«Опасный поворот» – одна из лучших кинокартин советских времён в жанре детектив, поставленная гениальным Владимиром Басовым в 1972 году. Это чуть ли не единственная экранизация одноимённой пьесы английского драматурга Дж. Б. Пристли.
Много раз пересматривала я эту работу и совсем недавно заметила одну штуку (возможно для всех смотревших фильм ранее, это вовсе не открытие): сюжет начинает раскручивать именно героиня А. Шурановой – Олуэн Пиил. Она, будто ведомая народной мудростью про горящую шапку, сама становится причиной собственного разоблачения.
Тайны всегда тяготят, особенно людей честных, вот и Олуэн не терпелось исторгнуть из себя эту грустную правду.
В один из самых страшных вечеров своей жизни за несколько часов мисс Пиил из собеседницы, желающей установить истину, сначала превращается в жертву одного преступления, а затем невольно становится виновницей другого преступления, более тяжкого. Стремительно перемещаясь по граням треугольника Карпмана, Олуэн приходит к Мартину как спасатель (она хочет спасти честь, а может и жизнь любимого путём установления личности похитителя денежного чека), позже становится жертвой (Мартин нападает на девушку и рвёт её платье), затем превращается в преследователя (борьба за пистолет и случайное убийство обидчика), и снова, уже успокоившись, переключается в спасателя, посчитав, что обнародование того, что она считает правдой, причинит вред Роберту, ради спасения которого всё и затевалось.
Тем вечером, что представлен взору зрителя, герои спорят об истине и правде (что, как известно, не одно и то же). Олуэн говорит: «Дело в том, что есть истина и «истина»… Настоящая правда, вся, до мельчайших подробностей, без всякого изъятия, такая правда неопасна, нестрашна. Но то, что в обычной жизни называют правдой…это ведь всё половина правды, она не даёт никакого представления о том, что творится с человеком на самом деле. Она просто представляет нам ряд фактов, которые до тех пор были скрыты, и хорошо, что они были скрыты, вот такая правда – предательская штука». То есть правда становится истинной, только когда открывается полностью, без недосказанностей.
Очевидно, этот секрет так тяготил героиню, что желание открыть его, избавиться от напряжения, стало сильнее чувства самосохранения и желания остаться положительной героиней в глазах своего окружения.
А вообще, какие мотивы толкают человека на саморазоблачение? Желание быть обнаруженным и наказанным происходит по нескольким причинам.
Когда человек понимает, что совершил ошибку, он испытывает чувства вины и стыда. Эти чувства рождают в человеке серьёзное напряжение, и если ошибку исправить невозможно, человек предпочтёт быть разоблачённым и получить наказание, чтобы расстаться с этим напряжением. Наказание пережить проще, чем ожидание этого наказания. Напомню, речь идёт о людях законопослушных и совестливых, таких, как наша героиня, а не о закоренелых преступников всех мастей.
Ещё поиск наказания и разоблачение может свидетельствовать о недостатке внимания. Ни что так не привлекает внимание, как преступление человека, на которого «ни в жись не подумаешь». Всех греховодников ужасно развлекает чужая попранная добродетель. Она приглушает редкий шёпот их совести. А Олуэн как раз устала от невнимания своего возлюбленного, который ни сном, ни духом об её притязаниях. А тут прекрасная возможность и привлечь внимание, и вызвать сочувствие, жалость, восхищение. Целая палитра эмоций взамен вежливого равнодушия.
Всё это вкупе, вероятно, и подтолкнуло Олуэн к раскрытию тайны. Ей единственной из всей компании захотелось отчиститься от вранья, открыться.
Но цена оказалась слишком высока.
В конце фильм как бы подвешивает в воздухе вопрос: а стоит ли разрушать хрупкий мир правдой? Людям, привыкшим лгать, правда, как ножик острый. Как замечает мистер Стэнтон: «Говорить правду также «полезно», как заворачивать на крутом повороте при скорости 100 км в час», а Фреда ему вторит: «А в жизни так много опасных поворотов, не так ли?».
Жизнь в обществе, многолетняя дружба, семья, это такой эквилибристический танец, где каждый балансирует между правдой, выгодой, покоем лжи во спасение и недосказанностью ради мира во всём Мире.
Легко сказать – так не врите! Будьте честны друг с другом! Не совершайте поступков, за которые потом придётся раскаиваться. Но как это сделать, если все мы такие разные, у каждого свои правила, свободы и границы дозволенного.
Героям фильма в финале даётся новый шанс на поиски истины или сохранение внешнего благополучия. Но в жизни так не бывает.
А как поступили бы вы?