Друзья, привет. Вчера опубликовала статью с вопросами, касающимися самообразования педагогов детского сада. Продолжим эту тему, сегодня вторая её часть, ну а если вы не видели первую, читайте её здесь:
Ну а мы будем разбираться дальше.
Итак, новые вопросы о самообразовании
Как написать план работы по самообразованию?
Это материал не одного-двух абзацев, поэтому напишу для вас статью, посвящённую этому вопросу. Подписывайтесь, чтобы не пропустить.
Стоит ли вписывать мероприятия из плана работы по самообразованию в календарный план воспитателя?
Смотрите. Если это касается проведения занятий или других форм образовательной деятельности, я бы вписывала. Вписывайте это сразу на месяц в сетку занятий. Но это прямо вообще не обязательно, так, для удобства. Работа с родителями в идеале будет у вас совпадать с соответствующим планом, поэтому не мараем бумагу. Здесь можно прочитать как синтезировать эти направления работы:
Изучение литературных источников и практик детских садов я бы в календарный план так же не включала. А вот организацию игровой среды вписать можно.
Или вариант другой - сделайте помесячный план и разместите его на доске, чтобы все было под рукой и ничего не забыть. Тогда как я люблю говорить CTRL+C, CTRL+V. Вы же план разобьете по этапам и скорее всего по месяцам, поэтому запросто перенесёте часть таблицы на отдельный лист. И я уже советовала, но повторюсь. По мере выполнения какого-либо дела отмечайте его цветным лайнером. Психология человека, не более того. Видим уменьшение количества дел - радуемся.
Где искать информацию для изучения?
Я за то, чтобы в первую очередь искать её у проверенных источников.
Если ваш город небольшой, скорее всего вы знаете об особенностях работы каждого учреждения, да и с коллегами знакомы и периодически пересекаетесь.
Посидите на сайтах этих учреждений, чаще всего на страницах педагогов эта информация присутствует. Возможно, сможете за что-то зацепиться.
Далее смотрим сайты районных методических центров. Они так же обновляют банк педагогического опыта, и там материалы точно проверенные.
Куда дальше? В институты развития образования (могут называться по-разному в разных регионах). Там можно найти опыт работы различных инновационных площадок, и это очень хороший опыт, точно современный, проработанный, с положительной рецензией.
ФИРО. Тоже, почему нет? Обязательно загляните и туда.
Ну а теперь пойдём по просторам сети. Посещаете сайты дошкольных образовательных организаций из других регионов. В каждом субъекте нашей страны свои образовательные приоритеты, возможно чей-то опыт будет полезен и вам.
Не пренебрегайте методическим кабинетом вашего детского сада. Наверняка ваш методист выписывает журналы (печатные или электронные). Если в вашем учреждении есть журнал "Справочник старшего воспитателя", возьмите его почитать. Он далеко не только для методиста. "Дошкольная педагогика" тоже публикует прекрасные материалы.
А вообще, смотрите Пинтерест, тематические сообщества, да и просто читайте статьи. НО! ФИЛЬТРУЙТЕ! Есть Маам, Nsportal, Инфоурок и множество других площадок. Но модерация если там и есть, то она весьма условна. Очень часто материалы, размещаемые педагогами на этих сайтах, могут иметь методические несоответствия и даже грубейшие ошибки. Как говорится, доверяй, но проверяй.
Должна ли я регулярно отчитываться перед руководством о работе над темой по самообразованию помимо представления результатов в конце учебного года?
Вообще, старший воспитатель имеет право попросить вас о предоставлении промежуточных итогов работы над темой. Особенно это касается молодых специалистов, так как данная работа требует со стороны методиста оказания своевременной помощи при необходимости. Педагогов с опытом спрашивают об этом крайне редко, и то в случае возникновения ситуаций недоверия. Помните, что лучше заранее предотвратить разногласия, и если вы по какой-то причине зашли в тупик, обратиться за помощью к старшему воспитателю. Это не стыдно, это приветствуется. При условии, что идёте вы в методический кабинет с просьбой, но при этом не с пустой головой и бумагой.
Какую форму отчётности я могу выбрать по итогам работы за год?
На самом деле информации на этот счёт не так уж много. Форма отчётности в каждом детском саду может быть своя, одна единственная. А может и даваться несколько на выбор. В любом случае, это должно быть закреплено в документе, Положении о работе над темой по самообразованию. Если такого документа в организации нет, а есть лишь негласное правило делать так, а не иначе, это неправильно. В детском саду, где я работала воспитателем, шаг влево или вправо сделать было нельзя. Все как под копирку делали отчёты-выступления, почему-то называя их творческими. И вообще, вам не кажется, что "творчество" в детских садах катастрофически зашкаливает. Его суют туда, куда можно и туда, куда нельзя. Но это совсем другая история. Так вот, документа, утверждающего именно эту форму отчётности, в саду тоже не было. Как-то так.
Вообще, отчёты - это не плохо, это развивает аналитические умения, позволяет структурировать информацию. А выступления перед коллегами совершенствует наши ораторские умения. Но должна быть свобода. Почему не показать на практике освоенные вами методы/технологии и прочее? Ведь можно провести открытое занятие для коллег с последующим самоанализом с акцентами на тематику работы.
Или, работая над совершенствованием игровой среды, не организовать выставку игровых пособий, сопровождая её мини-экскурсией. Да и вообще, можно ведь написать небольшое методическое пособие из опыта работы и раздать коллегам, справочной указав тематику и особенности вашей работы. Ну а дальше - только на вашу фантазию и запросы.
Но, возвращаясь к отчёту, все же он позволит по окончании работы над темой оформить полноценный опыт работы. Так что выбирать и решать как всегда вам в согласовании с членами педагогического совета.
Что мне нужно сделать по завершению работы над темой по самообразованию в целом?
По итогам работы над темой вы оформляете обобщенный опыт работы. Это достаточно объемный документ, подробно иллюстрирующий все этапы вашей работы и демонстрирующий полученные результаты. Опыт работы представляется на заседании педагогического совета и заслушивается коллегами. При положительной рецензии опыт работы могут рекомендовать для трансляции на муниципальном уровне в ходе семинаров, конференций и прочих мероприятий.
Вы прочитали ещё порцию вопросов о самообразовании педагогов ДОУ. Я старалась максимально подробно ответить на каждый из них. Если что-то ещё вспомню, обязательно напишу. А пока буду благодарна лайку, а так же подписке на канал "Методист в отставке".
Друзья, здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" все с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.