Друзья, всем привет. Поехали про планирование организованной образовательной деятельности и дневной прогулки.
Что касается занятий. Да, новая Федеральная образовательная программа, в соответствии с которой детские сады будут работать с 1 сентября, фиксирует именно этот термин, и я этому рада. Как мы только не называли занятия. НОД, ООД, событие. Кстати, было ещё одно и оно мне импонировало: педагогическое мероприятие с детьми. И вот это все только на вскидку и только в Ярославской области. Я надеюсь, эта эпоха закончилась, ведь термин сути не меняет. Поделитесь, как называли или называют занятия в вашем регионе? Бывало, что приходилось спорить из-за формулировок?
Планирование занятий
Так вот, к теме занятий. Я слышала множество вариаций разработки этой части календарного плана.
Кто-то просит указать названия занятий, переписать все задачи и материалы, обозначить формат мотивации, а кому-то достаточно указания названия и страницы в методичке. Давайте попробуем разобраться.
Вот пришёл, к примеру, молодой специалист работать в детский сад. У него прекрасная теоретическая подготовка, а практики - ноль. Методичка по тому или иному направлению - это такая база, минимум, который необходимо выдать на занятии. Очень часто без мотивации и смены видов детской деятельности, в связи с чем на таких занятиях отмечается длительная статичность детей и, как следствие, их усталость и снижение восприятия. Я бы рекомендовала молодым специалистам обозначить тему и задачи занятия, промаркировать и кратко описать ход занятия. 1,2,3,4,5... То, что вы будете делать. Иногда просят полноценные конспекты прикладывать к плану. На мой взгляд, это бумагомарательство и трата огромного количества времени.. Не нужно. Тем более, что старший воспитатель часто посещает занятия молодых специалистов и при необходимости окажет помощь. Да и вообще, все мы взрослые люди. Если педагог заранее прочитал конспект в методическом пособии, продумал в голове мотивацию, смену видов детской деятельности, вряд он все это забудет, согласитесь?
Сетка занятий. Пишем?
В некоторых организациях существует практика писать сетку занятий на месяц с указанием основных задач. Я не знаю насколько это древний документ, но штука классная. Почему? Потому что в этой сетке можно проследить освоение программы. Что было до, что будет после. Не нужно листать тома календарного плана, чтобы понять, где зона ближайшего развития и с чем можно работать. Так вот, если вы пишите такую сетку и имеете достаточный практический опыт работы, укажите в плане лишь названия занятий. Достаточно.
Я как вспомню себя молодым специалистом, мурашки по коже. Тогда планы ещё не принято было печатать, я писала их в огромной тетради, с конспектами, где указывалось все, от мотивации, до диалога "воспитатель-дети" с примерными (как я считаю) ответами детей. Кошмар. Да, это по-моему была группа вторая младшая. А если бы подготовительная с тремя занятиями в день и их продолжительностью в 30 минут?
Планирование прогулки
Согласно пункту 24.15 Федеральной образовательной программы "Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки", включает:
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней;
- подвижные игры и спортивные упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- экспериментирование с объектами неживой природы (НОВОЕ? На мой взгляд нет, просто вынесено в отдельный пункт. Ранее мы включали элементы экспериментирования в процесс наблюдения. Полагаю, что так и будем работать);
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом). Тоже, да? Выделили отдельно.
- элементарную трудовую деятельность детей на участке ДОО (здесь ничего нового);
- свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу;
- проведение спортивных праздников (при необходимости). Само собой
Таким образом, в структуре прогулки ничего существенно не поменялось
Как прописываем это в календарном плане? Если в детском саду имеются картотеки прогулок по сезонам или тематикам, отлично, мы укажем только номер или название карточки, индивидуальную работу и организацию игровой среды для самостоятельной деятельности.
Про последний пункт я подробно рассказывала здесь.
Кстати, указав необходимый инвентарь в этом пункте, мы соблюдаем организацию "сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом)". И мне видится этот пункт как раз самостоятельной детской игровой деятельностью.
Индивидуальная работа на прогулке
Что касается индивидуальной работы на прогулке, я рекомендую работать с двигательной деятельностью детей. Все таки прогулка - это, в первую очередь, сохранение и укрепление здоровья. Если в вашей организации есть инструктор по физической культуре, можно посоветоваться с ним в вопросе организации адресной индивидуальной работы по физическому развитию. И он не вправе вам отказать (знаю, что подобные ситуации случаются). Но, на самом деле, большинство воспитателей без труда это сделают самостоятельно, поскольку видят и знают каждого ребёнка.
Друзья, интересно послушать, имеются ли в вашей организации листы взаимодействия воспитатель-специалист? Напишите об этом в комментариях.
Если в вашем детском саду таких картотек нет, их можно приобрести. Есть много отличных материалов, даже на меркетплейсах. Оставьте заявку о необходимости приобретения методисту или руководителю. Если с бюджетом все совсем грустно, можно практиковать следующее. Каждая возрастная группа подбирает картотеку на свой возраст, работает в течение года ю, а после летнего отдыха вы ими обмениваетеь. Здесь есть одно НО. Все ли педагоги смогут подобрать качественный материал? Ведь кто-то может действительно поработать, а кто-то так, скачать первое попавшееся в сети. И с чем тогда на следующий год работать? Поэтому такая работа должна идти не просто под контролем старшего воспитателя, а при его непосредственном участии, анализе и при необходимости корректировке.
Если у вас пока нет ни одно из написанных выше вариантов - придётся "потеть" над календарным планом и прописывать все формы работы. Согласитесь, такое себе? Так что бежим к начальству и говорим, что вам просто необходима методическая литература для организации прогулок. Как говорится, просящему даётся, но почему-то педагоги часто стесняются это делать. Совсем скоро заканчивается финансовый год и, вероятно, руководству будет понятно, какой объем средств высвободится для приобретения элементов РППС.
Как-то так. Уже вышла третья часть. Касаемо вечера, работы с родителями и некоторых мелочей.
А эта статья для тех, кому кажется, что его календарный план проверяют очень часто:
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые материалы.
Если вам нравится читать такой формат - обозначьтесь лайком. Готова к конструктивным комментариям и вопросам. Всем легких трудовых будней.
Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.
Если вы хотите поддержать развитие канала "Методист в отставке", переходите по ссылке ниже (СберЧаевые):