Найти в Дзене
Фильманьяк

Каннибал (2006) - тошнотворная реконструкция реального дела о каннибализме

Человек ведёт обычную жизнь, пытаясь найти любовь через интернеты. Встречи заканчиваются ничем. Наконец объявляется кто-то, похоже, тот самый – это становится очевидно уже через переписку. Нюанс в том, что Человек ищет того, кого можно съесть. И откликнувшийся - хочет быть съеденным. Улли Ломмель и Мэриэн Дора начали сотрудничать во второй половине 90-ых, когда Ломмель окончательно выпал в мир андерграунда. И «Каннибала» Дора снимал по просьбе Ломмеля, который пытался продвигать свои фильмы через тогда начинающую студию Lionsgate, а те были заинтересованы в том, чтобы получить малобюджетный фильм по мотивам отгремевшей в 2001 истории про то, как Майвес съел Брандеса. Дора, вынашивавший планы по созданию своей «Меланхолии ангелов», взялся за это предложение, дабы накопить на проект мечты, взял 2000 евро в качестве бюджета, товарищей по андерграундной тусовке, и за неделю снял фильм. Который привёл Ломмеля в ужас. Чтобы понимать – привести Ломмеля в ужас – это надо очень постараться. У
Майвес был очарован идеей каннибализма с раннего детства, когда ему прочитали сказку "Гензель и Гретель".
Майвес был очарован идеей каннибализма с раннего детства, когда ему прочитали сказку "Гензель и Гретель".
Человек ведёт обычную жизнь, пытаясь найти любовь через интернеты. Встречи заканчиваются ничем. Наконец объявляется кто-то, похоже, тот самый – это становится очевидно уже через переписку. Нюанс в том, что Человек ищет того, кого можно съесть. И откликнувшийся - хочет быть съеденным.
Сатанинская литература и атрибутика, портреты «Ганноверского мясника» Фрица Хаармана, Эда Гина, Петера Кюртена, книга о «Милуокском монстре» Джеффри Дамере, материалы об Адольфе Гитлере. Внушительная коллекция, которой обзавёлся главный герой - не специальный реквизит - она принадлежит самому Мэриэну Дора.
Сатанинская литература и атрибутика, портреты «Ганноверского мясника» Фрица Хаармана, Эда Гина, Петера Кюртена, книга о «Милуокском монстре» Джеффри Дамере, материалы об Адольфе Гитлере. Внушительная коллекция, которой обзавёлся главный герой - не специальный реквизит - она принадлежит самому Мэриэну Дора.

Улли Ломмель и Мэриэн Дора начали сотрудничать во второй половине 90-ых, когда Ломмель окончательно выпал в мир андерграунда. И «Каннибала» Дора снимал по просьбе Ломмеля, который пытался продвигать свои фильмы через тогда начинающую студию Lionsgate, а те были заинтересованы в том, чтобы получить малобюджетный фильм по мотивам отгремевшей в 2001 истории про то, как Майвес съел Брандеса.

Абсолютное молчание в начальных эпизодах отражает тотальное одиночество Майвеса.
Абсолютное молчание в начальных эпизодах отражает тотальное одиночество Майвеса.

Дора, вынашивавший планы по созданию своей «Меланхолии ангелов», взялся за это предложение, дабы накопить на проект мечты, взял 2000 евро в качестве бюджета, товарищей по андерграундной тусовке, и за неделю снял фильм. Который привёл Ломмеля в ужас. Чтобы понимать – привести Ломмеля в ужас – это надо очень постараться. Ужас оказался настолько велик, что Ломмель товарищу в продвижении картины не пособил (хотя творческие отношения с коллегой всё же сохранил).

Осуществлённое преступление - не спонтанный акт. Майвес долго фантазирует, и даже "тренируется на кошках".
Осуществлённое преступление - не спонтанный акт. Майвес долго фантазирует, и даже "тренируется на кошках".

В итоге Мэриэн Дора самостоятельно пытался продвигать фильм в Германии, где тот был быстро запрещён – в первую очередь благодаря претензиям самого Армина Майвеса. Дело тут, правда, не в художественных особенностях, а вообще в том, что Майвес, оказавшись в руках правосудия, призывал лечить таких как он – а выход фильма о его деяниях явно в большей степени мог стать вдохновением для тех «800 каннибалов, живущих в Германии», о которых заявлял Майвес. Тем не менее, есть вероятность, что фильм Мэриэна Дора запретили бы и без этого – поскольку он получил известность в первую очередь, как фильм, от и до воспроизводящий историю поедания Майвесом Брандеса во всех натуралистичных подробностях. Так какой же она получилась?

Бытие Человека составляют занятия, вскармливающие его давнюю фантазию.
Бытие Человека составляют занятия, вскармливающие его давнюю фантазию.

Мэриэн Дора обезличивает фигуры Майвеса и Брандеса, сводя их в роли Человека и Мяса, которое будет съедено. Но странно читать, как некоторые критики обнаруживают в этом возвышение картины на те же ступени философских обобщений, с которых величественно взирает, к примеру, «Коррида любви» Осимы. Хотя бы уже на том основании, что Дора, очарованный тьмой, возможно стал бы при другом раскладе маньяком, если бы не нашёл для себя мир андерграунда, где создание снафф-фильмов становится своеобразным актом сублимации для человека, который очень сильно вдохновлялся творчеством Руджеро Деодато («Ад каннибалов»).

Майвес записал всё происходящее на камеру. Мэриэн Дора, вероятно, отдал бы всё ради того, чтобы увидеть эту запись.
Майвес записал всё происходящее на камеру. Мэриэн Дора, вероятно, отдал бы всё ради того, чтобы увидеть эту запись.

Фильм ещё имеет очертания художественной ценности ровно до того самого момента, который для многих отложится в воспоминаниях моментом одного из тех зрелищ, которые вы предпочли бы не видеть никогда. Однако отрезание пениса как условность нормально воспринималось в контексте концепции «Корриды любви», с которой многие норовят сравнить «Каннибала». В нём же единственная жуткая сцена воссоздаётся режиссёром с особой тщательностью, где стремление режиссёра к натурализму воплощения берёт верх над всем остальным. Дальше будут и прочие прелести - 10 минут на разделку, 5 минут на готовку.

По сути весь фильм - попытка Мэриэна Доры воспроизвести те самые записи.
По сути весь фильм - попытка Мэриэна Доры воспроизвести те самые записи.

Но дальнейшее в общем, не лучше отечественного «Сибирского потрошителя», где автор пытался продать зрителям свинину под видом человечины. Дора слишком норовит вызвать у зрителя дискомфорт, и вместо выбранного курса натурализма начинает скатываться в преувеличения, которые воспринимаются как эксцентрика рядом со Станиславским. Если персонаж ест, то непременно так, чтобы еда вываливалась изо рта. Если камера снимает - то непременно крупным планом на что-то, вызывающее омерзение. Увы, со второй половины своей фильм явно уходит больше в желание эпатировать, нежели следовать духу истории.

Самая краткая рецензия на данный опус: тошнотворный.
Самая краткая рецензия на данный опус: тошнотворный.

Финальное застолье несколько улучшает впечатление от этого мрачного фильма, но едва ли он всё же будет восприниматься, как значимое произведение искусства. Больше это воспринимается, как всё та же болезненная сублимация автора, который одержим перверсиями тёмной стороны. К просмотру не рекомендуется – особой художественной ценности не обнаружено. Тем более, что пытаясь «втащить» свой фильм в категорию философскую, Дора абсолютно плюёт на психологию персонажей – и в этом смысле более целомудренный «Каннибал из Ротенбурга», вышедший в том же году, стоит на много голов выше произведения Дора.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.