AС Cobra это прежде всего человек, а не машина. Я постраюсь в краце рассказать о её создателе, имя которму Кэрол Шелби (1923-2012г). Бывший боевой пилот-инструктор после войны стал одним из самых известнейших гонщиков Америки, принимая участия и в 24 часах Ле-Мана, и в заездах Формула-1, но из-за проблем со здоровьем был вынужден покончить с автоспортом, после этого началась его история, как величайшего автоконструктора.
Он решил создать свой собственный спорткар, но поняв, что с нуля его построить будем практически невозможно, обратил внимание на уже существующие тогда автомобили и его взор пал на английскую машинку AC Ace.
Автомобиль имел отличную управляемость, но очень страдал из-за нехватки мощности, он оснащаля 3 - цилиндровыми моторчиками, самый мощный из которых выдавал 120 л.с и Шелби здраво рассудил, что этого будет явно не достаточно для расскрытия потенциала этого английского кабрилолета.
В 1961 году Кэрол Шелби мвязался с представителями Ac и они были только рады возможности продвижения их авто на заокеанском рынке. Шелби оставалось только найти большой, американский мотор и первым делом он направился в GM (General Motors), а в частности в Chevrolet, однако создание конкурента их Corvette не входило в планы. А вот Ford дал несколько 221 Winsdor V8, объёмом 3.6 литра, один из которых поехал в Англию, Кэрол Шелби требовал от Ac лишь подогнать шасси под двигатель, но вот AC настолько загорелись этой идеей, что решили создать конкурента, тогда вышедшему, Jaguar E-Type, который имел примерно такой же рабочий объём двигателя, но без характерного бульконья (которое мы все так любим). Пока англичане работали над шасси, Шелби дорабатывал двигатель и трансмиссию, превратив 221 V8 в 260 (т.е увеличил объём до 4,3л) после этого мощномть достигла 260 лошадиных сил.
Специалисты AC настолько тщательно подгтовили шасси для Шелби, что получив кузоб из Британии он и его команда смогла собрать готовый к тестам прототип всего за 8 часов.
В 1962 году стартовала мелкосерийное, транатлантическое производство спорткаров Shelby Cobra (или Ac Cobra) Mk.1. В Англии создавались кузова. переправлялись в Америку, где уже в них устанавливали силовые агрегаты. Тираж 1 поколения Cobra составлял 126 экземпляров, 75 из них были оснащены фордовскими 4,3 литровыми V8 мощностью 260л.с, разгон до 60 миль/ч составлял 5,3 секунды. Оставшиеся 51 машина оснащались 289 Winsdorom V8 мощность которых была 271 л.с, такие Cobra, вес которых был около тонны, разгонялись до 60 миль/ч за 5,1 секунды.
Жизнь Shelby Cobra Mark II началась в 1963 году, точкой отсчёта стал момент когда модель получила принципиально новую для себя реечную систему рулевого управления. В 1964 году компания AC решилв прекратить производство старых версий Ace и полностью сосредоточиться на производстве европейских Cobra с V8 под капотом, таких машин было выпущенно всего 61 экземпляр, когда как общий тираж Shelby / Ac Cobra Mark II, выпускавшихся до середины 1965 года составлял 528 автомобилей.
В 1964 году появилась Shelby Cobra Daytona, одно из известнейших гоночных версий Cobra и выпущенная всего 6 экземплярами и предназначеная для гонок 24 часа Ле-Мана и 12 часов Себринга в классе GT. Отличалась она от базовых Cobra тем, что подвеска была пружинная, в то время как у дорожных версий это были полностью независимые листовые ресоры.
Осенью 1964 года дизайн Cobra притерпел существенные изменения, позволившие использовать на моделе большие блоки Ford серии FE. 75мм трубы главной рамы были замененны на 100мм, радиаторный проём в передней части стал больше по площади, боковые крылья стали шире, чтобы вмещать более широкие колёса. Машина стала выглядеть агресивнее, а двигателем, ради которого были сделаны это изменения стал 7-литрровый 427 большйо блок Ford, но не стандартная версия, а так называемый Side Oiler, гоночный вариант мотора с особой боковой схемой маслянных каналов. Кроме того многие считают, что именно этот блок является лучшим из семейства FE, за всю историю его существования. Cobra использовала 427 Side Oiler в 2 вариантах: в 1 он развивал 425 л.с мощности и 651N/m крутящего момента, обеспечивая макисмальную скорость в 262 км/ч, а вот 2 вариация Cobra Competition, предназначенная исключительно для гонок имела мощность в 485 л.с и могла разогнать лёгкую Cobra до скорости в 298 км/ч, разгон с места до 60 миль/ч занимал чуть более 4 секунд, на проезд 1/4 мили гоночной Cobra требовалось 12,4 секунды. С такими показателями кобра больше не была соперником Jaguar E-Type, единственными моделями, способными составить конкуренцию Cobra стали автомобили Ferrari.
Производство Shelby Cobra Mrk III стартовало в января 1965 года. ЧТобы квалифицироватся в гоночном сезоне 65 года Шелби требовалось построить не меньше 100 машин, однако, ограниченый ресурсами, успел построить только 53 экземпляра к обозначенному сроку. Таким образом у конструктора появилмсь гоночные машины, которые не могли ни участвовать в гонках, ни выезжать на дороги общего пользования. Поэтому 31 экземпляр был омологирован под общественные дороги, эти машины вышли под названием Shelby Cobra SC (Semi-Competition или полугоночные) и были оснащены ветровыми стёклами и дефорсированными моторами, так же в III поколении имель версии Cobra с 428 V8 и имевшие 335 л.с они были более дешевыми версиями модели, но всё так же имели индекс 427.
Несмотря на успехи Cobra на гоночных трассах, проект Кэрола Шелби оказался не состоятельным и в 1967 году компания AC перестала поставлять кузова в Америку. Однако, перед прекращением производства Шелби решил создать последнюю, самую лучшую машину, "Cobra которая положит конец всем Cobra". Его Shelby Cobra Super Snake с 800-сильным двигателем была безумным снарядом, которая полнстью допущена до дорог общего пользования. Разгон такого болида до 60 миль/ч состовлял чуть более 3 секунд, но в отличие от остальных машин Cobra Super Snake не предназначалась для продаж. Шелби построил всего 2 экземпляра, 1 Кэрол водил сам вплоть до 2007 года, после чего машина была продана с аукциона за 5.500.000$. 2 экземпляр предназначался для известного в то время комика Била Козби, который сразу отказася от машины после того как опробовал её в деле, заявив что она слишком мощна и слишком агрессивна. Через некоторое время этот автомобиль был продан некому Тони Макси и в какой-то момент Тони не смог совладать с мощностью "Супер Змеи" и погиб вместе с ней в автокатастрофе.
Заключение
В период в 1962 по 1968 год по одним данным было построенно 998 экземпляров Shelby / Ac Cobra, по другим 1003 экземпляра, но так или иначе это делает эту модель одну из самых редчайших американских машин на планете и одной из самых клонируемых, в связи с этим по дорогам ездит больше копий, чем оригиналов. Я думаю не трудно догадаться, что ценник на сохранившееся, оригинальные экхемпляры крайне высоки и варьируются в зависимости от состояния и установленного в модель агрегата. 289 Cobra около 1.000.000$, 427 Cobra от 1.200.000$, а единстенная Cobra Super Snake, которой к тому же владел сам Кэрол Шелби, по оценкам экспертов начинается от 10.000.000$.