Это уникальное кадровое достижение 1980 года до сих пор остаётся непревзойдённым в моём бывшем подмосковном ОМВД. Скажу без преувеличения, что для этого тогда пришлось напрячь все мыслимые и немыслимые ресурсы. Думается, нынешним полицейским руководителям и кадровикам будет небезынтересно познакомиться, как в советской милиции в условиях "кадрового голода" выходили из положения. Возможно, даже взять на вооружение некоторые формы работы по подбору кандидатов на службу...
Накануне московской Олимпиады отдел внутренних дел оказался в глубокой кадровой яме: все гидротехнические сооружения канала им.Москвы были переданы под милицейскую юрисдикцию (до этого эти функции выполняла военизированная охрана), в связи с чем в штатах ОВД появился взвод по охране ГТС в количестве 33-х единиц. Для руководства ОВД это стало настоящим шоком, поскольку в кратчайшие сроки предстояло укомплектовать умопомрачительную (по меркам небольшого территориального отдела) дополнительную численность! Посудите сами: если в 1970-1980-ые мы ежегодно принимали на службу не более десятка человек, тот тут предстояло подобрать не менее полусотни (с учётом текучести). Подобная задача изначально казалась невыполнимой...
Обсудив ситуацию с руководителями местных партийно-советских органов (куда же в такой ситуации без них!), выработали план экстренных мер по отбору кандидатов на службу.
В свою очередь исполком и горком издали совместное Постановление, предписывающее руководителей городских трудовых коллективов поднапрячься и направить на службу необходимое количество своих работников, сохранив за ними имевшиеся льготы и преференции, в частности, очередь на жильё. Ход выполнения утверждённой разнарядки было решено ежемесячно заслушивать при первых лицах города.
Понимая, что за счёт местной молодёжи решить поставленную задачу нереально (городские и тогда шли на службу крайне неохотно), основной упор в профориентационной работе был сделан на ближайшие сельские районы Калининской области - Кимрский и Конаковский. Чуть ли не каждое село и деревня были закреплены за конкретными сотрудниками из числа среднего и старшего начсостава, и те начали «окучивать» сельскую глухомань, добираясь порой в отдалённые деревеньки лишь на перекладных, да и то благодаря местным трактористам (автомашина просто не могла преодолеть разбитые местные дороги).
Отдельные поручения были даны всем милиционерам - выходцам из этих мест: каждого из них чуть ли не обязали "привести" по одному (как минимум) кандидату из своего села или деревни, гарантируя при этом выдачу премии за успешно проделанную работу. Сработало: вскоре кимрская "диаспора" в дубненской милиции стала интенсивно прирастать всякого рода "ильинскими", "горицкими", "керузинскими"...
Забегая вперёд, скажу, что эти простые деревенские пареньки здорово нас тогда выручили - с их помощью удалось укомплектовать около 80% вакантных должностей. Безусловно, этому поспособствовало проведённое за год до этого повышение должностных окладов в милиции со 110 до 150 рублей по первому году службы, что для колхозов-совхозов считалось хорошими деньгами! А тут ещё была перспектива закрепиться в стремительно развивающемся городе, куда из-за особого режима просто так попасть было крайне сложно.
Аналогичным образом сотрудники ОВД были закреплены и за городскими предприятиями и организациями. Тут дела обстояли куда плачевнее, ибо непривлекательная милицейская служба с неясными жилищными перспективами явно не входила в планы рабочей молодёжи. Помнится, тогда из этой среды удалось выудить всего двоих или троих человек.
Не были обойдены стороной и ближайшие с Дубной райвоенкоматы: по полученным у них спискам недавно отслуживших в армии и подлежащих увольнению из рядов СА каждому было направлено соответствующее письмо с персональным приглашением на службу.
Не ошибусь, если скажу, что абсолютно все службы ОВД были нацелены на подбор кандидатов, зачастую даже во вред своей основной деятельности (благо, что до пресловутой "палочной системы" в то время в ведомстве ещё не додумались!).
Все вопросы прописки-выписки потенциальных кандидатов в паспортной службе решались только после профориентационной беседы с ними начальника отделения или милицейского кадровика (он был в единственном числе); участковым инспекторам были розданы персональные списки вернувшихся из армии для проведения бесед; сотрудники ГАИ вовсю обрабатывали на дорогах местных автолюбителей, а патрульно-постовые - попадавших в поле зрения молодых ребят; были отработаны члены ДНД и КООДов, внештатные сотрудники и даже бывшие (уже повзрослевшие) ЮДМовцы, а также дислоцированные на территории города две войсковые части. Руководство ОВД призвало всех сотрудников бросить "клич о помощи" среди родных и знакомых.
Кабинет кадровика стал на этот период оперативным штабом по проведению крупномасштабной операции, куда стекалась и где обобщалась вся информация. Он напоминал разворошенный улей или проходной двор, двери которого не закрывались ни на миг. Чтобы ускорить оформление отобранных кандидатов, милицейскому кадровику в подмогу были отряжены один из милиционеров (ваш покорный слуга) и вольнонаёмая дама, на которых был взвален основной вал бумажной работы - запросы, спецпроверки, сбор документов, оформление личных дел и т.п.
И вы знаете, лёд тронулся! К концу года мы выдали на гора небывалую цифру в 50 человек, до сих пор остающуюся непревзойдённой…
Конечно, собранную таким авральным способом "бочку мёда" не могла не подпортить весомая "ложка дёгтя" - качественный состав принимаемых кандидатов оставлял желать лучшего. Но на фоне стоявшей главной задачи (укомплектоваться) это тогда считалось второстепенным: мол, примем - потом разберёмся! И разбираться пришлось довольно скоро: попав с корабля на бал, некоторые тут же стали чудить по полной... Достаточно сказать, что из этой "славной" полусотни более-менее благополучно добрался до пенсии лишь каждый пятый сотрудник.
Увы, использовав в том далёком 1980-ом все мыслимые формы и методы кадрового отбора, мы одновременно дискредитировали его сущность и основные принципы. Тем самым лишний раз развеяли упорно навязываемый многими миф об идеальной советской милиции. Но это была проблема не только одного конкретного ведомства, а всего нашего общества, неотъемлемой частью которого та милиция и являлась.
Читайте мои последние публикации на канале:
Наиболее читаемые публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!