом массиве на пересечении улиц Теплый Стан и Генерала Тюленева. Для строительства станции был снесён магазин "Перекрёсток".

В центре снимка - эвакуационный выход. Выполнена отделка одного из вентиляционных киосков.
В центре снимка - эвакуационный выход. Выполнена отделка одного из вентиляционных киосков.

Обратная засыпка готового верхнего перекрытия станции завершена, практически все котлованы ликвидированы. Началось восстановление в прежних границах проезжей части улицы Тёплый Стан.

-34

На переднем плане - котлован строительства единственного выхода станции.

-35

Заглянем в котлован с земли. Здесь идут вялотекущие работы по устройству железобетонных конструкций единственного лестничного схода станции.

-36
-37

Спускаемся в вестибюль.

-38

В вестибюле станции готовы перегородки помещений касс и полиции, часть стен уже облицована мрамором.

-39

Монтаж эскалаторов петербургского производства завершился ещё летом.

-40

Над эскалатором смонтированы панели на потолке.

-41

Вид на эскалаторы с платформы. Полностью облицованы стены эскалаторного наклона.

-42

На платформенном уровне закончены работы по облицовке пола и колонн камнем. Колонны здесь будут необычные круглой формы.

-43

К монтажу панелей на потолке и путевых стенах пока не приступили. В верхнем перекрытии - вентиляционные проемы.

-44

"Проба пера" - смонтирована первая панель на путевой стене. Дизайнеры называют это термином "мокап". На протяжении всего процесса строительства подрядчик находится под пристальным авторским надзором - авторы проекта оформления станции могут и не утвердить такой вариант отделки либо способ монтажа.

-45

Прямо на платформе - склад элементов воздуховодов различных размеров.

-46

Этот конструктор "Лего для настоящих мужиков" монтажникам предстоит собрать не только на станции, но и в сотне технических помещений.

-47

Внезапно кинематографичный туман. На самом деле, конечно же, пыль - метростроевец начал резать очередную каменную плиту для отделки пола.

-48

Вид на перегонный тоннель в сторону Новой Москвы. Ведётся укладка верхнего строения пути - путь вывешен в проектных отметках для последующей заливки полушпалков бетоном.

-49

Лестница эвакуационного выхода.

-50

«Тютчевская»

Первая "заМКАДная" станция на Троицкой линии. Располагается на 41 км магистрали вблизи пос. Мосрентген Новой Москвы.

-51

На платформе продолжается облицовка стен, колонн и потолков станции.

-52

Между каждым рядом панелей прячутся линейные светодиодные светильники - на платформе будет ярко.

-53

Задумка архитекторов станции - колонны отделываются стеклом для того, чтобы пассажиры в интерьере могли видеть бетон несущих конструкций и как проходят коммуникации.

-54

Колонны будут облицованы стеклянными панелями триплекс сверху и гранитом "Сибирский" на цоколе.

-55

За стеклом полностью завершены работы по монтажу декоративных труб из нержавеющей стали для прокладки в них кабелей инженерных коммуникаций. В дальнейшем оконечное устройство от каждого кабеля будет выходить через заранее просверленное на заводе отверстие в стекле.

-56

Ведётся монтаж алюминиевых панелей на путевых стенах.

-57

Вдоль всех стен протянутся строки из известных стихотворений Ф.И. Тютчева. Даже по одной этой панели уже угадывается произведение :)

-58

Шрифт называния станции также нестандартный. По задумке авторов проекта - отсылает к начертанию печатных букв в книгах.

-59

В целом станция получается довольно необычной.

-60
-61

Рельсы здесь также уже уложены.

-62

Вид в сторону оборотных тупиков за станцией.

-63

С платформы на подъем сначала будет вести лестница.

-64

А затем эскалатор. Собираются леса для облицовки стен и потолков над наклоном.

-65

В наземном вестибюле станции приступили к отделке.

-66

Прокладываются инженерные системы.

-67

А это подземный переход в перспективный ТЦ. Задел под него построен вместе со станцией, но к строительству самого ТЦ так и не приступили.

-68
-69

На фасаде наземного вестибюля установлены каркасы витражей, в дальнейшем будут установлены стеклопакеты.

-70

Вид с вестибюля на готовые в конструкциях оборотные тупики за станцией.

-71

В эвакуационном выходе станции предусмотрены гермодвери:

-72

При необходимости они герметично отсекут станцию от эвакуационного выхода на поверхность.

-73

Эвакуационный выход уже облицован, смонтировано остекление.

Фото от октября 2023.
Фото от октября 2023.

На перегоне в сторону «Корниловской» ещё не везде готово верхнее строение пути.

-75

Сбойка.

-76

«Корниловская»

Строится вдоль Калужского шоссе на его пересечении с ул. Генерала Корнилова, на парковке оптового комплекса "ФудСити". Будет ближайшей к жителям Мосрентгена и Мамырей.

Самая отстающая на сегодняшний день по отделке станция.

-78

Рабочих на станции не наблюдается.

-79

Пробный образец панелей смонтирован на путевой стене. Поставка тоннелей для отделки станции начнется только в январе 2024.

-80

А вот как выглядит отделка путевой стены в проектной документации:

-81

У станции будет 2 вестибюля. Эскалаторный наклон южного подземного вестибюля.

-82

Смонтированы и эскалаторы сосенднего северного вестибюля.

-83

Гермодвери северного эскалаторного наклона. Поскольку северный вестибюль будет наземным, то наверху не получилось установить защитное ограждение. Поэтому его смонтировали внизу на платформе. Также гермодвери смонтированы на лестницах в служебных помещениях.

-84

Кассовый зал северного наземного вестибюля.

-85

Масштабный северный вестибюль.

-86

«Бачуринская»

Располагается в Коммунарке. Из выходов можно будет выйти к префектуре ТиНАО, московскому многопрофильному клиническому центру "Коммунарка", а также к жилому массиву на улицах Сосенский Стан и Александры Монаховой.

-87

На платформе смонтированы первые фермы, к которым будут крепиться эффектные массивные светильники-трубы.

-88

Как это будет выглядеть.

Рендер.
Рендер.

Конструкции ферм очень тяжелые. Для их подъема используются лебедки.

-90
-91

Смонтирован первый пробный участок панелей отделки путевых стен и потолка.

-92

Каждая панель в длину 7 метров и весит почти 100 кг.

-93

В перегонном тоннеле «Корниловская».- «Бачуринская» уже готов путь.

-94

Единственное место станции пока ещё без верхнего перекрытия - участок примыкания тоннелей круглого сечения, построенных тоннелепроходческими комплексами, к станции.

-95

Вид в сторону станции:

-96

Рельсы на станцию подаются довольно оригинальным образом: в торце станции установлен швеллер под уклоном, по которому спускают рельсы на уровень будущего пути.

-97

Вид на платформу из кассового зала вестибюля.

-98

Эта станция, как и соседняя «Коммунарка» пережила смену подрядчика, строительство на долгое время приостанавливалось, были проблемы со строительством участка тоннелей открытым способом, но всё же открыть их в следующем году для пассажиров абсолютно реально.

-99

У станции будет 1 вестибюль с двумя выходами. В вестибюле станции смонтированы закладные под установку турникетов.

-100

Всего здесь установят 12 турникетов - 7 на вход и 5 на выход.

-101

Ведётся строительство выхода №4 на поверхность.

-102

Начался монтаж опалубки верхнего перекрытия перехода.

-103

Перегонный тоннель в сторону «Коммунарки».

-104

«Коммунарка»

Конечная станция на пусковом этапе Троицкой линии и финальный пункт нашей сегодняшней прогулки. Располагается в поселении Сосенское недалеко от деревни Столбово, перпендикулярно трассе "Солнцево-Бутово-Варшавское шоссе" и станции Сокольнической линии. На последнюю будет иметь пересадку.

-105

Свод станции готов в бетоне почти на всём протяжении - на 90%.

-106

Свод заливают с помощью обычной (не передвижной, как у "Мосметростроя") опалубки.

-107

В Новой Москве много лесов не только на поверхности, но и в метро :)

-108

У станции 1 вестибюль. С платформы в него будут вести 4 эскалатора.

-109

В наклоне идут активные работы. Смонтированы все секции эскалаторов, за исключением верхних (сверху в вестибюле ещё не завершены монолитные работы). Начальство совершает обход станционного комплекса.

-110

-111

Южный торец станции под эскалаторным наклоном.

-112
-113

А так выглядит коридор пересадки на одноимённую станцию Сокольнической линии.

-114
-115

Как и на большинстве конечных (пусть и временно конечной) станциях московского метро, за «Коммунаркой» располагаются оборотные тупики.

-116

В камере съездов вывешиваются пути со стрелочными переводами для их последующего бетонирования.

-117

В самих тупиках практически полностью готово верхнее строение пути.

-118

А это тупиковые упоры - самый южный конец Троицкой линии на сегодняшний день. Здесь мы с вами и завершаем нашу экскурсию.

-119

На сегодня всё. Благодарим за внимание!

Больше репортажей о строительстве Московского метрополитена можно найти здесь: https://vk.com/razvitie_metro_msk Подписывайтесь на нас и в других социальных сетях (ссылки на главной странице профиля).