Найти в Дзене
Лекторий «Прямая речь»

О картине «Любовное объятие вселенной, Земля (Мексика), Диего, я и сеньор Ксолотль»

О картине «Любовное объятие вселенной, Земля (Мексика), Диего, я и сеньор Ксолотль»

«Что мы видим здесь: с одной стороны – вселенная. Луна и солнце, которые в ацтекской мифологии – это Инь и Янь, мужское и женское начала. Две руки – чёрная и белая – с одной стороны – ночь и день, а с другой – единства континентов и культур. Очень важно понимать, что Латинская Америка является совершенно уникальным континентом по характеру своей культуры. Когда испанцы переселились в латинскую Америку, они смешались с местным населением. Очень часто говорят о войнах, которые испанцы устраивали. Понятно, они устраивали войны, но все индейцы сохранились в испанской части Америки. А вот в англосаксонской индейцев не сохранилось. Вполне логичный вопрос: кто больше устраивал войны? Испанцы с самого начала через Папу Римского признали, что индейцы обладают душой. Испанцы поощряли браки с местным населением. Это изначально культура, построенная на смешении европейской и индейской, к которым потом примешивается африканская. Наверное, это единственный континент в мире, где на вертолёте можно пролететь от капитализма до каменного века (или даже дойти пешком). Где девятая симфония Бетховена существует с индейскими песнями, а ацтекские законы с римскими правилами, где культурное месиво есть не что-то, что художники ищут, как, например, европейские художники начала 20-го века. Например, Гоген поедет на Таити, Пикассо будет срисовывать африканские маски. Латиноамериканским художникам не надо никуда идти: это все дома, это всё рядом.

Это культурное месиво присутствует в двух руках. Если мы посмотрим на саму картину, увидим Фриду, у неё на коленях младенец Ривера с глазом во лбу. Художница всегда писала, что Ривера гений, обладающий невероятной чувственностью, что у него есть скрытый третий глаз. С другой стороны – это богиня Парвати, которая держит на коленях бога Шиву, одновременно сидят они на коленях у Мексики. Мексика, как река, протекающая по коленям Фриды и молоком капающая из её груди, кормящая все население. С другой стороны – это иконография: Анна Мария и младенец Иисус на её коленях»

Из лекции искусствоведа Татьяны Пигарёвой
«Бесконечная Фрида», которая находится в видеоархиве лектория