Женщины на генеральских должностях в различных российских силовых ведомствах никак не дают покоя нашим читателям. Ибо это, по общему мнению, девальвирует высокое звание. Не буду долго останавливаться на этой теме, поскольку в своё время у меня была соответствующая публикация на канале Генеральши, генеральши… Ну куда же ещё дальше!….
Сегодня министерства и ведомства, в которых предусмотрена военная служба, располагают примерно 2 тыс. генеральских должностей. Представляется вполне естественным, что некоторые из них занимают женщины. Наиболее удачно в этом плане развиваются их карьеры в МВД и Следственном Комитете, особенно после реформ правоохранительной системы.
Никогда не задавались вопросом: а почему в Советском Союзе практика назначения на генеральские должности женщин не существовала? Силюсь припомнить такие случаи, да всё тщетно! Специально пошарил в Интернете - и ничего не нашёл!
Думаю, причина кроется в незыблемости советских воинских уставов и традиций, написанных потом и кровью многих поколений мужчин-предков. А когда происходит подмена устоявшихся правил, то начинаются системные сбои. Какие-то отдельные (исключительные) случаи, когда женщина своими делами по праву заслужила высокое воинское звание, могут быть, но когда это входит в систему - жди беды!
Имеется расхожее мнение, что отдельные женщины в годы Великой Отечественной войны командовали дивизиями, а потому должны быть с генеральскими погонами. Признаюсь, я о таком нигде информации не нашёл. Даже среди военных медиков (казалось бы, уж здесь то для них поле непаханное!) не обнаружил ни одной генеральши - преимущественно, майоры и лишь одна полковник медицинской службы.
Кроме того, бытует утверждение, что некоторые дамы в полковничьем звании (а таковые имелись в годы войны) генеральские погоны получили Указом Президента в 2000 году связи с 55-летием Великой Победы. Но такое исключено, поскольку в нём речь идёт о присвоении званий «до полковника включительно».
Конечно, есть среди женщин-генеральш выходцы из СССР (как лётчик-космонавт Валентина Терешкова, например), вот только эти звания им были присвоены уже на постсоветском пространстве.
Так что в Советском Союзе женщинам и в годы войны и после получить от государства звания генералов было крайне сложно, практически нереально.
И основным фактором было гендерное неравенство. Хотя своим примером и даже подвигами они доказали, что женщина вполне успешно может управлять воинскими и прочими силовыми подразделениями (батальонами, например), для командного состава и чиновников (а это, преимущественно, мужчины) тяжело было признать их верховенство и заслуги.
В открытых источниках мне удалось отыскать сведения об одной из первых (возможно, единственной) довоенных советских генеральш - Мирре Сахновской (урождённой Марьям Гетц).
Её биография в молодости максимально связана с делом революции: работала в газете «Правда»; обороняла Петроград от немцев; будучи политработником (заместитель военкома бригады, политрук роты, военком полка), освобождала Украину и Крым от петлюровцев, белополяков и деникинцев. В марте 1921 года участвовала в штурме восставшего Кронштадта, за проявленное мужество награждена орденом Красного Знамени.
В 1924 году Мирра окончила Академию Генштаба и была направлена в распоряжение Разведуправления Красной Армии. Как опытного специалиста, её посылают в Китай под именем Марии Чубаревой - там она два года работала начальником штаба Южной группы войск, ведя активную работу по созданию разветвлённой агентурной сети.
Как отмечали соратники, мужская профессия выработала в разведчице привычку носить мужскую одежду и наложила соответствующий отпечаток на манеру поведения: она говорила низким голосом, много курила, ходила большими шагами, женское платье сидело на ней кое-как, и было видно, что она досадует на то, что вынуждена его носить. По возвращении в СССР Мирра вышла замуж за комбрига Иосифа Сахновского и продолжала служить в Разведуправлении, ей было присвоено звание комбрига.
Хотя ещё прежде, будучи близкой соратницей Троцкого, она давно раскаялась в своих прежних «грехах», это не помогло: в 1928 году она была арестована, исключена из партии и сослана на 3 года в Сибирь за троцкистскую деятельность. Однако через год решение было отменено, и Сахновскую восстановили в рядах ВКП(б).
В 1932 году Мирра назначается начальником учебного отдела Военно-технической академии и становится комдивом (что соответствует современному званию генерал-майора). Таким образом, она стала первой и единственной еврейкой, носившей генеральское звание в СССР.
Впоследствии Сахновская работала начальником спецотдела Разведуправления РККА по диверсионной работе и подготовке к ведению партизанской войны, а перед своим вторым арестом (несмываемое клеймо сторонницы Троцкого так и осталось лежать на ней) занимала должность начальника санатория «Кичкинэ» Киевского военного округа. Есть версия, что на базе этого санатория располагалась разведшкола, которой она руководила.
Видимо, на арест её и ряда других сотрудников военной разведки повлияла открыто высказанная негативная оценка работы Разведуправления со стороны Сталина. Мирра Сахновская была расстреляна 31 июля 1937 года по обвинению во вредительстве. Реабилитирована в 1959 году.
А вот бывший начальник 12 отдела КГБ СССР Галина Смирнова стала, наверное, последней женщиной, получившей генеральское звание в СССР. Увы, фото генеральши в Интернете отыскать не удалось...
Для справки: 12 отдел КГБ был создан в 1967 году и занимался прослушиванием телефонов и помещений.
Произошло это (если верить открытым источникам) 25 апреля 1990 года, и присвоение звания генерал-майора было приурочено к её 50-летию (оно отмечалось 14 апреля). Сослуживцы рассказывают, что весь отдел тогда просто гудел от радости, потому, что Галина Ивановна по жизни была очень замечательным и «человечным» человеком...
И не могу не удержаться, чтобы не написать о Полине Недялковой, уникальной женщине и настоящем боевом генерале бронетанковых войск. Правда, болгарских. Хотя, если разобраться, имеется в её звездах и советский отблеск...
В далёком 1936 году, будучи 22-летней девушкой, она заканчивает в Москве Военную академию механизации и моторизации Красной Армии (ныне это Военная академия бронетанковых войск имени Малиновского) и отправляется добровольцем в Испанию, где получает свой первый боевой орден Красного Знамени. С первых дней гитлеровского вторжения на территорию СССР Полина Недялкова занимается переводом автотранспортных предприятий на военные рельсы и организацией работы автотранспорта для ритмичной и непрерывной доставки боеприпасов к стремительно откатывающейся на Восток линии фронта. А в 1944 году отправляется старшим танкистом (!) в действующую армию в составе Второго Украинского фронта. Победу встретила на чехословацко-венгерской границе, где выполняла специальное задание командования.
После 19 лет службы в Советской Армии полковник Полина Недялкова вернулась на родину в Болгарию, где ещё почти три десятилетия служила в Болгарской народной армии, занимаясь развитием бронетанковых войск, их техническим перевооружением и модернизацией. И где ей было присвоено звание генерал-майора. Каково?
Сумеете ли вы дополнить и расширить список советских женщин-генеральш? Дерзайте!
Читайте мои последние публикации на канале:
- О внештатном милицейском спецназе
- Экс-глава МВД о главной ведомственной «головной боли»
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!