Роструд России в письме от 08.08.2023 г. № ПГ/16208-6-1 разъяснил, как правильно оформить увольнение генерального директора ООО.
Увольнение руководителя по соглашению сторон: составляем соглашение
При увольнении работника, в том числе руководителя, по соглашению сторон должно быть заключено соглашение о расторжении трудового договора.
В этом соглашении отражают:
- дату прекращения трудовых отношений;
- сумму выходного пособия или компенсации, если стороны договорились о такой выплате или она предусмотрена коллективным или трудовым договором;
- порядок передачи дел увольняющимся руководителем;
- дату составления соглашения, реквизиты и подписи обеих сторон трудового договора.
Кто должен подписать соглашение о расторжении трудового договора
Трудовым законодательством прямо не регламентирован вопрос о том, кто должен подписать соглашение с генеральным директором от имени работодателя.
Роструд рекомендует наделить для этого полномочиями конкретное лицо.
В ООО можно выбрать такое лицо при рассмотрении вопроса о прекращении полномочий руководителя.
Так, в зависимости от того, кто решает вопрос о прекращении полномочий руководителя - общее собрание участников общества или совет директоров (наблюдательный совет) общества, подписать соглашение может:
- председательствующий на общем собрании участников общества или участник общества, уполномоченный на это решением общего собрания;
- председатель совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицо, уполномоченное решением совета директоров (наблюдательного совета).
Так устанавливает подпункт 2 пункта 2.1 статьи 32, подпункт 4 пункта 2 статьи 33, пункта 1 статьи 40 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Таким образом, от имени работодателя соглашение подписывается председателем общего собрания или совета директоров либо уполномоченным общим собранием или советом директоров лицом в зависимости от того, к чьей компетенции относится вопрос об увольнении руководителя.
Издаем приказ о прекращении трудового договора
Оформление прекращения трудового договора с генеральным директором происходит в общем порядке, установленном статьей 84.1 ТК РФ.
Значит, обязательно нужно издать приказ об увольнении руководителя. Его можно составить по форме № Т-8, утв. постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.
Основанием для издания приказа об увольнении руководителя является документ, подтверждающий решение собственника, т.е. можно указать соглашение о расторжении трудового договора.
Роструд в комментируемом письме отмечает, что Трудовой кодекс не устанавливает, кто подписывает приказ об увольнении генерального директора коммерческой организации. В ООО это может быть председатель общего собрания участников общества.
После того, как увольняющийся руководитель ознакомится с текстом приказа, он должен его подписать как работник.
Что еще должен сделать работодатель?
1. Внести запись об увольнении в бумажную трудовую книжку руководителя и выдать ее на руки.
Запись в трудовой зависит от основания увольнения. Если трудовой договор расторгается по соглашению сторон, то в трудовой книжке в графе 3 нужно указать: «Трудовой договор прекращен по соглашению сторон, пункт 1 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации».
2. Произвести окончательный расчет с руководителем.
Окончательный расчет нужно произвести с руководителем в день его увольнения (ч. 1 ст. 140 ТК РФ). Ему выплачивают:
- заработную плату;
- компенсацию за неиспользованный отпуск (ч. 1 ст. 127 ТК РФ);
- выходное пособие, если оно предусмотрено соглашением о расторжении трудового договора.
3. Выдать документы, связанные с работой.
Обязательно руководителю необходимо выдать:
- расчетный листок;
- трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности (если ведется электронная трудовая);
- сведения персонифицированного учета (выписка из ЕФС-1, РСВ);
- оригиналы всех документов, если сотрудник предоставлял работодателю их во время работы. Например, это может быть медицинская книжка.
Имейте в виду, руководитель может написать заявление на предоставление документов, связанных с работой. Например, справка о доходах, копия приказа об увольнении и др.
4. Подать в СФР сведения об увольнении руководителя
Сведения об увольнении руководителя нужно подать в Социальный фонд России. Срок – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания приказа об увольнении.
Сведения подают по форме ЕФС-1, а именно подраздел 1.1 раздела 1 — сведения о трудовой (иной) деятельности.
5. При необходимости сообщить об увольнении руководителя в военкомат.
Если руководитель был военнообязанным, то работодатель обязан в течение 5 дней направить в военкомат уведомление об увольнении сотрудника, подлежащего воинскому учету. Форма утверждена Приложением 9 к Методическим рекомендациям Генштаба ВС РФ от 11.07.2017 г.
6. Внести сведения о прекращении полномочий руководителя в ЕГРЮЛ.
После увольнения руководителя организация должна внести изменения в ЕГРЮЛ о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление по форме № Р13014 (утв. приказом ФНС России от 31.08.2020 г. № ЕД-7-14/617@).
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ 2023
В 2023 году в бухгалтерское и налоговое законодательство были внесены «рабочие» изменения и оперативные, принятые в ответ на санкции, введенные по отношению к РФ. И те, и другие сказались на правилах учета доходов, расходов в налоговой базе. Что касается бухучета, то переход на новые ФСБУ, стал обязательным, а все произошедшие в вашем учете изменения нужно подробно описать в пояснениях к балансу.
На этой странице собрали для вас материалы, которые нужны бухгалтеру для подготовки отчетности, заполнения всех форм отчетов и деклараций за 2023 год. Полную инструкцию по подготовке и сдаче отчетности вы найдете в книге «Годовой отчет 2023 под редакцией В. И. Мещерякова». Она выходит как в печатном, так и в электронном формате. Для тысяч ваших коллег это настольная книга