Найти тему

Календарный план воспитателя. Что писать обязательно, а от чего можно отказаться?

Оглавление

Коллеги, друзья. Поговорим о календарном планировании как об одном из основных документов воспитателя дошкольного образовательного учреждения. 

 

Календарное планирование - один из основных документов воспитателя дошкольной образовательной организации
Календарное планирование - один из основных документов воспитателя дошкольной образовательной организации

Я люблю, когда план рабочий. Написанный не для руководителя или методиста, чтобы не ругали. А для себя любимой. 

Я люблю этот документ не "идеальным", не напечатанным и аккуратно сложенным в папку, без единой помарки и следов человеческих рук. 

Часто вспоминаю момент из университета. Мы, студенты химики-биологи (да, по образованию я учитель) решили обновить свои страшные, как нам казалось, халаты. Купили новые, белоснежные, стоим, ждём преподавателя. Химик наш вид не заценил, пошутив про то, что, судя по халатам, на парах мы бездельничаем. Понимаете, к чему я? 

План работает тогда, когда он корректируется, в него вносятся какие-то отметки, что-то добавляется или, наоборот, исключается. 

Образовательный процесс динамичен. Нельзя заранее предусмотреть все. Тем более, если вы пишете план намнооого заранее (бывает и так). Не стесняйтесь что-то зачеркнуть или сделать приписку. А если вам сделали замечание насчёт внешнего вида вашего "неидеального" календарного плана, теперь вы знаете как оппонировать. 

Структура календарного плана 

Структура такого документа принимается на уровне образовательной организации, унифицированной формы нет. Един лишь подход к его написанию в части режима дня дошкольника, а так же форм образовательной деятельности.

Что планировать в утренний прием? 

Часто бывает так, что методисты рекомендуют с утра чем только не заниматься: проводить беседы, организовывать подвижные игры и много чего ещё. На самом деле происходит вот что. В утренние часы воспитатель осуществляет приём детей, общается с родителями. Дети, в свою очередь, ещё не готовы к активной деятельности, они, как и мы, включаются в день постепенно. 

Именно поэтому будет логично предложить детям свободную игровую деятельность, настольные игры, коммуникацию ребёнок-педагог, педагог-микрогруппа детей. 

Утренняя зарядка в детском саду

В утренние часы в соответствии с режимом организовывается гимнастика. Если в вашем учреждении за это ответственен инструктор по физической культуре, укажите это. Если вы проводите зарядку самостоятельно, необходимо указать комплекс, его тематику, если таковая имеется. Если вы проводите гимнастику под музыку, укажите и это. Комплекс мы меняем два раза в месяц. Поэтому CTRL+C, CTRL+V. Облегчаем себе жизнь, копируем в каждый новый день ближайшие две недели. 

Индивидуальная работа с детьми

Утром так же организовывается индивидуальная работа с детьми. Это могут быть ваши педагогические задачи, а так же выполнение рекомендаций узких специалистов (например, учителя-логопеда). Укажите это в плане, с каким ребёнком что вы закрепляете/совершенствуете. Методы тоже не будут лишними. К примеру, работая над словообразованием, укажите, какой стимульный материал вы будете использовать (игровое пособие "..."). Это будет очень наглядно и позволит в случае вашего отсутствия замещающему педагогу без проблем организовать образовательный процесс. 

Организация дежурства в ДОУ

Ещё утром планируется дежурство. Обычно это дежурство по столовой или занятиям (старший возраст). Если у вас есть список для дежурства, просто перенесите имена дежурных в план. Здесь я бы рекомендовала взять конкретное дело (например, выдача раздаточного материала) и заниматься ближайшие 2 недели этим, пока не пройдёте весь список. Так каждый ребёнок поучаствует в этом деле. Не нужно придумывать лишнее, каждый новый день давая то одно, то другое поручение. Следующие две недели практикуйте наведение порядка после занятий, сортировку материалов, заточку карандашей при помощи точилок и прочее. Дел найти можно огромное множество и они будут приближены к реальной жизни детей. 

Как организовать игровую среду для самостоятельной деятельности детей

Что касается раздела "Организация игровой среды для самостоятельной детской деятельности" (в утреннее время её должно быть более чем достаточно). Или ещё пишут "РППС" и т.д. Многие допускают следующую ошибку. Пишут здесь, например, "Сюжетно-ролевая игра супермаркет". Ну или любое другое с указанием конкретной активности. На самом деле здесь важна именно самостоятельная деятельность. Мы же не можем знать, какой игровой мотив возникнет у ребёнка в определённый момент времени. Поэтому пишем только атрибуты, пусть они будут для игры в супермаркет или ещё во что-то. А ребёнок уже может использовать их по назначению (в соответствии с вашим мнением, естественно) или нет. Но это будет ЕГО САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Вообще, здесь можно указать любые элементы среды, которые вы в нее вносите. Это может быть сезонное оформление (это ведь тоже несёт образовательную нагрузку и может быть использовано детьми), выставки, коллекции, изобразительные средства и многое многое другое. Скоро сентябрь, начнётся листопад. Во время утренней прогулки соберите с детьми несколько опавших листьев с разных деревьев. Чем вам не элемент игровой среды? Впишите от руки это в план. Проще простого. 

Вот так завершается утренний приём. Написала много, но на самом деле не составит труда оформить эту часть плана, тем более что многое будет дублироваться (утренняя гимнастика, дежурство). 

Продолжим эту тему? В следующей статье написала о планировании занятий и дневной прогулке. Почитать можно здесь:

А если вам кажется, что методист зачастил к вам для проверки планов, вам сюда:

Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы, и поставьте лайк, если эта статья хоть немного была вам полезна. Всем продуктивной работы и не менее продуктивного отдыха. Не забывайте про себя 🤍

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые