Найти тему
ХламАвто СПб

"Будни автоподборщика" Часть 13 "Мифы вторичного рынка."

Всем привет!

В этой части заметок автоподборщика я решил разобрать некоторые мифы и байки, с которыми часто нам приходится сталкиваться при покупке и продаже автомобиля.

С чего начать?

А давайте с продажи авто. И вот почему.
С удивительной постоянностью наблюдаю вот такую ситуацию. В каких-нибудь группах появляется пост недовольного автора, который продал свой авто по договору купли-продажи, всё как и полагается. Но вот редиска-покупатель не зарегистрировал в положенные 10 дней автомобиль и теперь продавец получает штрафы за неаккуратную езду и всё продолжает капать транспортный налог.

И раз за разом я под этими постами вижу десятки комментариев с советами утилизировать автомобиль или же подать заявление об угоне уже проданной машины. Правы ли они с юридической точки зрения?

Ведь регистрация автомобиля в органах ГИБДД и право собственности — совершенно разные юридические плоскости. А договор перехода права собственности не имеет сроков давности.

Что будет, если человек напишет заявление об угоне? Его примут, машину объявят в розыск. Так как покупатель никуда скрываться не собирается (и даже вполне возможно всё же вскоре доедет до МРЭО для регистрации), то его в ближайшее время найдут и доставят в отдел полиции. Где перед удивлёнными сотрудниками ляжет на стол полный набор из ключей, документов и договора купли-продажи.

После чего уже по заявлению покупателя будет задержан тот самый продавец. И, если к этому моменту покупатель отрастит себе большой и обиженный зуб за причинённые ему неудобства, то следом с очень большой долей вероятности может быть возбуждено уголовное дело. Столь "умный" продавец конечно же не присядет, но вот условный срок на пару лет либо крепкий такой штраф будет лететь ему навстречу.

Прецедентов в судебной практике большое количество.

А если автомобиль он утилизирует?

С недавних пор для утилизации требуют доказательства именно прямой утилизации авто. Но до этого времени по первому же заявлению в МРЭО тех людей, что продали своё движимое имущество, машину отправляли в утиль. В своей практике я столкнулся дважды с такой ситуацией при покупке авто. Первую тачку утилизировали с аргументом — "Положенные 10 дней истекли? Ну и иди на..все стороны!". Вторую отправил прошлый собственник в утиль просто по ошибке. Кстати об этом был пост под названием "Подполковник".

Оба авто затем благополучно встали на учёт.

Но что в этом случае происходит? Чаще всего покупатель обращается как собственник в суд. С первого же захода выносят решение об отмене утилизации. На основании того, что изначально заявление было подано не собственником автомобиля. За свой счёт продавец ставит авто снова на учёт и допом оплачивает судебные издержки.

Какой же вывод из вышесказанного?

Если продали авто и редиска покупатель всё не регистрирует его на себя — удалённо через госулуги либо в любом МРЭО прекращаете регистрацию на основании имеющегося на руках договора купли-продажи. После чего ни транспортный налог, ни штрафы числиться за вами не будут.

Будет лучше, если к договору купли-продажи вы заключите ещё и акт приёма-передачи автомобиля.

А вот теперь давайте ближе к устоявшимся мифам. Которые имеют удивительное свойство бродить долгие годы без особо логического объяснения.

Например многие помнят анекдоты про настолько быстро гниющие кузова Опелей, что "стоит выйти тихой ночью во двор и можно будет услышать как ржа пожирает его кузов". Этот миф живёт до сих пор. Но вот одна неувязка — уже четверть века концерн делает кузова крепче, чем у японских или корейских производителей. Если не брать в расчёт конечно японский самый премиум. Толще сталь и в целом лакокрасочное покрытие, кузов качественнее обработан и намного лучше сопротивляется коррозии.

Но мифы то мы все помним? :)

-2

"Мне только оригинал ПТС!"

Почему? Ну а вдруг там с "дублем" криминал какой будет?

Начну с того, что такого юридического понятия как "дубликат ПТС" просто не существует. Вот например у вас паспорт гражданина на руках тот самый, что вы получали в 14 лет? Или же уже второй? А может даже третий? И они "дубликаты"? А вы гражданин "второго сорта"?

Откуда ноги растут?

На самой заре выдачи народу в большом количестве автокредитов на новые авто банки забирали ПТС до выплаты кредита. Заря это начиналась где-то полтора десятка лет назад. Но особо предприимчивые граждане, покатавшись небольшое время на купленной машине, ехали в МРЭО и получали второй по счёту ПТС взамен якобы утерянного. И продавали машину. А вот дальше с банком начинали разбираться следующие собственники автомобиля.

Банки очень быстро поняли модную фишку и прекратили забирать ПТС. А просто вносили машину в общедоступный реестр залогов. Где её можно было проверить любому, кто решил машину приобрести. Нет информации о залоге в реестре - суд становится в первой же инстанции на сторону покупателя. Сам был косвенным участником подобного процесса. Но у нас же мифы являются долгожителями?

Для многих является удивительным откровением, что синенькая бумажка не является бесконечной. И в ней отражаются не только собственники автомобиля, но и все регистрационные действия. Мы не раз видели заполненный ПТС при единственном владельце. А в большинстве случаев на 2-3 владельце максимум. И что же делать дальше? Да просто в МРЭО выдаётся следующий с отметкой на полях о "выдаче взамен сданного". Такой же "оригинальный". Через некоторое время и он так же заканчивается. И выдаётся третий.

Но если ПТС "выдан взамен утраченного" — здесь уже нужно более детально присмотреться к автомобилю и оценить риски.

Видели ли мы криминальные машины? К сожалению было такое. И все они были с "теми самыми желанными оригиналами" ПТС. Ведь их нужно продать, а как купят тачку с дублем?

Часто нам задают вопрос — "Но ведь нам потом машину продавать. А она будет с дублем!" А зачем вам покупатель, который будет выбирать машину не по состоянию кузова и техники, а по дате выдачи синенькой бумажке? Может этим отсечь в сторону таких туристов? Потому как потом под оценку последует ещё целая грядка второстепенных моментов с выносом мозга и потерей времени.

-"А какой у вас ПТС — оригинал или дубль?"

— "Выписка с электронного."

— "Чё?"

-3

"Толпа владельцев"

В не особо далёком прошлом покупка автомобиля была событием. Не, именно вот так — СОБЫТИЕМ! К нему в самом прямом смысле шли годами. Откладывая всей семьёй накопления, слушая на кухне лекции под воблу с пивом от "шаристых друзей". Наши деды и родители ещё помнят эти времена.

Купленного четырёхколёсного нового члена семьи берегли. И, если и продавали, то в самых крайних случаях. Например когда друг семьи подустал. Или его крепко приложили об столб. Ну это просто предположения! Ведь идеальные авто уходили среди своих либо их вообще не продавали, оставляя детям или внукам. Машина, которая часто меняла своих владельцев становилась на один уровень с женщиной самой древней профессии.

Но с тех пор менталитет людей кардинально поменялся. А вот мифы остались.

Народ стал намного проще относиться к смене своего четырёхколесного друга. Так же намного проще стало его приобрести и затем продать. Сколько в среднем на машине ездит житель мегаполиса? По нашей статистике всего несколько лет. А дальше машина меняется по изменившиеся потребности человека. Например родился ребёнок и модное купе стало неудобным. Стал зарабатывать ещё больше и хочу купить тачку классом выше. Или кризис доконал, с работы уволился, ипотеку нечем платить. Поэтому продам свой модный Туарег в обвесе, куплю Солярис и закрою долги по кредиту.

Банальная ситуация — покупается внешний образ тачки. Ну нравится — красивая она сцуко. Поездил с полгода — ну чёрт возьми, ну не моё! Например как я со своими двумя Volvo, которые я выставил в продажу спустя месяц владения. Просто не понравились. В случае покупки авто девушкой — тем более.

Вариантов здесь огромное множество. Но суть одна — машина чаще всего продаётся не потому, что её укатали или разбили. А потому что нужна просто другая. И для автомобиля в возрасте полутора десятка лет 3-5 владельцев являются абсолютной нормой. А не показателем степени ушатанности.

За нашу практику мы проверили своими руками количество авто, равное автопарку небольшого российского райцентра. И так и не увидели хоть какой-то закономерности между количеством собственников в заветном ПТС и состоянием автомобиля. Ну нет её и всё тут. Как бы это не казалось на первый взгляд странным.

Тут обратным аргументом выступает некая прозрачность истории автомобиля например от его единственного собственника. Он же всё покажет и расскажет. Естественно. То, что вы желаете услышать — он вам и расскажет. Вы хотите её купить, а он само собой продать. В рассказе лишь он пропустит то, как он ездил на авторынок сматывать пробег. Как прямо по дырам залил пороги антикором и краской. Что вот за этим "покрашенным из-за притёртости" крылом грустит свёрнутый ранее лонжерон. И что перед вашим приездом он заботливо прогрел двигатель. Именно поэтому он просил "позвонить за 15-20 мин до приезда". Чтоб слух ваш не огорчил стучащий на холодную двигатель.

Мы не раз видели относительно свежие авто из рук единственного собственника, которые были доведены до состояния стояния на коленях. И при этом не раз в нашей группе ВК мелькали посты о подборах авто с 4-5 и даже более (что?) владельцами. Которые были с наилучшим соотношением цена-состояние на момент поиска. Лично я купил в своё время Ниссан Теану после 7(!) владельцев, потому что по своему состоянию она была лучшей.

К чему всё веду смысл столь долгого повествования? Если вы в поисках далеко не самого свежего автомобиля, то ищите в первую очередь только наилучшее состояние кузова и техники. Общую ухоженность машины. Именно она и должна вас возить и выполнять свою основную функцию. А ни как не заветная синенькая бумажка с записями в ней.

"
Лобовое стекло заменено!"

Абсурдно, но мне придётся чуть тормознуть и на крайне странном мифе.

Далеко не раз заменённое лобовое стекло у наших клиентов сразу же ассоциировалось с лобовым ударом. Откуда же ноги точат у этого мифа?

Вернёмся вновь во времена покупки авто ещё во времена молодости наших родителей. В мир процветания на дорогах отечественного автопрома и древних заморских мамонтов из 80-х. В тот мир, где стоимость лобового стекла равнялась среднестатистической зарплате честного труженика. Где не было каско, а стёкла никто даже не думал менять из-за трещинки или скола. На такую роскошь тратились лишь в одном случае — когда лобовое стекло вылетало со своего насиженного места. Даже небольшого лобового удара было достаточно, чтоб сложилась тонюсенькая стойка отечественного изделия. Этому ещё способствовало и то, что впервые вклеивать лобовые стёкла наша промышленность начала лишь с запуска "современного" ВАЗ 2110. А до этого лобовое стекло держала только засохшая от времени резиночка. Такая же тонкая, как сталь самой тачки.

И в условиях тех давних лет именно потеря стекла и была основной причиной его дальнейшей замены. То есть машина с заменённым лобовым стеклом одновременно приравнивалась к битой. Что всё же было действительно тогда актуально.

Удивительно, что по прошествии нескольких десятков лет этот миф до сих бродит среди народа. Хотя силовая конструкция современного автомобиля сделана таким образом, что он даже затоталенный наглухо может спокойно стоять с заводским лобовым стеклом без единой царапинки.

-4

"Она крашена!"

Открою вам страшный секрет. Те машины, которые друг за дружкой выезжают с конвейера завода — крашеные! Вообще все! Ну не бывает стали красненького или жёлто-зелёно-кислотного цвета.

— "Желательно машину без окрасов!"

Да, именно такие пожелания мы часто слышим от нашим клиентов. И всё правильно, если речь идёт о свежем 2-3 летнем автомобиле. А вот если мы ищем машину в возрасте 10-15 лет?

— "А чем вас смущают окрасы?"

— "Ну значит она битая была!"

Вот и ноги очередного мифа. Можно ли поставить знак равенства между крепко битым авто и наличием у него ряда окрасов по кузову?
Не раз встречал машины после крепкой аварии с отстрелом подушек. Но при этом по разным причинам имеющим полностью заводскую краску. И обратную ситуацию — чуть ли не полностью крашенный авто без единой аварии в своей истории.

За прошедшие пару лет сильно изменилось ценообразование на рынке авто с пробегом. Доходы народа и стоимость автомобиля решили дружно отдалиться друг от друга. Каким стал среднестатистический покупаемый на вторичном рынке экземпляр? Некогда модный авто бюджетного класса и в возрасте около десятка лет. А зачастую и побольше.

Он уже прожил большую часть своей автомобильной жизни. Ночевал на улице, ежедневно ездил по дорогам большого города. И неизбежно время оставляет на нём свои следы. Машина ведь все эти годы не находится где-то в вакууме. Вот тут и появляется некий парадокс.

Если автомобиль всё ещё сохранился в заводской краске, то вы увидите множество сколов, притёртостей, царапин, вмятин и следы начальной коррозии. И естественно он не привлекает внимания, даже если его состояние на уровне капсулы времени.

Но вот если заботливый владелец привёл машину в красивый эстетический вид — точно так же она не нужна. Потому что она крашена! Как на ней тогда ездить? А вдруг краска эта отвалится? А как её потом продать?

На помощь тут приходят многочисленные мелкие авторынки и перекупы. У которых само собой за скромные ценники стоят те самые "не битые\не крашенные" 10-15 летние машины без жучков. И покупают их очень охотно. А потом спустя годы эти "замечательные" тачки появляются в продаже от частников. С резанными стойками, перешитым салоном после отстрела подушек, разноцветными лонжеронами и с реальным пробегом в 2-3 раза превышающим цифры на одометре.

Кстати привёл я сейчас в пример вполне себе распространённую ситуацию, с которой мы сталкиваемся регулярно на осмотрах. К моменту продажи авто часть людей знает уже об истинном его состоянии. А вот для некоторых это становится очень неприятным откровением. До сих пор помню Ниссан Ноут от молодой девушки с двумя детскими креслами на заднем сиденье. И сварным швом по всей ширине задней трети крыши, порогам и стойкам. Девушка у перекупов пару лет назад купила два Ноута. Соединённых в единый организм предприимчивыми перекупами. Без подушек и с кривой балкой.

К чему это всё?

Покупая возрастной автомобиль и платя за него сумму значительно меньшую, чем стоимость нового — вы всегда идёте на компромисс из его плюсов и недочётов. Выбирая наименьшее из зол. И пусть будет покрашена половина навесных элементов или же машина будет украшена сколами и следами неаккуратной парковки. Чем возвращена с иного света при помощи доноров с ближайшей разборки.

Вроде бы логично, но порой эти моменты крайне сложно объяснить в рамках идущего реального поиска 10-15 летнего автомобиля.

И тогда логично переходим к ещё одному мифу:

— "Машина была в ДТП!"

Действительно, зачем нам ранее битый автомобиль? Но вот загвоздка. По нашим законам — любое соприкосновение с последующим ЛЮБЫМ повреждением автомобиля является ДТП. Именно любым. То есть свернутый в банан вокруг столба кузов и еле заметная глазу притёртость на бампере регистрируются как ДТП. А если за лет пять притирали бампер аж дважды, то в базе появится целый тотал с двумя ДТП.

Будет ли он интересен потенциальным покупателям с подобной историей? Конечно же нет! А если бампер покрашен качественно, а сам автомобиль в идеальнейшем состоянии? Все равно не будет интересен, там же целых два ДТП!

Тут можно аргументировать тем, что его же потом продавать. Кому он будет интересен с такой историей? Но с другой стороны — с каким авто будет выгоднее совместно жить в последующие после приобретения годы? На отличном обслуженном автомобиле или же на его "чистой" истории, но с кучей проблем подуставшего авто? Из месяца в месяц вкладываясь в него, но зато "потом наверное мне будет проще его продать!" Логика то есть конечно, но какая то она… странная что ли.

Общедоступные базы начали свою работу с конца 2015 года. И с каждым годом всё большее количество авто получают в этих всезнающих базах пугающие формулировки — "Был в ДТП, Столкновение, Наезд на препятствие." Но вот что именно скрывается за этими фразами?

Вполне возможно, что закрыв объявление с подобной историей, вы прошли мимо ухоженного автомобиля. Именно того самого, который вы так долго искали. И его быстро купил другой. С последствием той страшной аварии в виде небольшой царапины сбоку на бампере.

А вы в свою очередь поехали навстречу той самой тачки, которую долго приводили в товарный вид после крепких объятий с дорожным столбом. Но вот только заметки об этом нет во всезнающих базах. Вы думали, что они истина в последней инстанции? Конечно же нет. Но это уже совсем другая история.

-5

Отличный маркетинговый ход под названием "Усталость металла".

Жму руку маркетологам. Как же быстро этот миф превратился в догму при любых спорах на автомобильную тематику.

— "Так там уже усталость металла!"

Это если в спорах затрагиваются тачки на втором десятке лет жизни.

Например вот такие:

-6

Или же такая, которую по подбору мы недавно забрали для одного питерского певца и музыканта:

-7
-8

Им же уже пошёл второй десяток лет!
И по логике тогда новая Гранта должна превосходить их по крепости кузова и пассивной безопасности.

Увы, я не являюсь специалистом по кристаллической структуре металлов и образования усталостных трещин в их сплавах. Но так получилось, что за спиной у меня инженерно-строительное образование на кафедре реакторов атомных станций. Именно поэтому я понимаю удачность этого запущенного в массы мифа. С точки зрения человека, который проектировал стальные конструкции и сдавал чёртов сопромат.

Так всё же где миф, а где реальность?

В одном из своих видео на Youtube я делал небольшой эксперимент.

Вот представим большую канцелярскую скрепку из самого дешёвого металла. В своей естественной среде в руках главбуха она может отрабатывать свою задачу не только годами, но иногда и десятилетия. Если вы начнёте главбуху рассказывать про усталость металла скрепки и её ограниченный ресурс, то скорее всего вас отправят на пару дней домой. Отдохнуть, погулять и выпить.

Но от законов физики мы ведь никуда не денемся?

Что будет, если мы возьмём эту скрепку и начнём сгибать и разгибать в разные стороны? На эти нагрузки скрепка не была рассчитана и они выходят далеко за всевозможные пределы прочности. В кристаллической структуре металла быстро образовываются те самые усталостные трещины. И в какой-то момент скрепка ломается у нас в руках.

Если перевести этот эксперимент в плоскость современного автомобиля, то что необходимо для образования усталостных трещин в силовой его структуре?

— Изменение химического состава сплава металла (оплавление при высоких температурах либо внутреннее окисление в следствии сквозной коррозии).

— Нагрузки, которые намного превышают расчётные.

Давайте разберём первую часть.

Оплавление — это банально пожар. Когда автомобиль сгорает дотла.

А вот с коррозией всё посложнее. Так как кузов любого авто имеет как навесные кузовные элементы — крылья двери, капот. И силовую структуру. Которая создаётся из совсем иной стали, чем навесные элементы. Она значительно крепче, толще и качественнее обработана. В подавляющем большинстве современных машин быстрее в труху сгниют двери, крылья, пороги и через дыру в капоте будет виден стучащий поршнями двигатель, чем появится хоть сколько-нибудь серьезная коррозия на силовой структуре. Просто сам по себе современный автомобиль не проездит столько десятилетий, чтоб сгнил насквозь лонжерон или центральная стойка.

То есть современная машина намного быстрее отправится на свалку, чем появится та самая "усталость металла" в силовой её структуре.

Теперь двигаемся ближе к нагрузкам на кузов автомобиля. И сразу же вспоминаем историю про скрепку. Кузов автомобиля рассчитан на стандартные для него нагрузки в течение всего срока его эксплуатации. То есть до тех пор, пока он не:

— сгорит

— сгниёт весь и полностью в труху

Но что произойдёт, если бравые пацаны разложили боевой Марк II об столб? Да ещё в правильную форму скрюченного банана? Вот это те самые нагрузки, на которые кузов не был рассчитан. Но Марк уже привыкший. Его снимают со столба в который раз и увозят в гаражи. А там уже другие весёлые ребята при помощи кувалды и некой матери разгибают его обратно.

И вот уже здесь действительно в кристаллической структуре силовой части несчастного Марка появляются усталостные трещины.

А вот за рамками вышесказанного — классный маркетинговый миф.

Это лишь часть мифов, которые дружно гуляют по массам. Пройтись по всем ним не позволит хотя бы просто максимально возможный объем постов. Возможно со временем напишу и следующую часть.

В комментариях вы можете написать своё мнение о страшилках на рынке авто с пробегам. Где миф, а где реальность? И я попробую так же развёрнуто ответить на ваши вопросы в последующих постах.

С вами был Антон и московско-питерская компания. До новых встреч!
По традиции ссылка на нашу группу в ВКонтакте:
https://vk.com/hlam_auto_spb
И заодно наш канал на YouTube:
https://www.youtube.com/watch?v=951LvNVmoio&t=1194s