Долгожители, когда-то считавшиеся редкостью, стали обычным явлением. Это самая быстрорастущая демографическая группа в мире, численность которой с 1970-х годов удваивается каждые десять лет.
Вопрос о максимальной продолжительности жизни человека вызывал интерес с незапамятных времён. Платон и Аристотель обсуждали и описывали процессы старения более 2300 лет назад.
Время показало, что постичь секреты исключительного долголетия непросто, ведь это подразумевает разгадывание сложного взаимодействия генетической предрасположенности и факторов образа жизни, а также их взаимодействия.
Недавнее исследование, опубликованное в журнале GeroScience, выявило некоторые общие биомаркеры у людей, которым за 90.
До сих пор исследования долгожителей были в основном маломасштабными и фокусировались на избранной группе, например, на долгожителях в домах престарелых, эта же работа является крупнейшим на сегодняшний день сравнением профилей биомаркеров, которые отслеживались на протяжении всей жизни у долгожителей и людей, которым не так повезло.
Исследование
Исследование включало данные 44 000 шведов, проходивших обследование состояния здоровья в возрасте от 64 до 99 лет, это была выборка из так называемой когорты Амориса. Затем за ними следили следующие 35 лет.
Из всех участников 1 224 - или 2,7% - дожили до 100 лет, и подавляющее большинство (85%) долгожителей были женщинами.
Были изучены двенадцать биомаркеров крови, связанных с воспалением, метаболизмом, функцией печени и почек, а также возможным недоеданием и анемией. В предыдущих исследованиях все эти показатели были связаны со старением или смертностью.
Биомаркером, связанным с воспалением, была мочевая кислота — продукт жизнедеятельности организма, образующийся в результате переваривания определенных продуктов.
Ученые также рассмотрели маркеры, связанные с метаболическим статусом и различными функциями, включая общий холестерин и глюкозу, маркеры, связанные с функцией печени, такие как аланинаминотрансфераза (Alat), аспартатаминотрансфераза (Asat), альбумин, гамма-глутамилтрансфераза (GGT), щелочная фосфатаза (Alp) и лактатдегидрогеназа (LD).
Отслеживался уровень креатинина, связанный с функцией почек, а также железа и общей железосвязывающей способности сыворотки (TIBC), ассоциированной с анемией. Наконец, был исследован альбумин - связанный с питанием биомаркер.
Результаты
Обнаружилось, что в целом у доживших до своего сотого дня рождения людей, начиная с 60 лет, как правило, наблюдались более низкие уровни глюкозы, креатинина и мочевой кислоты.
Хотя медианные значения по большинству биомаркеров существенно не различались между долгожителями и недолгожителями, первые редко демонстрировали чрезвычайно высокие или низкие значения. Например, в молодом возрасте очень немногие из долгожителей имели уровень глюкозы выше 6,5 или уровень креатинина выше 125.
По многим биомаркерам как у долгожителей, так и у недолгожителей значения выходили за пределы диапазона, считающегося нормальным в клинических рекомендациях. Вероятно, это связано с тем, что эти цифры были выработаны для более молодого и более здорового населения.
Изучая, какие биомаркеры связаны с вероятностью достижения столетнего возраста, учёные обнаружили, что каждый из 12 биомаркеров, кроме двух - АЛТ и альбумина, - показал такую связь. Картина не изменилась даже после учета возраста, пола и набора болезней.
Люди в самой низкой из пяти групп по уровню общего холестерина и железа имели меньшие шансы дожить до 100 лет по сравнению с теми, у кого уровень был выше. У людей с более высокими уровнями глюкозы, креатинина, мочевой кислоты и маркеров функции печени шансы на долголетие снижались.
Для некоторых биомаркеров в абсолютном выражении различия были довольно незначительными, в то время как для других более существенными. Например, для мочевой кислоты абсолютная разница составила 2,5 процентных пункта. Это означает, что люди в группе с самым низким уровнем мочевой кислоты имели четырёхпроцентный шанс дожить до 100 лет, в то время как в группе с самым высоким уровнем - только полторапроцентный.
Выводы
Даже если обнаруженные различия в целом были довольно незначительными, они указали на возможную связь ожидаемой продолжительности жизни с метаболическим здоровьем и питанием.
Возможно, вас это заинтересует: Чем больше мышц, тем длиннее жизнь! Так? Оказывается, не совсем.
Результаты исследования, однако, не позволяют сделать четких выводов относительно того, какие факторы образа жизни или гены ответственны за значения биомаркеров, но разумно полагать, что питание и потребление спиртного играют тут определенную роль.
Подпишитесь на Telegram Виктора Трибунского и не пропускайте новые публикации.
Следить за показателями работы почек и печени, а также за уровнем глюкозы и мочевой кислоты по мере старения - скорее всего, неплохое решение, хотя в достижении исключительного возраста играет свою роль и случай.
Фактор случая контролировать мы не в силах, но следить за некоторыми биомаркерами - вполне. В зависимости от получаемых результатов мы можем изменить свой образ жизни и питание.
Автор: Karin Modig
Перевод: Виктор Трибунский
Источник