О коммуникативной компетентности написано множество статей и книг. И на нашем канале мы писали по поводу умения общаться и необходимости развивать этот навык. В арсенале практически каждого тренера и консультанта имеются развивающие и обучающие мероприятия, направленные на развитие этого навыка. Они могут называться совершенно по-разному, но содержательная их часть крутится вокруг процесса общения и направленна на повышение эффективности этого процесса. И не смотря на огромное количество предложений на рынке услуг этих обучающих мероприятий, они не перестают быть актуальными и пользуются спросом.
Большая часть руководителей хотя бы однажды (а некоторые и регулярно) участвует в такого рода развивающих мероприятиях. И это понятно, так как «общение» является одним из важнейших инструментов управления персоналом. ☝️Но есть один навык в этой компетенции, которому незаслуженно уделяют мало внимания, а он очень важен.
❓Умеете ли Вы задавать вопросы?
Чаще всего на этот вопрос я слышу утвердительный ответ, но когда мы погружаемся в эту тематику, то выясняется, что не все так радужно, как кажется с первого взгляда. С самого раннего детства все мы задаем вопросы, вопросы сопровождают любой процесс общения, это естественно. Многие даже не задумываются о силе вопросов в диалоге.
Вопросы не только позволяют проявить интерес к партнеру и обсуждаемой теме, получить от собеседника необходимую информацию, но и дают возможность управлять беседой и направлять диалог в нужное русло. Для того, чтобы научиться правильно задавать вопросы и эффективно пользоваться этим инструментом в переговорах и в управлении персоналом, недостаточно только знаний, необходим опыт и постоянная тренировка, а также постоянный анализ своей вербальной активности.
В рамках этой заметки обращу Ваше внимание на некоторые из закономерностей, которые могут быть для Вас полезны в развитии этого навыка:
❇️«От того, как задан вопрос, зависит каков будет ответ»
Прежде чем задать вопрос, хотя бы на секунду задумайтесь: «А с какой целью Вы его задаете? Что Вы хотите услышать от собеседника? Или Вы хотите этим вопросом вызвать у него какие-либо чувства? Или хотите утвердится в своих мыслях?»
Вопрос должен соответствовать цели, которую Вы преследуете и содержанием, и типом вопроса, и интонацией (эмоциональным посылом).
❇️«Каждому вопросу свое время»
Любые переговоры, как и беседа, имеют свою этапность. Процесс общения развивается, переходит в активную фазу и движется к завершению. Если Вы хотите получать содержательные ответы, то и задавать их надо вовремя, когда Ваш собеседник будет готов на них отвечать. На несвоевременные и неуместные вопросы Вы получите формальные ответы, или ни получите никаких ответов.
❇️«Спрашивать не значит допрашивать»
Один хороший вопрос, мотивирующий Вашего собеседника к развернутому ответу по интересующей Вас теме, намного эффективней, чем десяток закрытых вопросов. Избыточное количество вопросов превращает диалог в допрос и вынуждает собеседника стремиться к завершению разговора и минимизации передаваемой информации.
❇️«Все люди врут»
Это совершенно не означает, что человек сознательно пытается ввести Вас в заблуждение. Что-то умалчивается, чему-то придается особый окрас (приукрашивается), что-то по-особому интерпретируется. Все мы хотим казаться лучше, чем мы есть на самом деле, все мы в той или иной степени зависим от внешней оценки. Никогда не спешите с выводами по услышанному. Помните, что это Ваша субъективная оценка полученной информации, а истинные ответы в голове Вашего собеседника. Уточняйте информацию, но так, чтобы не демонстрировать недоверие партнеру.
Тема правильности формулирования и задавания вопросов безгранична. Один из моих учителей говорил о том, что она сродни искусству. Кто-то задумается и попытается совершенствовать этот навык, а кто-то…
👉По моему убеждению, каждый руководитель должен постоянно совершенствовать этот навык. Но это решать Вам, в этом и есть свобода нашего выбора.
Психолог, бизнес-консультант
Кашинцев Сергей
📧info@nordex.info
#вопросы
#эффективныйруководитель
#компетентность
#навыкиобщения
#личнаяэффективность