Найти в Дзене

Календарный план воспитателя. Минимизируем текстовую нагрузку. Вечер, работа с родителями.

Оглавление

Друзья, привет. Сегодня поговорим о планировании вечернего времени, работе с родителями.

Календарный план воспитателя - документ "для себя"
Календарный план воспитателя - документ "для себя"

Обратимся к новому для нас документу, Федеральной образовательной программе

В соответствии с пунктом 24.16. "Образовательная деятельность, осуществляемая во вторую половину дня", что мы должны планировать:

Элементарная трудовая деятельность детей

Сюда входит уборка групповой комнаты; ремонт книг, настольно-печатных игр; стирка кукольного белья; изготовление игрушек-самоделок для игр малышей.

Давайте разбираться. Ха-ха, мне понравилось про уборку, но понимаем, что это относится скорее к игрушкам. Насчёт стирки кукольного белья, честно говоря, не знаю, насколько это осуществимо. Но в целом пункт понятен. 

Трудовые поручения мы можем планировать как групповые, так и индивидуальные. Опять же, не стоит выдумывать и заморачиваться, что же взять ещё, чтобы не повториться, и организовывать каждый день новые трудовые поручения. Выделите неделю на дежурство в центре познавательно-исследовательской деятельности. 

В понедельник полейте растения, во вторник протрите листья, в среду порыхлите почву, в четверг попросите детей проверить порядок на полках с растениями в целом, красиво расставить, проверить карточки-указатели способов ухода за растениями и т.д. А в пятницу посмотрите, не нуждаются ли растения в дополнительном поливе перед выходными. 5 дней, по 2 человека на каждый, итого 10. На следующей неделе следующие 10. И так далее. Периодически в течение года каждый из детей освоит способы ухода за растениями. А вам, составляя календарный план, останется, как я говорила, CTRL+C и CTRL+V и заменять только лишь имена детей в соответствии со списком.

Это пример индивидуальных трудовых поручений, которые организовываются регулярно. Таким же образом можно продумать и прописать дежурства по столовой (в утреннее и дневное время) и занятиям (если таковые после тихого часа у вас имеются). Что касается уборки групповой комнаты (читаем - уборки игрушек), я бы это вообще не указывала в плане. Это само собой разумеющееся занятие, в котором принимает участие вся группа. 

Ремонт книг и настольных игр, изготовление игрушек для малышей - это будет планироваться не так часто и по мере необходимости. 

Поехали дальше.

Проведение зрелищных мероприятий, развлечений, праздников

Кукольный, настольный, теневой театры, игры-драматизации; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги и другое.

Как говорится, редко, но метко. Лучше сделать одно качественное мероприятие в месяц, чем распыляться на множество так себе подготовленных. Часто такие мероприятия планируются после освоения какой-либо обьемной темы (к примеру, вы закончили знакомство с цифрами), и большинство их них проходит во взаимодействии со специалистами.

Театрализованную деятельность, конечно, можно организовывать чаще. Если это делает педагог, пожалуйста, хоть каждый день новую сказку. Если предполагается, что главные лица - дети, им требуется подготовка, дети могут изготавливать атрибуты, заучивать ролевые диалоги и даже самостоятельно придумывать свой сюжет. Поэтому не забудьте выделить в плане место для этих отметок. Так, подготовка и проведение театрализованного представления может занимать неделю и даже больше. Не стесняйтесь это писать, это нормально.

Игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами

Сюжетно-ролевые, режиссерские, дидактические, подвижные, музыкальные и другие.

Ух ты. Ну если с дидактическими играми все более менее ясно, то подвижные и тем более сюжетно-ролевые обычно требуют продолжительной работы. Беря новый сюжет сюжетно-ролевой игры, нельзя взять и написать только название. Обязательно требуется указать этап игры, что именно вы делаете сегодня. А в старшем возрасте дети уже принимают участие в изготовлении атрибутов. Поэтому одна и та же сюжетно-ролевая игра может длиться даже неделю. Это тема отдельного разговора, маякните в комментарии, если интересно. Подвижные игры так же: разучивание правил, игрового сюжета, заучивание игрового текста и т.д. Это тоже не быстро. Поэтому не стесняйтесь брать одну игру в неделю, даже если вам кажется, что это мало и старший воспитатель сделает замечание. Затем периодически её можно будет повторять. И уже после, если игра, как говорится, "зашла" детям, она перейдёт в статус свободной детской деятельности. 

Опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты, коллекционирование и другое

Вот опыты и эксперименты - это моя любимая тема. Это всегда интересно, и у детей замечательно откликается. Ну и большинство экспериментов краткосрочные, проводятся здесь и сейчас. Поэтому с ними не бойтесь переборщить, планируйте разные и хоть каждый день. Если ваш эксперимент требует длительного времени (предположим, вы организовали эксперимент по выявлению зависимости развития растений от солнечного света), указывайте его столько раз, сколько необходимо, хоть каждый день, только не забудьте указать этап эксперимента. Конкретно в этом примере первым делом вы выберете растение, закроете часть листа плотной бумагой и оставите растение на свету. Далее с выбранной вами периодичностью будете осуществлять контрольные наблюдения за изменениями, фиксировать результат. В этом случае периодичность наблюдений будет не ежедневной для большей наглядности.

Чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей лучших образов чтения, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов и так далее

В этом пункте более понятно с литературой. Вообще, читать нужно ежедневно. Произведение может быть коротким, рассчитанным на одно педагогическое мероприятие, а может быть достаточно длинным, на два-три и более раз. Всё зависит от возраста, программы и потребностей детей. Здесь точно так же: не стесняемся указывать одно произведение всю неделю. Но в этом случае стоит указать, что это продолжение работы, и после каждой части не забыть провести беседу. Да, молодым специалистам я бы рекомендовала в плане указать вопросы для беседы. Опять же, для себя, чтобы не бросаться с одного на другое, а последовательно и методично донести до детей смысл произведения. И ещё, книги и правда можно и нужно слушать. Естественно, не злоупотребляя полномочиями. Раз в неделю вполне можно вместо классического воспитательского чтения включить аудиозапись произведения и отразить это в плане. Как выбрать для этого произведение? Здесь уже надо спросить себя самого и иметь адекватную самокритичность. Все мы люди, что-то у нас получается лучше, что-то хуже. К примеру, вам лучше удаётся диалогическая речь, а монолог ваш такой себе, скучный. Вот такое произведение и ищите для прослушивания, где много повествования автора. Иллюстрации и в случае чтения воспитателем, и в случае прослушивания аудио будут не только не лишними, они приветствуются.

А вот с мультфильмами у меня позиция твёрдая и скорее негативная. Во-первых, если уж и брать их, то они должны нести образовательную нагрузку и так же разбираться после просмотра. "Вирусные" мультики дети посмотрят и дома. Во-вторых, помните, сколько детям можно проводить времени за экраном? Очень и очень мало, до 10 минут в старшем дошкольном возрасте, и это время чаще всего расходуется на занятиях. Да и найти мультфильм с таким хронометражом будет проблематично.

Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации

Здесь что хочется сказать. Как бы не называли воспитателя универсальным солдатом, все же он не универсален. Воспитатель может иметь такой слух, что после совместного с ним исполнения песен детей придётся музыканту переучивать. Я бы оставила этот пункт на совместную работу с музыкальным руководителем, тем более, что в дошкольных образовательных организациях регулярно проходят разнообразные праздники, подготовка к которым занимает очень много времени. Вот там и будут музыкально-ритмические движения, игры и прочее. Чаще всего музыкальный руководитель сам договаривается с воспитатем об этом.

Организация и (или) посещение выставок детского творчества, изобразительного искусства, мастерских; просмотр репродукций картин классиков и современных художников и другого

Вообще, у детских садов в настоящее время широкая сеть социальных партнёров. Я бы оставила этот пункт именно для них. Все-таки в группе это очень сложно организовать (разве что не считая выставок детского творчества, такие мероприятия проходят в детских садах регулярно). Редко, но встречаются ставки педагогов по ИЗО, в этом случае можно некоторые полномочия можно делегировать им. 

Индивидуальная работа по всем видам деятельности и образовательным областям

Об этом пункте подробно писала об этом здесь:

А здесь - об индивидуальной работе во время прогулки:

Работа с родителями (законными представителями)

Помним, что у нас есть план работы с родителями на учебный год. Не нужно тратить время и заниматься переписыванием его в календарный план. В разделе календарного плана "Работа с родителями" указывайте текущие вопросы, бытовые, педагогические, организационные.

Что не нужно указывать в разделе "Работа с родителями"?

"Консультации по запросу родителей". Это, кстати, пример из моей практики. А без этой записи в плане вы их не проконсультируете, если попросят?

Здесь можно записать необходимые объявления, раздачу текстов стихотворений для заучивания перед праздником, запрос медицинской сестры о заполнении согласия на вакцинацию (банальный пример), запросы узких специалистов и прочее. Мелочи, которые попросту можно забыть. Поэтому, скорее всего напечатанный вариант плана, а именно эта графа часто будет выглядеть пустой, особенно если вы готовите план намного заранее. На самом деле он будет заполняться вами по мере необходимости от руки. Помните, писала про то, как выглядит рабочий план? Почитать об этом можно здесь:

Ещё один важный момент

Детский сад может оказывать платные образовательные услуги, на базе детского сада может осуществляться образовательная деятельность педагогами дополнительного образования. На мой взгляд, это палка о двух концах, забирающая у воспитателя драгоценное время на его основную работу, но сейчас мы не об этом. Поэтому если в вашем саду такое практикуется, сами понимаете, времени остаётся всего ничего. Если ваш сад работает в 12-часовом режиме, ещё как-то можно что-то планировать. А если в 10-часовом и в 17.00 у вас уже полтора ребенка в наличии? 

К чему я? Не старайтесь писать много. Понятно, что визуально такой план будет смотреться презентабельно. А в реальности? Вы это сможете реализовать? Во что вы вложили столько энергии и времени?

Пишите только то, что реально выполнить. Пишите план для себя. Иначе он опять превратится в документ для злого методиста. А зачем? Кстати, работа для руководства - одна из причин быстрого профессионального выгорания. Желаю вам никогда не узнать, что это такое. 

Методист слишком часто спрашивает у вас план? Прочитайте эту статью:

Статья получилась объемная, а мне хотелось бы еще сделать акцент на таком аспекте, как интеграция. Это очень интересный момент. Не поленитесь, поучаствуйте в опросе на эту тему, по его итогам продумаю содержание следующей статьи. И подпишитесь, чтобы не пропустить четвертую статью из серии "Календарное планирование". Кстати, я добавила эти материалы в подборку, теперь они всегда у вас под рукой.

Лайк приветствуется 🤍

Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):

СберЧаевые