До своего замужества Наташа и вообразить не могла, что свекровь станет ее лучшей подругой. А если бы ей кто-то предсказал такое, то она бы этому человеку рассмеялась в лицо! Дело было в том, что Наташа, как и многие другие молодые девушки, в свое время наслушалась всяких историй о том, что свекрови и невестки живут… ну, мягко говоря, не особо дружно! И хотя она понимала, что вообще то, все от конкретного человека зависит, но все равно — Наташа думала, что с мамой будущего супруга, когда такой мужчина найдется, у нее будут в лучшем случае нейтральные, но никак не приятельские отношения!
Но теперь, когда с даты свадебного торжества прошло уже почти двадцать лет, Наталья не могла вообразить, чтобы у нее была подруга более надежная, веселая, понимающая и во всех отношениях замечательная, чем Тамара Степановна! Она, кстати, в первый же день знакомства велела невестке будущей перейти на ты и отбросив формальности, звать ее просто Томой.
- Не понимаю я тебя, - сказала мама Наташи, наблюдавшая за тем, как дочка аккуратно укладывает в клетчатую сумку вещи — это были кое-какие вещи, заказанные Томой из города. - Что у них, своих магазинов нету? В крайнем случае, все можно купить сегодня в Интернете!
- Мне не тяжело, - ответила Наташа. Мама продолжила говорить, высказалась, что на дочке все деревенские родственники привыкли ездить.
Наташа игнорировала. Потому что знала — если позволить себя зацепить и утянуть в разговор, то увязнуть в нем можно надолго! А на это нет ни сил, ни времени, ни желания. И зачем объяснять все уже сто раз сказанное?
Нет, совсем нетрудно было Наташе для свекрови в городе купить качественную пряжу в магазине для рукоделия, привезти ее любимого кофе в зернах и еще кое-чего доставить. Она все равно собиралась в деревню — ездила в гости стабильно раз в месяц, а то и чаще. Причем, в последние годы Игорь часто не присоединялся — он вообще вечно занят был. Наташа это, кстати, не особо понимала — чем, спрашивается, так может сильно быть занят человек, чтобы на родителей собственных, на родную девяностолетнюю бабушку не хватило времени?
Наконец, со сборами было покончено и Наташа, получив сообщение на смартфон о том, что такси приехало, вышла из квартиры. Теперь вокзал, поезд и нижняя полка в купе, а утром — уже будет на месте, в деревне Березовка. И там можно будет вздохнуть спокойно! Потому что дома творилось такое…
Вообще, когда Наташа была моложе, то она, как и многие люди, планировала свое будущее в светлых, сияющих красках! Это чтобы ипотеку закрыли досрочно, муж про годовщину знакомства не забывал, ребенок был отличником или хотя бы не доводил до инфаркта, чтобы ранняя седина обошла стороной и на работе после сорока не теснила молодежь… А как же вышло в реальности? Ну, тоже не слишком плохо.
Ипотеку за двухкомнатную квартиру на вторичном рынке закрыли шесть лет назад. Седина была и много, но Наташа все равно, сообразно личному чувству прекрасного, красила волосы в глухой рыжий цвет, который ее знакомая парикмахер называла «золотым янтарем». Единственный ребенок — сын Вадим, рос, кажется, более-менее приличным человеком и уже учился на первом курсе ВУЗа, в будущем должен был стать менеджером. На работе, то есть в родной бухгалтерии фирмы, торговавшей посудой, Наталью ценили и регулярно премировали. Что до взаимоотношений с супругом…
Она давно уже привыкла к тому, что Игорю в принципе чужда всякая там романтика и прочие красивости, сопровождающие истории любви. Он забывал про годовщины, не говоря уже о четырнадцатом февраля, а перед каждым Днем рождения Наташи умудрялся выбрать ей в подарок какую-нибудь чепуху, потом виновато (но как-то не особо искренне) извиняясь за то, что забыл, какие же она любит цветы и конфеты. Но в принципе, полагала Наташа, ведь романтика всяческая, это ведь не главное во взаимоотношениях мужчины и женщины, в брачной жизни?
А вот что действительно было обидно и неприятно, так это то, что они в последнее время стали с ним все больше ссориться по мелочам. Создавалось впечатление, что Игорь вечно чем-то недоволен, что она его раздражает!
Но пока Наташа ехала в поезде, она старалась о муже не думать. Зачем о нем, спрашивается, думать, если он и так перед глазами мельтешит в режиме двадцать четыре на семь? Достав из сумочки любовный роман, она погрузилась в чтение… Вообще, мама Наташи посмеивалась над тем, что дочка увлекается такой несерьезной литературой, но Наталья в этом не видела ничего дурного. Разве книжка мешала ей готовить вкусные обеды и прибираться в доме? Разве мешала она ей выполнять свои профессиональные обязанности или воспитывать сына? Нет! Всего лишь служила приправой к повседневности, в которой все было нормально, как надо, спокойно, размеренно, благополучно… Ну, в которой вроде все более-менее было. Наконец, поезд остановился на нужной станции и Наташа, не чувствуя веса сумок, вылетела на перрон, полной грудью вдохнула свежий воздух! Да, на вокзале не особо и свежий воздух был, но совсем рядом была дорога на деревню и она уже предвкушала весь этот простор красоты…
Лента реки, по обоим берегам которой простираются заливные луга. Березовая роща и лес, в котором, между прочим, уже есть что пособирать. Никакого громкого гула машин! И главное — особый ритм жизни… Впрочем, приезжая в гости на пару дней, без дела Наташа совсем уж не сидела и хотя свекровь и отмахивалась от помощи, но она все равно рвалась что-нибудь поделать на огороде, в доме или во дворе.
- Ну, садись, рассказывай новости, - улыбнулась Тома, когда встретив Наташу, усадила ее за накрытый стол. Накрыла, кстати, как всегда разнообразно — выставив соленья, варенья и вообще все съестное, что в доме нашлось.
Наталья, неспешно прихлебывая черный чай с добавлением душистых, собственноручно Тамарой собранных трав, рассказывала новости.
- Игорь говорит, что если мы квартиру сейчас продадим и две однушки возьмем, то лучше будет, потому что сыну то все равно скоро жилье отдельное понадобится, - поделилась она. - Ну, мои добавят, они давно уже копили на это. А мы кредит возьмем, только небольшой, чтобы года за четыре справится. Тома, что такое? Сердце?! - Наташа встревожилась, потому что свекровь вдруг как-то побледнела и лицо скривила.
- Я думала, может, попозже про это поговорить, - сказала свекровь. - Но тянуть, похоже, нельзя. Наташа! Ты мне все эти годы как дочка была, веришь?
Она кивнула. Тамара говорила правду — взаимоотношения между ними давно уже перешагнули рубеж обыкновенной вежливости, которого может хватить для мирного сосуществования невестки и свекрови.
Правда, так было не всегда… Иными словами, они друг другу стали подружками лучшими не со дня знакомства, естественно! Потому что сперва, конечно же, Тома присматривалась к особе, которая у нее «забирала» сына, а Наташа побаивалась вызвать чем-нибудь гнев той, которая своим влиянием еще, чего доброго, может помешать им с Игорем пожениться.
И до сих пор одним из самых любимых воспоминаний Наташи была история о том, как она, решив показать свекрови, какая она умница-помощница, напросилась поработать в огороде.
- Сорняки прополоть бы, ну и полить, граблями пройтись надо, - сказала Тамара. - Если ты умеешь, конечно…
- Умею! - выпалила Наташа.
И это была чистая, как вода родниковая, ложь! Потому что она на даче не умела делать ничего сложнее, чем собирать урожай. Вот как-то так повелось, что приезжая на дачу родителей, Наташа всегда страшно ленилась, упрямилась, не хотела помогать и в итоге мама, хоть и ругалась, но просто поручала ей работу не огородную, а допустим, в доме. Но сейчас, конечно, нельзя было в таком позоре лентяйском признаваться! И вот, Наташа отправилась на огород. Пропадала там два часа почти…
Свекровь же, приготовив к обеду окрошку и постирав вещи, решила уже позвать невестку и… Едва сдержалась от вопля ужаса, когда увидела, во что превратились ее грядки! Потому что над ними действительно старательно поработали. Вот только после такой старательности об урожае клубники, огурчиков и морковки можно было забыть! Наташа тогда, кстати, ревела много и долго, извинялась и обещала все исправить! А Игорь назвал ее дурой.
- Не смей! - погрозила ему тогда пальцем Тамара. - Человек по незнанию, как лучше хотел. Что, есть на нечего теперь будет? И чтоб от тебя я больше такого про твою невесту не слышала, понял?!
И уже намного позже оглядываясь назад, Наташа понимала, что примерно вот с этого момента и началась их дружба. И больше крупных промахов она, кстати, не допускала.
- Так о чем вы хотели поговорить? - спросила Наташа.
- О том, что Игорь тебе изменяет.
Слова эти свекровь произнесла буднично, легко. Но взгляд при этом был серьезным.
- Я сама недавно узнала. И вот… Не могу я про такое молчать! - и Тамара заговорила.
Оказалось, что около трех месяцев назад Игорь начал встречаться с одной женщиной, а точнее — с некой Оксаной, которая работала в том же бизнес-центре, где находилась его фирма. И вот, в последнее время эти встречи становились все более регулярными, а чувства к Оксане, заставили Игоря задумать о разводе. Он так и сказал матери — я, мол, влюбился, хочу развестись!
- Но… Как же это? - растерялась Наташа. - У нас же все хорошо… Как это возможно! А вы, - она смотрела умоляюще. - Могли что-то напутать?
Нет, ответила Тамара, ничего она не напутала. Просто ей невыносимо больше молчать об этом… Да, она, безусловно, любит своего сына и желает ему счастья! Она понимает, какой у Игоря непростой характер и также понимает, что у Наташи — он тоже непростой и соответственно, двоим таким людям может быть непросто ужиться вместе… Только, сказала Тома, она считает, что очень плохо ее сын поступает и нельзя о таком молчать.
- Но ведь мы столько лет уже вместе! - воскликнула Наташа. - Я просто не понимаю. За что?!
- Я, конечно, не философ, но это, наверное, вечный вопрос, сколько люди живут на Земле, - грустно улыбнулась Тамара. - За что разлюбил? Чем не угодила, если раньше нравилась? Ох, милая, поверь, если бы только я знала, что тебе ответить, какой совет дать, чтобы брак спасти, так я бы все сказала, без утайки!
- Значит, вы считаете, что наш брак уже спасти? - у нее дрогнул голос.
- Я не знаю, - сказала свекровь. - В конце-концов, решение то принимать не я буду. В общем, мне показалось… Что правильно тебе будет обо всем знать! А еще я считаю, что бывают в жизни вещи, которые нельзя прощать.
Естественно, выходные в деревне были испорчены и Наташа считала часы до возвращения в город. Но чем ближе становился дом родной и… муж, уже как бы и не особо родной, тем больше ее терзали сомнения. Как к нему подступиться с этим разговором? Нужно ли обвинять его напрямую в предательстве или сперва узнать, почему он так поступил? Ведь кажется, говорят, вон, в журналах пишут и на ток-шоу, которые мама смотреть любит, что измены никогда не совершаются на ровном месте и как бы жена в них виновата.
Наташа так волновалась, что в этот же день у нее подгорел ужин! А с мужем она в итоге так и не поговорила. Потому что это было слишком страшно — услышать холодное признание в том, что между ними все кончено.
Потом началась рабочая неделя и Наташа использовала ее как повод для того, чтобы потянуть еще время — мол, поговорю с ним на выходных, обязательно! Но на выходных она решила сперва все обсудить со своей мамы. Быть может, у нее найдется совет? И он нашелся. Вот только не такой, который Наталья была готова услышать.
- Ну, а чего ты хотела? - развела Светлана руками. - Сама виновата, милая!
- Что? - Наташа хлопала глазами. Потому что мама сказала нечто нереальное! Вроде как в глобальном потеплении ее скромную персону объявила.
- Запустила ты себя, - со вкусом пустилась в объяснения Светлана. - Вот как у тебя история, было так с Катей Солнцевой. Помнишь ее? Ну, она еще в ту же музыкальную школу ходила, что и ты… Вспоминай давай!
- Не помню, - тяжело сглотнула Наташа. - Мам, да при чем тут чужие люди? Я про свою жизнь хотела…
- При том, что если бы ты в принципе больше думала, реальнее на все смотрела, то этого бы не произошло, - Светлана добавила в интонацию наставнических оттенков и подняла палец. - Это же всем известно — после сорока лет у мужчин случается кризис среднего возраста и соответственно, они начинают искать для себя утешения и приключений. А хорошая жена, если с головой дружит, должна сперва о том подумать, как сделать так, чтобы муж то не ушел? Чем его задобрить, удержать? Вот от Кати, когда она потолстела, муж ушел.
Наталья от мамы услышала еще очень много того, что могло бы быть «полезно». И домой возвращалась в таком состоянии… В общем, ревела в ванной потом!
А Игорь… Ну, как можно было не заметить отеков на глазах и красного носа? Хоть бы поинтересовался, что случилось! Но он только ходил по дому, да насвистывал себе под нос. И она, кстати, терпеть не могла эту его привычку, бесила страшно! А вот сын — заметил и спросил, что случилось.
- Ничего, - ответила Наташа и внутренне в комочек, будто еж, сжалась, вообразив, каково будет ее мальчику, когда семья развалится.
Хорошо хоть, что не крошка-малыш уже, не придется решать, с кем из родителей жить останется! А с кем, кстати, он захочет остаться? Ну, тут Наташа не сомневалась, что на отца ее сын будет злиться очень сильно и долго, так что… Уже плюсик в мою копилку, подумала Наташа, не останусь одна совсем, после того, как ты уйдешь! Да, теперь она уже и без разговора с Игорем не сомневалась в том, что между ними все кончено.
На следующее утро, пока муж на работу собирался, Наташа, кстати, слышала, как он с кем-то тихо-тихо по телефону разговаривал и употребил слово «зайчонок». Интересно, усмехнулась она, это он зама начальника так величает, Любовь Викторовну, которой уже пятьдесят пять лет или прямо своего босса? А может, стоматологу своему звонит или сантехнику? Нет, конечно же, еще шире и еще с большей горечью усмехнулась Наташа, это он, конечно же, с НЕЙ говорит!
Муж ушел на работу. Сын умчался к друзьям-товарищам, да еще потом на занятия к репетитору по английскому. А Наташа…
- Да плевать на тебя! - выкрикнула она вдруг громко, на всю квартиру и зажмурилась, потому что ощущение от того, что вслух впервые позволила себе выразить чувства, было просто шикарным!
А потом Наташа подумала, а чего, собственно, она ждет? Она оделась посимпатичнее — в костюм вишневого оттенка, который обычно надевала, когда в гости шли в отправилась подавать на развод. Но когда домой вернулась, то ни слова про это ни сказала… Потому что у Наташи был готов план. И вообще то, если бы ей кто-то раньше сказал, что она на такое способна, то она бы только пальцем у виска покрутила, потому что, в самом деле, ну, разве она такое уж чудовище?!
Большие семейные праздники не предвиделись, но родственники и друзья все равно в ближайшие выходные собрались в доме Натальи и Игоря за накрытым по-особому поводу столом. Дело же было в том, что Игорь дождался повышения, о котором мечтал последние два года и вот, решил похвастаться! Его поздравляли, желали еще больших успехов… Съели горячее, салатики и настало время подавать десерт.
- Приятного аппетита! - сказала Наталья, опуская на стол два блюда.
На первом высилась горка ее фирменных эклеров с заварным кремом, а на втором — лежали копии бумаг, которые она подала на развод.
- Что это? - вытянул шею Игорь. Да и остальные собравшиеся за столом проявили любопытство.
- Документы на развод подала, - пояснила Наташа. - Потому что муж изменил. Такие дела вот!
За столом воцарилось молчание. И даже очень дальний родственник Семен, который на семейных застолью ни на минуту ни замолкал и все шутил, сейчас притих.
- Наташа! - голос мамы возмутительницы спокойствия звенел от возмущения.
Если и было на свете что-то, что мама Натальи ненавидела сильнее всего, то это было вынесение сора из избы.
- Милая… - Игорь моргал часто, глаза его округлились. - Что…
- Я наняла частного детектива, - сообщила Наталья. - Извини, взяла из денег, которые ты на резину зимнюю отложил. У меня там, - она махнула рукой. - В конверте фотографии лежат. Ты и она. Могу прямо сейчас показать всем присутствующим! Ну, или ты хоть раз поведи себя как настоящий мужчина и признайся, что изменяешь и сам думал уже о разводе!
Гости молчали. Кто-то подчеркнуто потянулся себе за добавкой салатика, делая вид, что ничего не происходит. Одна женщина ахнула и даже пальцем в Игоря ткнула, спросила его, а не сошел ли он с ума?! Сам же виновник произошедшего отвернулся от Наташи.
- Да, это правда, - наконец сказал он севшим голосом. - Но я могу…
- Ни слова больше! - Наташа, уперев руки в бока, обвела собравшихся внимательным взглядом. - Я знаю, что все станут говорить разное и всякое! Кто-то меня поддержит, кто-то скажет, что надо было семью сохранить… А я так скажу вам — это моя жизнь! И я своего мнения, кто бы и что бы ни судачил, не изменю! Развод будет. Квартиру поделим. Сын, к счастью, большой уже, так что ради дитя брак сохранять не требуется… А то, что вместе, считай, лучшие годы провели... Ну, я не хочу, чтобы оставшиеся лучшие мои годы и тем более — старость, проходила возле человека, для которого я ничего не значу.
Застолье, естественно, завершилось очень быстро. Но и когда остались одни, Наташа и Игорь не стали много разговаривать. То есть, Игорь хотел поговорить… Но Наташа так на него посмотрела! Что он как-то сник…
А потом, через некоторое время, они действительно развелись. И квартиру поделили. А сын Наташи и Игоря в итоге вообще съехал в общежитие, потому что в принципе уже хотел пожить самостоятельно.
- Хорошо, что ты приехала, - сказала Тамара, когда Наташа появилась у ворот ее двора с сумкой в руках. - Самое время для отпуска! Бабье лето началось…
Да, Наташе повезло — начальство отпустило в отпуск, как раз после того, как получила развод. И его она решила провести в обществе человека, которого, не кривя душой, могла смело назвать лучшим своим другом.
- Проходи, я пироги испекла! - сказала Тома.
Наташа улыбнулась и вошла в дом. Она знала, что замечательно проведет этот отпуск. А потом… Ну, будет просто жизнь. И пусть в ней больше не будет мужа… Ведь солнце из-за этого не гаснет и здоровья не убавилось, а значит и грустить не о чем! А то, что у нее есть лучшая подруга в виде свекрови, вот это — просто замечательно!
Автор Антонова Р.