Найти тему

Воспитатель в мире бумажных интриг: лайфхак по избавлению от ненужной нагрузки

397 прочитали

Друзья, привет. Этой статьей я не начинаю цикл, связанный с аттестацией педагога. Просто на примере аттестации хочу разобрать один интересный вопрос. Связанный с документацией, будь она не ладна. Часто вижу поисковые запросы, касающиеся плана модернизации развивающей предметно-пространственной среды. Кем такой документ придуман? Обязателен или нет? Нужен воспитателю (да и специалисту) или нет? Какая может быть альтернатива этому документу? Обо всем этом читайте в моей статье.

Нужен ли воспитателю и специалисту детского сада план развития РППС?

Нужен ли воспитателю план модернизации РППС?
Нужен ли воспитателю план модернизации РППС?

А о модернизации игровой среды силами дошкольного хендмейда я писала здесь:

Присоединяйтесь к обсуждению, рада любому мнению.

Развитие РППС как масштабное мероприятие в рамках деятельности детского сада

Начну с того, что я, работая старшим воспитателем, подобие этого документа вела всегда, с первого года своей работы. Анализ игровой среды детского сада, а так же непосредственно методического кабинета показал необходимость долгосрочного планирования и приобретения/изготовления недостающих элементов. Тематика модернизации была обусловлена, естественно, годовыми задачами работы, а так же направлениями инновационной деятельности, которую реализовывал наш детский сад.

Вообще, такая информация (масштабная, а не локально-групповая) должна указываться в Программе развития учреждения, разрабатываемой на 5 лет. Но чаще всего информация эта обтекаемая и содержит общие фразы. Я ввела в поисковик запрос "Программа развития ДОО", проанализировала на этот счет десяток программ. Читайте, это реальные вещи. Выдержки из раздела "Развивающая предметно-пространственная среда" (а в некоторых программах я вообще не нашла этого раздела). И обратите внимание на формулировки и термины. А ведь это документ все-таки.

"Оснащение групповых участков игровым и спортивным оборудованием"
"Приобретение необходимого игрового, дидактического, интерактивного оборудования"
"Текущий ремонт групповых помещений, спален"
"Обогащение образовательного процесса методической литературой, игровым, развивающим, дидактическим материалом"
"Обогащение предметно-развивающей среды в группах и кабинетах"

Я понимаю, что пятилетний срок - это срок. И очень сложно написать конкретику на этот период. Но ведь есть же какие-то пункты в модернизации РППС, которые точно будут необходимыми в эти пять лет и конкретными? Иначе получается бумагомарательство. Эти планы без конкретики - они не рабочие. Без Программы администрация детского сада и педагоги не догадаются, что нужно "обогатить РППС групп и кабинетов специалистов"? Или коллектив не знает, какое "игровое, дидактическое, интерактивное оборудование" в дефиците или отсутствует?

Вы можете сказать: а как же финансы? Ведь вдруг не будет возможности? План на то и план. На нет, как говорится, и суда нет. Не будет возможности - значит реализовано будет не все, а в приоритетом порядке. А если возможности свалятся? А у нас такое часто бывает. В двадцатых числах декабря особенно, когда бухгалтерия сообщает, что денег ого-го сколько и их нужно потратить. А до этого весь год не было, понимаете? Деньги не открыли и так далее. Вот на эти случаи план развития РППС тоже как нельзя кстати. Вместо того, чтобы судорожно скупать все подряд, чтобы освоить бюджет до копейки, можно взять и заглянуть в этот "ненужный документ".

Это что касается детского сада в целом.

А воспитателю или специалисту нужен свой план развития развивающей предметно-пространственной среды и обязателен ли он к разработке?

Из статьи в статью я транслирую информацию, что любой документ, требуемый администрацией, должен быть согласован на заседании педагогического совета и утвержден приказом заведующего. Нет бумаги - нет документа.

Так откуда это пошло? Почему такой речевой оборот все чаще мелькает в сети.

Здесь два варианта.

  1. Первый - это запрос администрации детского сада, чтобы контролировать педагогов в части выполнения работы по модернизации игровой среды. Даже не буду здесь останавливаться.
  2. Второй - это аттестация. Поскольку содержание так называемых отчётов или портфолио спустили на откуп региональным властям, каждый регион изощряется как может. Проанализировала наш и два соседних. Интересные результаты получила. В одном из регионов в отчете вообще ни слова про РППС, в другом (там это называется электронное портфолио) ну как бы есть, но это один столбец в таблице, куда надо вписать то, что конкретно сделал педагог в части модернизации игровой среды за межаттестационный период.

А теперь к нашему. Кстати, вообще весь отчет начинается именно с этого (естественно, после шапки с указанием уровня образования, категории и прочего), с РППС, с чем я, в общем-то согласна. А вот дальше самое интересное. Таблица из четырёх столбцов, из которых самые адекватные первый, там указывается учебный год, и последний, где нужно описать результаты. Собственно то, что же все-таки сделано. А теперь внимание. Второй и третий.

"Результаты анализа развития РППС в группе"
"Планируемые направления развития РППС"

Как вам? То есть воспитатель или специалист должны вначале проанализировать ситуацию, при этом желательно основываться на конкретной методике, затем сформулировать направления развития, а затем результат. А еще все это обрамить в документ.

Знаете какой отчет я однажды анализировала? Хочется сказать, как спросили, так и написали.

  1. "Недостаточно раздаточного материала на тему "..." (реальную тему уже не помню)
  2. "Оформить раздаточный материал на тему "..."
  3. "Оформлен раздаточный материал на тему "..."

Ну и зачем все это тогда? Эксперты разные и есть среди них очень дотошные до бумаг. Нет бумаги - нет работы они считают. Меня в одну из аттестаций (ещё воспитателем) аттестовывал именно такой. Хорошо что второй эксперт тоже была воспитателем-практиком и вежливо дала первому понять, что вот совсем не здесь копать надо.

Я к чему. В ходе аттестации чаще всего срабатывает человеческий фактор. Кто-то из экспертов читает отчет, затем приходит на экспертизу в группу, видит результат, задает уточняющие вопросы, а про других экспертов так и говорят "Нууу, полезет в бумаги, просидит в них полдня". Обычно, конечно, знаем кого ждать на экспертизу и примерно понимаем ее ход. От этого и пляшем.

Но так ли все же плох план развития модернизации развивающей предметно-пространственной среды?

Да, план развития РППС может помочь в визуализации исходных данных и желаемого результата, систематизации работы в течение года, а постоянный мониторинг и анализ эффективности РППС позволят воспитателю вовремя вносить коррективы, улучшая условия для развития детей. Красиво сказано? А что на практике? Первое и самое главное - это временной ресурс. Когда этим заниматься? Я имею в виду провести анализ, да на основе каких-либо методик, запланировать, оформить все это документально.

План развития РППС хорош на самом деле и имеет место быть, все зависит от того, какими временными ресурсами вы обладаете.

Что тогда делать, если времени (и что самое главное, желания) нет? И чтобы и овцы целы, и волки сыты. И чтобы было что сказать эксперту-бюрократу на аттестации? Берем за основу два документа: годовой план работы детского сада и личный план работы по самообразованию. И если педагог ответственно подошел ко второму, то скорее всего и тема самообразования близка к одной из годовых задач. Так вот в плане работы по самообразованию есть раздел, посвященный РППС, и запланировано там я уверена многое. И в актуальности выбора темы вы наверняка указали дефициты игрового пространства. Вот вам и ответ. Почитайте про самообразование здесь, там много всего интересного:

А в годовом плане модернизация РППС тоже отражена. Это и приобретение элементов среды, и деятельность методиста в этом направлении, и смотры, и конкурсы. Годовой план, он ведь не для методиста, а для всех. Поэтому это и ваш документ и вы по нему работаете, просто оформил его старший воспитатель. Так что пользуйтесь. Кстати, в детских садах может практиковаться детальное изучение состояния РППС, после формируются аналитические отчеты, что и становится предметом для дальнейшей работы. То есть все на самом деле взаимосвязано, поэтому лишний документ может быть, а может и не быть. И решать это можно только коллективно.

Что касается ситуативных мероприятий по преобразованию среды (а это тоже бывает), пишем их просто в календарный план от руки. Это тоже замена ненужному документу. Как и в какой раздел - читайте с этих моих статьях:

Друзья, ну что, пишете такую бумагу? Или, как говорится, миновало? Поделитесь своим опытом в комментариях. Ставьте лайк к этой статье и подписывайтесь на канал "Методист в отставке", это лучшая мотивация для создания новых материалов. Всем добра.