Найти в Дзене
Фильманьяк

Убийца с Зелёной реки (2005) - беспросветное бытие маньяка

Фильм сосредоточен вокруг трёх убийств Риджуэя, которые развиваются приблизительно по одному и тому же сценарию.
Фильм сосредоточен вокруг трёх убийств Риджуэя, которые развиваются приблизительно по одному и тому же сценарию.
Гэри Риджуэй - обычный работяга. У него есть жена и сын, только ему как-то нет до них дела. Вся жизнь Риджуэя вертится только вокруг одного. Он испытывает двойственные чувства к женщинам, любит и ненавидит одновременно. И каждый раз пик этих чувств толкает его на убийство...
Несмотря на любительский характер съёмки, актёры не грешат переигрыванием.
Несмотря на любительский характер съёмки, актёры не грешат переигрыванием.

Наиболее известная экранизация истории Гэри Риджуэя - «Убийство на реке Грин» - оставила самого убийцу с Грин-ривер в тени Теда Банди, который помогал составить психологический портрет подозреваемого. Фильм Улли Ломмеля – достаточно любопытный взгляд на Риджуэя. Это одна из первых работ Ломмеля на закате его карьеры, когда постановщик ударился в создание фильмов по мотивам жизни серийных убийц.

Складирование трупов у Зелёной реки становится для Гэри своеобразным ритуалом.
Складирование трупов у Зелёной реки становится для Гэри своеобразным ритуалом.

Ломмель когда-то начинал в творческой кузнице Райана Вернера Фассбиндера, но довольно скоро переквалифицировался в самостоятельного автора, причём достаточно плодовитого, не без фантазии. Но явно без большого таланта – что было видно уже в «Нежности волков». Цикл «ужасы реальности», как его сам назвал Ломмель, был создан им уже в совершенно андерграудной обстановке. В числе продюсеров – Мэриэн Дора, создатель «Меланхолии ангелов» и «Каннибала», культовая фигура в среде немецких авангардистов. Так что же собой представляет история Гэри Риджуэя, выполненная такой необычной командой?

Ломмель не гнался за внешним сходством, хотя мерзкие усики Риджуэя всё-таки добавили.
Ломмель не гнался за внешним сходством, хотя мерзкие усики Риджуэя всё-таки добавили.

Некоего ужаса здесь, разумеется, нет – если он и присутствует, то лишь в глазах актёра Джорджа Киселеффа. Хотя рецензенты нараспев тут же спешили отметить несходство внешности исполнителя с реальным Риджуэем. Здесь можно сделать предположение, что как раз таки исполнитель был выбран намеренно, поскольку беспокойный взгляд на этом носителе весьма маскулинной внешности в достаточно неплохой степени отражает амбивалентность мировосприятия Риджуэя и его сущности в целом.

Финал картины словно сводит воедино экранного и реального Риджуэя. Посему фильм можно воспринимать как реконструкцию откровений Риджуэя.
Финал картины словно сводит воедино экранного и реального Риджуэя. Посему фильм можно воспринимать как реконструкцию откровений Риджуэя.

Эффект только усиливается за счёт постоянных внутренних монологов персонажа, которые чередуются с документальными записями допросов реального Риджуэя. А жизнь этого убийцы рисуется через весьма детальную подачу некоторых эпизодов убийств, которые сняты словно в манере «документального сна». Этим можно было бы охарактеризовать общую стилистику картины, которая своей бюджетностью с одной стороны подчёркивает документальность происходящего, с другой стороны по манере съёмки и монтажу словно погружает зрителя в сон, представляя всё как некий бэд-трип по сознанию маньяка.

Риджуэй перенял нелюбовь к продажным женщинам от отца. И, разумеется, дорвался до запретного плода, едва такая возможность представилась во Вьетнаме.
Риджуэй перенял нелюбовь к продажным женщинам от отца. И, разумеется, дорвался до запретного плода, едва такая возможность представилась во Вьетнаме.

На самом деле достаточно любопытный опыт, и если вы заранее настроите в себе наихудшие ожидания к этому фильму, то будете может и не приятно удивлены, но как минимум отметите, что едва ли доводилось видеть, чтобы кто-то подобным образом воплощал жизнь серийного убийцы на экране. Есть правда пара элементов в этих сновидениях, которые кажутся неуместными.

Риджуэю снятся мрачные образы расчленёнки. Пробуждение словно заставляет снова искать путь обратно в сновиденческую фантазию - но уже через реальность.
Риджуэю снятся мрачные образы расчленёнки. Пробуждение словно заставляет снова искать путь обратно в сновиденческую фантазию - но уже через реальность.

Первые – это вставки съёмочных материалов непосредственно от самого Мэриэна Доры в виде аутопсии прямиком из морга. Но это ещё можно понять как приём, действующий по принципу очень растянутого двадцатьпятого кадра. Скажем, шутка Паланика, воплощённая Финчером в «Бойцовском клубе» наглядно демонстрировала эффект действия возбудительного образа на обывателя. У Ломмеля же это работает по принципу метафорического представления маниакальных навязчивых мыслей в голове убийцы.

Борис выглядит более уверенным в себе в обращении с женщинами.
Борис выглядит более уверенным в себе в обращении с женщинами.

Остаётся неясным, к чему Ломмель вплёл в повествование фрейдистский сегмент с отцовской фигурой Риджуэя, которой выступил некий Борис, сыгранный Карстеном Фрэнком (деятель из той же андерграудной тусовки, сыгравший Армина Майвеса в «Каннибале» Доры). Это слабо вяжется с повествованием в качестве аллюзии на причину жестокости Риджуэя как наследия жестокого обращения. Тем более, что таким образом отходит на второй план мать Гэри. Так что резюмируя, стоит отметить что фильм Ломмеля – мусор, который всё же интересно смотреть – пускай в нём и присутствует изрядная доля Ломмелевской фантазии, всё равно стоит отметить определённый креатив, проявленный при попытке забраться очередному убийце в голову.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.