Найти тему

📜 Общие принципы установления тождества и сходства товарных знаков

Оглавление

Доброго времени суток!

Сегодня определимся с общими принципами сравнения обозначений и товарных знаков, а также заострим внимание на некоторых очень важных вопросах.

🔹 Анализ обозначений осуществляется путем сравнения заявленного обозначения с другими товарными знаками, зарегистрированными в отношении однородных товаров и услуг и имеющими более ранний приоритет.

🔹 Это относится и к обозначениям по заявкам, по которым еще не было принято решение о регистрации, но они были поданы ранее вашего обозначения.

🔹 Чаще всего приоритет устанавливается по дате подаче заявки в Роспатент, если быть точнее – по дате регистрации заявки Роспатентом. Его всегда можно найти на странице заявки в Открытых реестрах (см. изображение ниже).

⚠️ Отдельным исключением являются международные заявки - там приоритет может быть установлен по дате подаче первичной заявке.

💬 И здесь может возникнуть неоднозначная ситуация, когда две конкурирующие заявки находятся на рассмотрении и неизвестно, когда и какое решение будет принято по ранее поданной. Именно тот факт, что процедура проведения экспертизы не имеет строгих рамок, а должна уложиться в отведенные для всей процедуры 12 мес., то решение по второй, более поздней заявке может прийти раньше.

🔹 При этом бывают такие случаи, когда первой заявке по каким-либо причинам должно быть отказано в регистрации, и она перестанет быть препятствием для второй. Но из-за того, что первая заявка дольше находится на рассмотрении, второй заявке за это время уже будет вынесен отказ.

Несправедливо, согласитесь? В таких ситуациях нужно по возможности подождать вынесения решения по первой заявке, всеми способами потянуть время.

🔹 Если правообладатель или заявитель фактически, в жизни использует обозначение в иной форме или виде – это не имеет значения для анализа.

❗️ Сравнение происходит строго по тем обозначениям, которые зарегистрированы в Госреестре или поданы на регистрацию.

⚠️ Очень важен тот факт, что потребитель в большинстве случаев не имеет возможности сравнить два знака и руководствуется общим впечатлением о знаке, виденном ранее.

💬 То есть человек, не всегда может взять две картинки, поставить их рядом и детально сравнить: есть ли у них какие-то мельчайшие изменения или они все-таки одинаковые.

Попробуйте взять похожие изображения, посмотреть на одно, закрыть глаза и назвать отличительные черты. А потом взять вторую и по памяти сказать, какие именно есть отличия от первого изображения.

🔹 Средний потребитель в сходных картинках не сможет назвать незначительные изменения, будут названы только основные, хорошо запоминаемые элементы.

  • Скорее всего он будет отталкиваться от общих образов, силуэтов, цветов, которые наиболее врезались в память.
  • При этом потребитель, как правило, хорошо запоминает отличительные элементы знака (это могут быть яркие или крупные детали, на которые сразу обращаешь внимание). Все это учитывается при анализе обозначения.
-2

🔹 Это применимо и к словесным элементам, когда разница в словах будет в одну букву, да к тому же парную или очень похожую.

💬 Например, Sharm и Charm или Бэлль и Белль.

🔹 Таким образом, если обозначения имеют некоторые различия, а товары и/или услуги являются идентичными или в определенной степени однородными – это может привести к предположению об их возможной принадлежности одному правообладателю, поэтому такие обозначения будут признаны сходными. Примеры таких ситуаций я уже приводила в предыдущих частях этого цикла статей (вот и вот).

📜 Тождественные товарные знаки
Интеллектуалка по праву12 октября 2023
📜 Сходные товарные знаки. Введение.
Интеллектуалка по праву14 октября 2023

🔹 И еще один важный факт, который очень часто забывается даже экспертами Роспатента. Вероятность смешения зависит также от известности анализируемых обозначений и наличия иных товарных знаков, принадлежащих одному лицу.

В данном случае имеется в виду то, что чем шире известность какого-то из сравниваемых знаков, тем меньше или больше будет вероятность смешения.

  • Если ранее поданное обозначение (старший знак) обладает широкой популярностью, то риск смешения со вторым обозначением (младший знак), будет выше, следовательно, шансы на его регистрацию – ниже.
  • Если же будет обратная ситуация, где более популярным окажется младший знак, то шансы на смешение будут ниже, а вероятность регистрации – выше.

⚠️ На практике это положение практически не применяется, поскольку очень сложно определить, какой из знаков является действительно более известным.

Особенно строго сходство оценивается для фармацевтической продукции
Особенно строго сходство оценивается для фармацевтической продукции

🔹 Зато часто применяется положение о серии товарных знаков. Ею считается наличие у одного правообладателя несколько (от трех) товарных знаков, в которых присутствуют один или несколько объединяющих элементов.

💬 Например, изображение цветка, но с разными словами: FLORA, BETTY и MIRA.

🔹 Добавление такого же или похожего цветка в младшее обозначение (не принадлежащее правообладателю), будет кратно повышать риск смешения, так как потребитель знает уже целых три таких знака и все остальные похожие он тоже будет ассоциировать с ними.

💬 Пример со словом, как основным элементом - на скриншотах ниже (листайте галерею). Это только часть серии товарных знаков компании СИБУР.

🔹 И последнее – какие виды обозначений с какими будут сравниваться (о видах обозначений есть в самой первой моей статье.

📜 Первичные советы при выборе названия для бренда
Интеллектуалка по праву19 сентября 2023
  • Словесные обозначения сравниваются со словесными и комбинированными обозначениями, включающими словесные элементы.
  • Изобразительные и объемные обозначения сравниваются с изобразительными, объемными и комбинированными обозначениями, включающими изобразительные или объемные элементы.
  • Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными обозначениями и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.

⚠️ Поэтому, если у вас совпадают словесные элементы с конкурирующим знаком, добавление картинки не поможет. Слова все равно будут сравниваться отдельно, и Роспатент вынесет решение об отказе. В отношении совпадения изобразительных элементов такая же ситуация.

📝 Итак, общие принципы экспертизы обозначений на тождество и сходство:

  • осуществляется путем сравнения;
  • учитывается более ранний приоритет;
  • в отношении однородных товаров и услуг;
  • по имеющимся обозначениям;
  • по общему зрительному впечатлению, а не отдельным мелким отличиям (взгляд среднего потребителя);
  • учет известности обозначений и серии знаков;
  • добавление картинки не поможет уйти от сходства по словам и наоборот.

В следующий раз подробнее разберем сравнение словесных элементов.

До скорого!

Есть какие-то вопросы? Пишите в комментариях! 💫

Буду безмерно рада лайкам и подпискам 😊

🔥 А если вы хотите зарегистрировать товарный знак, пишите мне. Во всем помогу!

Поддержать меня или поблагодарить за статьи можно по ссылке или через QR-код ниже:

-5

📞 Подписывайтесь также на другие мои соцсети:

Группа ВК

ТГ-канал

ТенЧат