Выйти на новый уровень в бизнесе или попробовать необычное хобби проще, если рядом есть те, кто подскажет, как лучше это сделать. Найти нужных людей поможет нетворкинг — создание и развитие полезных связей. В статье расскажем, как заводить знакомства, чтобы от этого был результат.
Кого ищут с помощью нетворкинга
На мероприятиях можно познакомиться с разными людьми:
- Единомышленниками. Например, начинающий селлер на маркетплейсе ищет других продавцов, с которыми можно обсудить последние обновления оферты и другие новости площадок.
- Наставником — человеком, который будет помогать на новом этапе. Например, если нужно открыть магазин одежды, полезно обращаться к тому, кто уже это делал.
- Инвестором. На мероприятиях для бизнес-знакомств часто есть люди, готовые вложиться в интересный проект.
- Бизнес-партнером. Нетворкинг построен на общении, поэтому можно хорошо узнать собеседника. Люди с общими целями и взглядами часто запускают совместные проекты.
Иногда с помощью нетворкинга также ищут сотрудников и контрагентов. Это неплохая идея, но нужно помнить, что при знакомстве не всегда можно оценить реальные навыки специалиста.
😀 Вы познакомились со специалистом по настройке рекламы в соцсетях Алексеем, а он предложил нанять знакомого маркетолога Ивана. Маркетолог привел в компанию опытного бухгалтера Дмитрия. В итоге вы усилили команду за счет одного знакомства сразу тремя сотрудниками.
😢 Но может быть иначе: Иван не разбирается в рекламе, Дмитрий не умеет работать с первичными документами, а Алексей сливает весь бюджет и не показывает никаких результатов.
Это не причина отказываться от нетворкинга, а только повод быть внимательнее.
Что может пойти не так во время нетворкинга
Ниже собрали возможные негативные сценарии. Это редкость, но к ним нужно быть готовым:
- участник невежливо себя ведет — например, грубит на мероприятии. Часто на помощь в таких случаях приходят модераторы, но иногда придется выкручиваться самостоятельно;
- участник «охотится» за контактами — иногда на нетворкинг попадают люди, которые пришли познакомиться с известными предпринимателями и хотят извлечь из этого выгоду. Обычно они назойливые и пытаются втереться в доверие. Это быстро вскрывается, но оставляет неприятный осадок;
- участнику тяжело привлечь внимание — если на конференции или вебинаре соберется много человек, вы можете не добраться до интересного собеседника. В этом случае поможет дополнительная подготовка, например можно составить список людей, с кем вы точно хотели бы пообщаться на этой встрече;
- вокруг собрались участники из конкурентных компаний — люди не готовы знакомиться с теми, с кем может быть конфликт интересов;
- участник не поддерживает дальнейшую связь — вы познакомились с человеком, а это ни к чему не ведет.
Если чувствуете, что встреча не задалась, уйдите с нее и попробуйте посетить другую.
Три уровня нетворкинга
Чтобы точнее определить, как предпринимателю взаимодействовать с людьми, нужно опираться на свой уровень нетворкинга. Всего их три.
Первый уровень — завести максимум знакомств. На этом уровне находятся новички, которые только начинают заниматься нетворкингом. Стоит ходить на любые мероприятия, которые кажутся хоть немного интересным.
Главная цель на старте — установить как можно большее количество контактов. Это поможет развить навыки коммуникации, обрасти знакомствами и понять, чего на самом деле хочется получить от общения.
«Чтобы улучшить список, рекомендую сфокусироваться на нетворкинге внутри подходящего сообщества. Например, найти для себя клуб предпринимателей и искать нужные знакомства в нем».
Дарья Пугина, CMO в сообществе Heg.ai
Второй уровень — найти партнеров и целевые коммуникации. Предприниматель на этом уровне четко понимает, кого именно хочет найти для знакомства: клиентов, партнера, инвестора, сотрудников в команду. Для этого от ходит на консультации и узконаправленные мероприятия.
К этому времени бизнесмен уже получил 30—50 контактов. Теперь он может рассказать, чем готов помочь другим.
Третий уровень — поддерживать знакомства. Больше не нужно искать новых людей — знакомства и собеседники появляются сами по себе, сеть связей растет с каждым днем, контакт основывается на взаимопомощи. Остается поддерживать общение.
На этом уровне предприниматель строит личный бренд и часто публично выступает. У него развитые социальные сети, есть публикации в интернете, а круг общения измеряется тысячами людей. Нужно найти способы распределить время между нетворкингом и остальными делами, поставить фильтр на общение.
Какие есть форматы нетворкинга
Знакомиться можно офлайн и онлайн. Какой метод выбрать, зависит от целей, задач и свободного времени. Собрали в таблицу доступные способы.
Подробнее о каждом этапе — в статье.
Инструкция: как подготовиться к нетворкингу и что делать после
Перед каждым мероприятием стоит подготовиться, чтобы не потратить время и ресурсы зря. Есть два важных шага:
- Поставить цель. Решите, для чего вы идете на встречу. Сформулировать цель поможет методика SMART.
- Подготовить самопрезентацию. Расскажите другим о себе — чем занимаетесь, зачем пришли на нетворкинг и с чем готовы помочь другим участникам.
После мероприятия нужно проанализировать, удалось ли вам достичь цели. Если нет, попробуйте другой инструмент для налаживания связей.
Что еще можно сделать:
- рассортируйте контакты;
- найдите новых знакомых в соцсетях и напомните им о себе;
- если предложили помощь, выполняйте обещания.
Помните, что для построения деловых связей нужно время, и не торопите собеседника. Если вам не ответили, напомните через несколько дней, но не стоит писать каждый час.
Больше полезных материалов для предпринимателей — в Бизнес-секретах.