Однажды совершенно случайно в интернетах я наткнулась на фильм «Премия» (1974г., реж. С. Микаэлян), и он запал мне в душу.
Одна строительная бригада совершила немыслимое – отказалась от премии. Для решения нестандартной ситуации созвано заседание парткома строительного треста, где и разворачивается вся драма.
Кинокартина увлекла меня не только блестящим актёрским составом: Евгений Леонов, Владимир Самойлов, Олег Янковский, Михаил Глузский, Армен Джигарханян, Виктор Сергачёв, Светлана Крючкова, Борислав Брондуков, Нина Ургант, Александр Пашутин, хотя именно они сделали статичную диалоговую картину такой острой и интересной.
И не тем, что я порой такая же белая ворона, как бригадир Потапов (Е. Леонов), которая везде лезет со своим неудобным мнением. Не замалчивая проблемы, такие люди как Василий Трифонович Потапов верят, и даже знают, что не всех устраивает существующий из удобства и лени порядок (а вернее его отсутствие), поэтому болезненные вопросы нужно поднимать, даже если больнее всего будет им самим. Иногда нужно, как говорил персонаж П. Мамонова в фильме «Остров» «бесов гонять», иногда должен кто-то сказать «нет», как персонаж С. Маковецкого в фильме «12», или кто-то должен быть «против», как героиня Л. Ахеджаковой в фильме «Гараж».
Всегда есть кто-то, кто предложит остальным альтернативу, шанс пересмотреть свои взгляды или укрепиться в них.
И не тем, что меня трогает тема «может ли винтик изменить систему?». Нет, не может, и именно потому, что это система, где даже такие винтики предусмотрены в виде погрешности. Исключение, подтверждающее правило.
Если отнестись к этому произведению не как к советской агитке (как написано в многочисленных рецензиях и отзывах), а как к философской притче, как учил один питерский психолог, любитель кино-разборов, то можно увидеть следующее… (как всегда, предвосхищая комментарии тех, кто всегда не согласен с автором, скажу, я не претендую на истинность или экспертность, а лишь делюсь своими впечатлениями и выводами, вдруг с кем-то это будет созвучно)
Так вот, мне вдруг увиделось, что эти члены парторга были погружены в ситуацию, когда к ним обратился голос совести в виде бригадира, глобальной миссией которого является поколебать уверенность этих людей в собственной правоте, посеять разумное сомнение в ней, дабы направить в русло истины. Все они на разных уровнях управления и исполнения одного общего дела несут личную и коллективную ответственность за вклад в это самое дело, и ежедневно каждый из них поставлен перед выбором, что делать с тем, что день грядущий приготовил. Молчать или кричать? Терпеть или жаловаться? Добиваться или опускать руки? Плыть по течению и быть удобным или быть правым и отвергаемым?
И вот в один летний день приходится за этот выбор ответить. Это не Потапова рассматривают в его безумной идее отказаться от денег, незаслуженных, по его мнению, это через призму его вопросов члены компании рассматривают себя. В конечном итоге им приходится сделать свой выбор, глядя друг другу в глаза, обнажив порывы своих душ, кому-то удаётся сбросить с себя морок кажущегося благополучия, кто-то перестаёт «считать неприемлемое приемлемым» под влиянием открывшегося знания, а кто-то нет. Изменит ли это что-то в конечном итоге за пределами их обсуждения, нам не показывают, потому что фильм не об этом, а о том, что произошло там, внутри - внутри комнаты и внутри каждого из них.
И не всё так однозначно и просто, проголосовавшие «против» в финале не плохие люди, в их аргументах тоже есть смысл, правда, логика. Они как винтики на своём уровне тоже выполняют свои функции в системе, поддерживая хрупкий баланс. Ведь жизнь не делиться чёрную и белую, без полутонов не выжить.
История эта вовсе не советская, она на все времена, потому что всё меняется и ничто не меняется, пока есть и те, кто «за», и те, кто «против». Закон равновесия.
И я ни на что не намекаю, но в комнате их было двенадцать…