До сих пор в моём старом деревенском доме хранится немало предметов быта советского периода, которые в 1960-1970-ые годы прошлого века считались писком моды среди деревенской молодёжи и несбыточной мечтой большинства женщин, обременённых повседневными тяготами домашнего хозяйства.
Не один десяток лет они верой и правдой служили своим владельцам. Многие из них по прошествии времени находятся в приличном состоянии и ждут своего звёздного часа в кладовых и на чердаках. Кстати, мне доподлинно известно, что многие люди преклонного возраста до сих пор пользуются подобными раритетами, не испытывая при этом никакого дискомфорта при общении с ними. Наверное, для нынешней молодёжи эти бытовые предметы представляются диковинными и непривлекательными с точки зрения возможной раритетной выгоды, но у людей старшего поколения, которые в ту пору были 16-летними подростками, они, безусловно, вызывают ностальгию.
Итак, что же было предметом нашего вожделения полвека тому назад?
В советские времена радиоточка являлась обязательным атрибутом каждого деревенского дома, являясь единственным источником получения новостной информации и средством общения государства с населением, чему в те годы придавалось особое значение. Особенно проводное радио обожали старушки, в силу преклонного возраста вынужденные большую часть времени проводить в четырёх стенах. Да и ребятня, игравшая в кубики, с интересом прислушивалась к этой висящей на стене говорящей волшебной коробочке, из недр которой то и дело раздавалось любимое "В шорохе мышином, в скрипе половиц медленно и чинно сходим со страниц...".
В связи с демографическим кризисом в начале 1990-ых актуальность радиовещания в деревне сошла на нет, содержание и обслуживание сетей стало затратным, и они в одночасье были у населения обрезаны. А вот многое повидавшие на своём веку старые радиоприёмники до сих пор в ряде домов так и продолжают висеть на стене…
В середине 1960-ых в нашей калининской деревне неожиданно появился первый телевизор, вызвавший настоящий фурор. Счастливыми обладателями оного (в силу малого возраста не помню, как он назывался), стали две одинокие сестры в годах, дом которых на несколько лет стал центром притяжения всех деревенских обитателей, особенно детей. Помню, как мы с нетерпением ожидали вечера, чтобы насладиться телевизионным чудом! На просмотры ходили семьями: взрослым расставляли стулья и табуретки, а детвора рассаживалась прямо на полу. При этом совсем не важно было - что смотреть…
И только лишь в конце 1960-ых благодаря московской родне наконец-то и в нашем доме случился праздник: появился «Рекорд-64»! Принимал он четыре программы, приём был не очень качественный, но прослужил телевизор нам почти десять лет. Замечу, что телевизор этой марки в те годы в СССР был сверхпопулярен и имелся в каждой пятой семье. Неудивительно, что многие деревенские жители при покупке охотно делали свой выбор в его пользу.
В начале 1970-ых в доме появилась рижская сетевая ламповая радиола "Ригонда-102". Самое главное - в ней было установлено трёхскоростное пусковое устройство для воспроизведения записей с грампластинок, которых в нашей деревенской семье хранилось предостаточно. Собираясь в домашнем кругу, мы больше предпочитали именно эту функцию радиолы, нежели обычное прослушивание радиопередач.
Когда в 1981 году на Иркутском радиозаводе началось производство радиолы "Илга 301-1", имевшей встроенный радиоприёмник и функцию воспроизведения пластинок, наша семья не преминула возможностью воспользоваться новинкой. Благо цена той на середину восьмидесятых составляла около 120 рублей, что было нам вполне по карману.
Её внешний вид был весьма современен: в то время как многие радиолы выпускались в корпусах из фанеры, обтянутые плёнкой под шпон, имитирующий породы ценного дерева, у "Илги" он был из пластмассы. Пожалуй, единственным неудобством было то, что из-за отсутствия привычного зелёного огонька она не создавала такого уюта, который отличал радиолы "старой школы". А ещё у нашей "Илги" довольно быстро треснула крышка - увы, не выдержала тяжесть нагромождённых грампластинок!
Радиоприёмник ВЭФ-202 можно уверенно назвать советской легендой. Действительно, это был массовый радиоприёмник, выпуск которого начался в начале 1970-ых. Довольно дорогой по тем временам (стоил около 150 руб.), он был предназначен для приёма радиостанций в диапазонах длинных, средних и пяти коротких волн. С его помощью можно было ловить вражеские «голоса»- «Голос Америки», «Би-Би-Си», «Радио «Свобода», «Немецкую волну» и иже с ними, поскольку «глушилки» наших спецслужб в соответствующих диапазонах работали неэффективно. Помню, как в радостном ожидании замирало сердце, когда глубокой ночью из приёмника звучала знакомая музыкальная заставка: «Сева, Сева Новгородцев, город Лондон, «Би-Би-Си».
Пожалуй, единственное неудобство представлял его вес - около 3 кг. (это с шестью батарейками). Тем не менее, будучи громоздким и тяжёлым, он всё равно пользовался популярностью у советской молодёжи из-за своих характеристик и качества.
Мною ВЭФ-202 эксплуатировался вплоть до начала 2000-ых, пока ему на смену не пришли более облегчённые радиоприёмники. Всё это время он находится в исправном состоянии (замечу, что за тридцать лет ни разу не подвергался ремонту!) и хранится в старом деревенском доме. Единственное повреждение - утрата "пипки" на телескопической антенне...
Любопытно, что под платой внутри радиоприёмника при покупке можно было обнаружить сложенный листок бумаги с вот такой надписью:
Мы подрастали и требовали новых «игрушек». В середине 1970-ых на один из праздников мать сделала нам шикарный подарок, купив по случаю стационарный катушечный магнитофон "Комета-209". Стоил он тогда, как мне помнится, около 200 рублей (зарплата отца-шофёра). Впоследствии магнитофон нещадно эксплуатировался на всех семейных посиделках и был предметом нашей гордости. Поскольку у него имелась функция записи со всех источников звука, мы сумели за несколько лет создать огромную домашнюю фонотеку, в т.ч. с голосами всех членов семьи.
С годами магнитофон вышел из строя, да и записи претерпели качественные изменения, поскольку ферромагнитные шосткинские плёнки сохраняются с трудом, а в деревенском доме создать необходимый для них температурный режим довольно проблематично. Но при желании восстановить его работоспособность вполне возможно...
А вот из переносных кассетных магнитофонов огромной популярностью в молодёжной деревенской среде в середине 1970-ых пользовалась «Весна-202», постепенно вытеснившая из обихода громоздкую и тяжеловесную (12 кг.!) «Комету». Достать этот магнитофон было проблематично, да и цена кусалась- 200 рублей (деревенские зарабатывали тогда в среднем около 120). При этом «Весна-202» не могла похвастаться ни качеством звукозаписи, ни высоким уровнем воспроизводства: она легко угадывалась по характерному лишь для неё искажённому звуку. Хотя нас эти шумовые проблемы ничуть не смущали и не мешали наслаждаться забойной музыкой! К тому же, магнитофон был удивительно прост в обращении.
Порой создавалось впечатление, что с «Весной» мы не расставались ни днём, ни ночью: брали с собой во все поездки и выходы на природу, с ней работали на огородах и колхозных полях, популярный кассетник был способен собрать молодёжь лучше любого штатного организатора. Собираясь на «посиделки» на деревенском складе или на танцы в соседнее село, один из местных парней непременно прихватывал с собой любимый магнитофон, тут же становясь нарасхват у всех девчонок. А ещё он был настолько прочен, что при возникновении всякого рода «разборок» нередко употреблялся нами в качестве подручного средства.
Первые деревенские фотографии были сделаны мною в начале 1970-ых с помощью простенького, лёгкого и (главное!) дешёвого (что-то в районе 15 руб.) фотоаппарата «Смена-8М», который специально был куплен матерью для нашего самообучения навыкам фотодела. Замечу, что с этого невзрачного «фотика» многие начинали свой путь в познание чудесного мира фотоискусства. По утверждению Довлатова, с его помощью можно было виртуозно снимать даже «не приходя в сознание»…
Позднее на смену «Смене» пришли более профессиональные фотоаппараты, но этот всё равно остаётся для меня любимым.
Незаменимой в домашнем деревенском хозяйстве в советские времена стала стиральная машина «Ока-7». В нашей семье она появилась лишь в середине 1960-ых. До этого матери приходилось вручную обстирывать многочисленное семейство. Неудивительно, что во время стирки она ласково называла её «моя любимица» (так она ещё называла лишь дочку да корову-кормилицу). Когда на прилавках наших магазинов появилась продукция зарубежных изготовителей, большинство отечественных стиральных машин были выброшены и преданы забвению. Это не коснулось лишь «Оки».
А наша старая стиральная машина до сих пор ещё вполне работоспособна и ждёт своего часа в кладовке деревенского дома…
Так же, как и старенький холодильник «Саратов-1615 М», купленный родителями одновременно со стиральной машиной в середине 1960-ых. Несмотря на небольшой размер, он обладал повышенной вместимостью. А это было главным для нашей многочисленной деревенской семьи. Старенький погреб уже не справлялся со своей основной функцией - держать холод, а поэтому над хранящимися там домашними мясомолочными продуктами летом регулярно висел дамоклов меч...
Что ж, со своей задачей холодильник успешно справился! Неспроста в народе его прозвали «вечным холодильником», поскольку был сделан добротно и на века!
Читайте мои последние публикации на канале:
Наиболее популярные публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!