Найти тему

Как до них достучаться

Главная проблема репетитора в наше время заключается не в том, чтобы найти нужное количество учеников. И не в том, чтобы заработать нужное количество денег. И даже не в том, чтобы добиться регулярности посещения уроков и оплат.

У меня, как правило, и учеников хватает, и зарабатываю я столько, сколько мне нужно, и платят родители очень дисциплинированно, и с пропусками уроков особых проблем нет (если кто-то часто пропускает занятия — мы просто расстаёмся).

Главная проблема совсем в другом. Вот приходит деточка ко мне на урок (очный или онлайн — неважно), и всё при нём: учебник, тетрадка, ручка (или огрызок карандашика на худой конец), ясные глаза… А в них пустота. И я начинаю что-то рассказывать, объяснять, писать, схемки рисовать — и при этом по глазам вижу: прямо сейчас деточка меня не слышит. Он на урок пришёл — а в сознание так и не пришёл. И неважно, на каком языке я с ним говорю: на русском, английском или китайском — эффект примерно одинаковый.

И как тут не сказать вечное учительское:

Но не говорю, ибо не поможет. Его надо сначала разбудить. Как?

Обычно ученик просыпается на фразе «Ну вот, я тебе всё объяснила, а теперь задание!» Например, вот такое:

-2

Он начинает всматриваться в листочек с заданием туманными глазами, тщетно пытаясь понять, чего от него хотят. И вот тут приходится объяснять всё заново. Взгляд удалось сфокусировать? Ура! «Теперь понял?» — спрашиваю. — «Ага». — «Отлично, делай!» Далее следует пауза. Я слышу, как гудит процессор в мозгу ученика.

«А вот тут что писать?» — вопрошает дитя после паузы, тыкая пальцем во вторую картинку. «I like или I don’t like», — бесстрастно говорю я. Снова пауза. «А что именно?» — задаёт ученик тонкий наводящий вопрос. «Как ты думаешь, этой девочке нравятся обезьянки?» — задаю свой вопрос я. Тут, наконец-то, ученик выдаёт первое умозаключение: «Да!» — «Тогда пиши вот это», — говорю я и тыкаю пальцем в самый верх листочка, где написано: «I like = я люблю / мне нравится». Пишет. И снова застывает.

«А тут что писать?» — следует новый оригинальный вопрос. (Ну а что, солдат спит — служба идёт… Щас училка быстро скажет, что писать, я всё быстро запишу — и свобода!) «А как ты думаешь?» — снова отвечаю я вопросом на вопрос. (Блин, тут ещё думать надо, оказывается!) Деточка начинает нервно ёрзать и оглядываться. Но спасения нет — только непреклонная я. «Мальчику нравятся змеи?» — спрашиваю я, стараясь поймать его ускользающее внимание. «Нет», — отвечает он, всматриваясь в картинку. «Тогда ищи правильный ответ здесь», — говорю я и снова показываю то, что написано в самом верху листочка.

И только вот тут мозг ученика включается на полную мощность. Он может переспросить на всякий случай, чтобы убедиться, что выбрал правильный ответ, но в таком простом задании сложно ошибиться, поэтому я ободряюще киваю, и он пишет. Четвёртое предложение обычно затруднений не вызывает: модель уже понятна.

И вот так примерно с каждым заданием. И примерно с каждым учеником. Если вы думаете, что вышеприведённый пример — это диалог с умственно отсталым ребёнком, то вы ошибаетесь. Это НОРМА. Так ведут себя примерно все мои ученики. Кто ведёт себя иначе — тем репетитор по английскому в 3 классе не нужен :-)

На этом канале я пишу в первую очередь о том, что волнует родителей, дети которых учат английский. У вас есть вопросы? Не стесняйтесь - пишите в комментариях :-) Буду рада обстоятельно ответить на каждый вопрос!