Найти тему
Дважды аутизм

Аутизм. Указательный жест

Можно задать такой вопрос ещё. Все пишут, что аутисты не способны что-то показать и попросить, у них отсутствует указательный жест. На сколько это правда? И появился он у Эли или Тима? Или может они просто водили за руку вас? Или показывали не пальчиком на что-то, а ладошкой?

С раннего детства у Тима отсутствовал указательный жест. Когда ему что-то было нужно, он действовал нами. Брал руку взрослого и нашей рукой направлял в ту сторону, где лежал желанный предмет. 

Это странное действие нас удивляло, но не наталкивало на мысль об аутизме. Потому что мы не знали, что это один из явных его признаков. 

Конечно, он не обязан быть. Но если такое действие наблюдается у ребенка, то это повод задуматься.

Но и этим не заканчивались странности. Чаще всего, Тим находился у нас на руках. Сам передвигаться он отказывался. Сейчас я подозреваю, что причиной этого были проблемы с пониманием своего тела в пространстве. 

Тогда мы об этом тоже не знали. 

Тим же, сидя у нас на руках, пытался двигать нашим телом в ту сторону, куда ему нужно было двигаться. 

Отсутствие указательного жеста - это нарушение невербальной коммуникации. 

И это как раз-таки то, с чем у Тима наблюдались и наблюдаются проблемы. 

Хотя, сейчас указательный жест есть. Но его нельзя назвать полноценным. 

Если я спрошу у Тима: «Где собака?» Он покажет мне пальчиком. Но при этом, контакт со мной все равно будет нарушен. Тим не отследит мою реакцию. Не посмотрит, увидела ли я, куда он показывает. 

Т.е. нет разделенного внимания. Тим может показать: «Я хочу вот ту конфету». 

Но он не сможет мне показать: «Смотри, летит самолет!» Хотя сказать об этом, чтобы привлечь мое внимание, сможет. И это большой прогресс. 

С Элей мы уже понимали важность указательного жеста. И то, что это необходимый элемент формирования экспрессивной речи.

Поэтому, намеренно учили ее этому.  

Для этого, когда ребенок что-то хочет, нужно положить свою руку на его ручку и направить в сторону предмета. 

Тоже самое нужно делать, когда мы показываем что-то ребенку для того, чтобы привлечь его внимание. 

Развивать указательный жест у ребенка с аутизмом очень важно. И это тоже является неотъемлемой частью коррекции аутизма. 

С его развитием мы обучаем ребенка невербальной коммуникации и разделенному вниманию. Это как раз тот аспект, в котором мы должны оказывать помощь таким детям. 

Важный момент. При обучении указательному жесту, желаемый предмет необходимо давать ребенку тут же. Как только он сделал хотя бы слабую попытку на него указать.  

И второе. При обучении ребенка указательному жесту, не нужно давать ему инструкции. Это может закрепить у него ожидание подсказки перед указательным жестом. 

Еще один важный момент о котором должны знать родители. Указательный жест может быть инструментальный и декларативный. 

-2

Инструментальный - это, когда ребенок показывает на желаемый предмет с целью получить его. Такому жесту обучить проще. 

С декларативным все гораздо сложнее. Здесь уже задействовано разделенное внимание. А с ним у наших детей сложности. 

Этому важно учить ребенка. Потому что разделенное внимание - это база, на которую накладывается понимание социальных ситуаций. 

Что же такое разделенное внимание в двух словах? Это общее внимание нескольких людей к одному и тому же предмету. 

Чтобы его тренировать, хорошо играть в игры, где участники обмениваются невербальными знаками. Кивок головы, движение глаз…

-3

Когда я училась на курсе по коррекции аутизма RDI, мы играли в одну простую, но замечательную игру. 

На столе стояли перевернутые кружки. Ребенок отворачивался, я прятала под одну из кружек маленький кусочек вкусняшки. А затем, мимикой, кивками и движением глаз давала понять, где спрятана вкусняшка. Задача ребенка была отследить мои действия и найти, под какой кружкой спрятан желаемый предмет. 

Игр на разделенное внимание есть множество. И самые эффективные на мой взгляд именно те, где мы убираем речь и включаем жесты. 

Делитесь в комментариях, если есть какие-то идеи. Будем развивать деток вместе:)