Найти тему
Строительный мир

2000 км под водой: началось проектирование самого длинного в мире тоннеля

Этот грандиозный по своим масштабам проект активно обсуждался на протяжении последних нескольких лет (впервые концепцию представили в 2018 г.). В его реализацию, по крайней мере в обозримом будущем, верили далеко не все, слишком уж грандиозная задача — проложить железную дорогу протяженностью почти 2 тыс. км под водами Аравийского моря.

Тем не менее осенью 2023-го, как сообщает Национальное консультативное бюро ОАЭ, арабские инженеры приступили к предварительным исследованиям и разработке высокоскоростного поезда, который, как подчеркивается, будет разгоняться до 1000 км/ч, что позволит преодолеть расстояние между индийским городом Мумбаи и эмиратом Эль-Фуджайра всего за два часа — это в 1,5 раза быстрее, чем на самолете.

Поэтому, хотя речь и идет об условной железной дороге, вряд ли это будет классическая стальная магистраль. Напомним, рекорд скорости в этом отношении принадлежит французскому электропоезду TVG, который в 2007-м во время испытаний на линии между Страсбургом и Парижем разогнался до 574,8 км/ч (обычная средняя скорость во время движения таких составов — 260 км/ч). А в 2022-м китайский CR450 развил скорость 453 км/ч.

© Alain Stoll / CC BY-SA 2.0 (Французский электропоезд во время испытаний в 2007 г., когда был установлен рекорд скорости. Стоит отметить, что TGV в основном использует специально построенные пути, называемые LGV)
© Alain Stoll / CC BY-SA 2.0 (Французский электропоезд во время испытаний в 2007 г., когда был установлен рекорд скорости. Стоит отметить, что TGV в основном использует специально построенные пути, называемые LGV)

Абсолютный же рекорд скорости (603 км/ч) для железнодорожного транспорта принадлежит японскому Синкансэн L0 (JR-Maglev) — его установили в апреле 2015-го. Однако в данном случае речь идет о поезде на магнитной подушке. Какая система будет выбрана для трассы, призванной соединить Объединенные Арабские Эмираты с Индией — пока неизвестно. Не ясно и какому типу подводного тоннеля отдадут предпочтение. Пять лет назад сообщалось, что это может быть плавучий погружной тоннель, который будут удерживать понтоны и якоря — аналогичный (только автодорожный) объект проектируют в Норвегии. Правда, в скандинавской стране речь идет о сооружении куда меньших размеров.

Авторы арабского проекта отмечают, что подводное путешествие будет весьма увлекательным для пассажиров, так как часть тоннеля сделают прозрачным — это позволит любоваться красотами подводного мира. Кроме людей по будущей трассе намерены перевозить различные грузы. В частности, как упоминалось раннее, по линии преимущественно из ОАЭ в Индию будут доставлять нефть.

Пока крайне сложно говорить о стоимости и сроках проекта. До сих пор многие наблюдатели не верят в реальность его реализации. Хотя подобный скепсис некогда выражали и относительно других аналогичных инициатив, казавшихся в свое время фантастикой. Например, такое отношение некогда было к Евротоннелю (50,4 км), соединившему в итоге берега Англии и Франции. Его обсуждали еще в XIX в., но воплотили лишь в 1990-х.

© Zacharie Grossen / CC BY-SA 4.0 (Готардский базисный тоннель)
© Zacharie Grossen / CC BY-SA 4.0 (Готардский базисный тоннель)

Напомним, сегодня самым длинным транспортным тоннелем в мире является шестая линия метрополитена Чэнду — 68,2 км. Без учета подземки таковым остается железнодорожный Готардский базисный тоннель (Швейцария) — 57,1 км. Среди тоннелей всех типов №1 считается Делаверский акведук — американский водопровод протяженностью 137 км построенный в 1945 году. На этом фоне будущая дорога Мумбаи – Эль-Фуджайра, действительно, может показаться нереальной затеей.

Почему боялись строить тоннель под Ла-Маншем: неудачная попытка реализации грандиозного проекта
Строительный мир22 января 2022