Найти тему

👩🏻‍🏫 Что делать, если ребенок с аутизмом срывает занятия?

Пришла пора поговорить о самом насущном. Мы уже знаем какое поведение можно считать нежелательным и какие бывают у такого поведения функции. Но самый главный вопрос, что же с этим делать?

Нежелательное поведение — это один из самых неприятных симптомов аутизма, поэтому работа над его коррекцией обычно ставится во главу угла в любой стратегии вмешательства.

📌 Глобально, методы коррекции нежелательного поведения можно разделить на 2 группы: проактивные стратегии и реактивные стратегии.

Давайте рассмотрим на примере. Ребенок по дороге домой из детского сада, привык заходить в магазин за чупа-чупсом и всегда на этом настаивает. Любая попытка мамы обойти магазин стороной (нет времени, нет с собой кошелька и т. д.) заканчивается истерикой с валянием по полу и визгами на всю округу. Маме ничего не остается, как заходить в магазин и покупать ему чупа-чупс.

Невооруженным глазом видно, что неприемлемое поведение у ребенка подкрепляется исполнением желания. Мама, искренне желая остановить истерику, усугубляет и закрепляет у малыша плохое поведение, от которого сама же и страдает. У него формируется четкая связь: «Истерика решает мою проблему, значит, каждый раз когда мне надо будет ее решать, я буду истерить». И ведь не откажешь ребенку в логике.

Здесь у нас, предшествующий стимул ➡ путь из детского сада домой, мимо конкретного магазина, в котором продается вожделенный чупа-чупс.

Поведение ➡ истерика.

Последствие ➡ получение чупа-чупса.

✅ Стратегии коррекции нежелательного поведения могут строится на влиянии либо на предшествующий стимул, либо на последствие.

Проактивные стратегии нацеленные на предотвращение неприемлемого поведения — манипулируют именно с предшествующими факторами и снижают вероятность возникновения такого поведения.

Но не надо думать, что в случае с нашим примером, проактивной стратегией коррекции будет не водить ребенка в детский сад или договориться с владельцами магазина о его закрытии. Речь не идет об избегании стимула, запускающего поведение. В жизни таких стимулов, на которые мы не можем влиять, предостаточно: от собаки, живущей в соседской квартире, до гула двигателей самолета, поэтому важно научится не избегать их, а изменять условия и формировать заместительное поведение.

💁🏼‍♀ Давайте посмотрим, что можно делать с поведением, когда мы знаем его причину.

🔸 Если функция нежелательного поведения СЕНСОРНАЯ — то наша задача насыщать сенсорный канал ребенка до того, как он начнет себя вести неприемлемым образом. Логично, не правда ли?

🔸 При такой функции поведения, как ИЗБЕГАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ, используются визуальное расписание, безошибочное обучение, требования, соответствующие возможностям ребенка.

🔸 Если определена функция поведения — ДОСТУП К ЖЕЛАЕМОМУ, то проактивной стратегией коррекции будет — обучение правильному выражению потребности, предоставление выбора и использование в обучении поощрений и подсказок.

🔸 Когда ребенок вовлекается в нежелательное поведение с целью ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ, надо давать ему это внимание, но не в ответ на плохое поведение, а вне его, в течение дня, и обучать навыку функциональной просьбы.

Чаще всего используется именно проактивные стратегии коррекции, но иногда приходится решать проблему тогда, когда неприемлемое поведение уже началось. И тогда нам на помощь приходят реактивные методы коррекции нежелательного поведения. Этот вид стратегии снижает частоту возникновения поведения в будущем, но через воздействие на последствия поведения.

🔹 При СЕНСОРНОЙ ФУНКЦИИ поведения необходимо заблокировать доступ к подкреплению. Если ребенок стучит кулаком по голове, в первую очередь надо обеспечить его безопасность, подложив подушку или опустив руку, а потом предложить ему альтернативный вид деятельности, который несовместим с самостимулирующим поведением. Например, можно начать с ребенком играть в Ладушки, тогда его руки будут заняты и он не сможет стучать кулаком по голове. А за хорошую игру поощрить малыша.

🔹 При ИЗБЕГАНИИ ТРЕБОВАНИЙ необходимо игнорировать нежелательное поведение (при условии обеспечения полной безопасности ребенка) и продолжать предъявлять то же требование. Можно использовать физические подсказки и обязательно положительно подкреплять, если малыш все же это требование выполняет. С этой функцией поведения очень хорошо работает процедура гашения и формирование заместительного поведения.

🔹 Если функция нежелательного поведения — ДОСТУП К ЖЕЛАЕМОМУ, то тут помогает процедура счета и просьбы. Мы игнорируем поведение и ждем его завершения, затем считаем про себя до 5, предоставляем ребенку подсказку функциональной просьбы и после того, как ребенок попросит желаемое, предоставляем запрашиваемый или альтернативный подкрепитель.

🔹 В случае, если ребенок при помощи нежелательного поведения ПРИВЛЕКАЕТ к себе ВНИМАНИЕ, мы игнорируем нежелательное поведение. После того, как оно прекратится, даем ребенку подсказку, как он может обратить на себя внимание, не вовлекаясь в нежелательное поведение. А после того, как он попросит внимания социально приемлемым образом — предоставим его.

Сейчас вам могло показаться, что все это слишком сложно и слишком далеко от действительности в которой вы живете, но, на самом деле, все процедуры коррекции нежелательного поведения были разработаны в ходе работы с сотнями тысяч детей, для которых нежелательное поведение было большой проблемой.

💡 Узнать больше и научиться контролировать и корректировать нежелательное поведение можно на нашем тренинге «Гид по работе с проблематичным поведением», который пройдет 14 и 15 ноября.

Оставить заявку на обучение можно на
нашем сайте

#аутизмпобедим #детскийаутизм #ИПАП #АВАтерапия #прикладнойанализповедения #нежелательноеповедение