Найти в Дзене
Живописные истории

«Четверо» Жана-Антуана Ватто

Хотя название картины (La Partie quarrée), которое переводится как «Партия четырех» или «Четверо», не использовалось вплоть до 1731 года, всё же следует иметь в виду, что в то время фраза la party quarrée подразумевала любовные развлечения между изображенными людьми или парами.

«Четверо» Жана-Антуана Ватто, 1714 г.
«Четверо» Жана-Антуана Ватто, 1714 г.

Для Жана-Антуана Ватто (1684–1721) наличие инструмента, на котором не играют, как в случае с гитарой Пьеро, предполагает не музыку, а, напротив, глубокую тишину, возможно, даже намекающую на то, что носителя инструмента следует считать немым.

Его нерешительная поза (руки прижаты к туловищу, плечи опущены) и скрытое лицо могут указывают на отсутствие вовлеченности или, возможно, решимости, и то, и другое могло бы соответствовать двусмысленности ситуации, когда персонаж присутствует в сцене, но не участвует в ней.

Мужская фигура напротив одета в бриджи до колен, блузку, накидку и шляпу, ассоциирующиеся с Меццетеном, за исключением того, что костюм не полосатый, а атласного серебряного цвета с розовым отливом.

Этих двоих можно рассматривать как несвязанными какими-либо отношениями компаньонами в воображаемом театре Ватто.

Между ними — актрисы, сидящие на заросшей травой скамейке, прислонившись друг к другу и к колонне с большой урной наверху.

Жан-Антуан Ватто «Пьеро», 1712 г.
Жан-Антуан Ватто «Пьеро», 1712 г.

Костюм дамы с веером схож с нарядом спутницы с другой картины Ватто «Пьеро» 1712 г.

Её ленты и банты разного цвета контрастируют с ярким красно-оранжевым жакетом и каштановыми волосами. А спутница предлагает черную венецианскую полумаску Пьеро, что может свидетельствовать о желании с ее стороны не раскрывать его личность.

Такая сценка вполне подошла бы для одноактной пьесы, представленной на небольших выездных ярмарках в пригородах Парижа.

Группа расположилась на густой лесной поляне, откуда открывается вид на сумеречное небо.

Единственным украшением является фонтан в форме раковины, с путто, сидящего верхом на спине дельфина.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Считается, что головы двух молодых женщин были созданы по рисункам, датируемым, возможно, 1714–1715 годами, и в целом формы более плавные и проработанные, чем на картине «Пьеро», 1712 г., что может служить подтверждением того, что это работа была создана позже.

У французского гравера Жана Муаро (1690-1762) есть работа, созданная по этой картине. Хорошо заметно, что картина Ватто была обрезана примерно на 1,5 сантиметра в высоту и два в ширину.

Жан Муаро «La Partie quarrée», 1731 г.
Жан Муаро «La Partie quarrée», 1731 г.

Картину можно назвать современным открытием, она была потеряна из виду более чем на столетие до 1958 года и хранилась у парижского дилера Кайе около двух десятилетий, прежде чем была куплена Музеем изящных искусств Сан-Франциско.