Доброго времени суток!
Сегодня определимся с общими принципами сравнения обозначений и товарных знаков, а также заострим внимание на некоторых очень важных вопросах.
🔹 Анализ обозначений осуществляется путем сравнения заявленного обозначения с другими товарными знаками, зарегистрированными в отношении однородных товаров и услуг и имеющими более ранний приоритет.
🔹 Это относится и к обозначениям по заявкам, по которым еще не было принято решение о регистрации, но они были поданы ранее вашего обозначения.
🔹 Чаще всего приоритет устанавливается по дате подаче заявки в Роспатент, если быть точнее – по дате регистрации заявки Роспатентом. Его всегда можно найти на странице заявки в Открытых реестрах (см. изображение ниже).
⚠️ Отдельным исключением являются международные заявки - там приоритет может быть установлен по дате подаче первичной заявке.
💬 И здесь может возникнуть неоднозначная ситуация, когда две конкурирующие заявки находятся на рассмотрении и неизвестно, когда и какое решение будет принято по ранее поданной. Именно тот факт, что процедура проведения экспертизы не имеет строгих рамок, а должна уложиться в отведенные для всей процедуры 12 мес., то решение по второй, более поздней заявке может прийти раньше.
🔹 При этом бывают такие случаи, когда первой заявке по каким-либо причинам должно быть отказано в регистрации, и она перестанет быть препятствием для второй. Но из-за того, что первая заявка дольше находится на рассмотрении, второй заявке за это время уже будет вынесен отказ.
❓ Несправедливо, согласитесь? В таких ситуациях нужно по возможности подождать вынесения решения по первой заявке, всеми способами потянуть время.
🔹 Если правообладатель или заявитель фактически, в жизни использует обозначение в иной форме или виде – это не имеет значения для анализа.
❗️ Сравнение происходит строго по тем обозначениям, которые зарегистрированы в Госреестре или поданы на регистрацию.
⚠️ Очень важен тот факт, что потребитель в большинстве случаев не имеет возможности сравнить два знака и руководствуется общим впечатлением о знаке, виденном ранее.
💬 То есть человек, не всегда может взять две картинки, поставить их рядом и детально сравнить: есть ли у них какие-то мельчайшие изменения или они все-таки одинаковые.
Попробуйте взять похожие изображения, посмотреть на одно, закрыть глаза и назвать отличительные черты. А потом взять вторую и по памяти сказать, какие именно есть отличия от первого изображения.
🔹 Средний потребитель в сходных картинках не сможет назвать незначительные изменения, будут названы только основные, хорошо запоминаемые элементы.
- Скорее всего он будет отталкиваться от общих образов, силуэтов, цветов, которые наиболее врезались в память.
- При этом потребитель, как правило, хорошо запоминает отличительные элементы знака (это могут быть яркие или крупные детали, на которые сразу обращаешь внимание). Все это учитывается при анализе обозначения.
🔹 Это применимо и к словесным элементам, когда разница в словах будет в одну букву, да к тому же парную или очень похожую.
💬 Например, Sharm и Charm или Бэлль и Белль.
🔹 Таким образом, если обозначения имеют некоторые различия, а товары и/или услуги являются идентичными или в определенной степени однородными – это может привести к предположению об их возможной принадлежности одному правообладателю, поэтому такие обозначения будут признаны сходными. Примеры таких ситуаций я уже приводила в предыдущих частях этого цикла статей (вот и вот).
🔹 И еще один важный факт, который очень часто забывается даже экспертами Роспатента. Вероятность смешения зависит также от известности анализируемых обозначений и наличия иных товарных знаков, принадлежащих одному лицу.
В данном случае имеется в виду то, что чем шире известность какого-то из сравниваемых знаков, тем меньше или больше будет вероятность смешения.
- Если ранее поданное обозначение (старший знак) обладает широкой популярностью, то риск смешения со вторым обозначением (младший знак), будет выше, следовательно, шансы на его регистрацию – ниже.
- Если же будет обратная ситуация, где более популярным окажется младший знак, то шансы на смешение будут ниже, а вероятность регистрации – выше.
⚠️ На практике это положение практически не применяется, поскольку очень сложно определить, какой из знаков является действительно более известным.
🔹 Зато часто применяется положение о серии товарных знаков. Ею считается наличие у одного правообладателя несколько (от трех) товарных знаков, в которых присутствуют один или несколько объединяющих элементов.
💬 Например, изображение цветка, но с разными словами: FLORA, BETTY и MIRA.
🔹 Добавление такого же или похожего цветка в младшее обозначение (не принадлежащее правообладателю), будет кратно повышать риск смешения, так как потребитель знает уже целых три таких знака и все остальные похожие он тоже будет ассоциировать с ними.
💬 Пример со словом, как основным элементом - на скриншотах ниже (листайте галерею). Это только часть серии товарных знаков компании СИБУР.
🔹 И последнее – какие виды обозначений с какими будут сравниваться (о видах обозначений есть в самой первой моей статье.
- Словесные обозначения сравниваются со словесными и комбинированными обозначениями, включающими словесные элементы.
- Изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, включающими изобразительные или объемные элементы.
- Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
⚠️ Поэтому, если у вас совпадают словесные элементы с конкурирующим знаком, добавление картинки не поможет. Слова все равно будут сравниваться отдельно, и Роспатент вынесет решение об отказе. В отношении совпадения изобразительных элементов такая же ситуация.
📝 Итак, общие принципы экспертизы обозначений на тождество и сходство:
- осуществляется путем сравнения;
- учитывается более ранний приоритет;
- в отношении однородных товаров и услуг;
- по имеющимся обозначениям;
- по общему зрительному впечатлению, а не отдельным мелким отличиям (взгляд среднего потребителя);
- учет известности обозначений и серии знаков;
- добавление картинки не поможет уйти от сходства по словам и наоборот.
В следующий раз подробнее разберем сравнение словесных элементов.
До скорого!
Есть какие-то вопросы? Пишите в комментариях! 💫
Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊
🔥 А если вы хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!
Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:
📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети: