46,8K подписчиков

Электромобили из Китая: почему у них нет альтернативы

306 прочитали

Несмотря на все негативные прогнозы скептиков, продажи электромобилей в России растут стремительными темпами. И если речь идет о покупке нового автомобиля, альтернатива «батарейным» моделям из Китая на российском рынке фактически отсутствует. О преимуществах, недостатках и особенностях «электричек» из Поднебесной нам рассказал Александр Сероштанов – директор китайского дивизиона автокомпании China Car Club.

В российских реалиях ни о какой конкуренции электрокаров из Китая с другими говорить не приходится. Сегодня поставки в нашу страну автомобилей из Европы, США и Японии штучные. «Электрички» из «недружественных» стран у нас по сути не представлены, то есть сравнивать «китайцев» не с чем. Сопоставлять китайские электрокары с псевдоотечественными «электричками» Evolute или «Москвич» бессмысленно: получится сравнение Китая с Китаем, с той лишь оговоркой, что официально продаваемые модели русифицированы и на них распространяется заводская гарантия.

У всех остальных электромобилей общие проблемы: отсутствие прошивки на русском языке, дефицитные запасные части, сложности с ремонтом и обслуживанием. Отдельный недостаток китайских моделей — интерфейс с иероглифами. Только на «глобальных» машинах, например, Zeekr X в меню сразу есть английский язык.

Несмотря на все негативные прогнозы скептиков, продажи электромобилей в России растут стремительными темпами.

Если говорить о преимуществах «электричек» из Поднебесной, то это в первую очередь цена, разнообразный модельный ряд и… качество сборки. Остановимся на этих пунктах подробнее.

1. Доступность китайских электромобилей

Китайские модели на батарейках – дешевый входной билет в сегмент электрокаров. Автопроизводители из Китая предлагают более доступные цены по сравнению с западными конкурентами. Чтобы купить электромобиль местного производства в США или Европе, придется серьезно переплатить. Низкая цена делает китайские электрокары более доступными для широкой аудитории, что способствует их дальнейшему удешевлению за счет роста объемов выпуска.

Демпинг китайских автогигантов объясняется несколькими факторами. Во-первых, электрокары оснащаются аккумуляторами собственного производства, что позволяет существенно экономить. Во-вторых, снижать цены удается благодаря большим объемам производства. В-третьих, в КНР относительно недорогая рабочая сила и дешевая электроэнергия. Наконец, автопромышленников поддерживает государство: предоставляются налоговые льготы, субсидии. Все это позволяет автоконцернам из Поднебесной предлагать конкурентные цены.

На авторынке Китая доступность электрокаров местного производства абсолютная. Располагая суммой в 30-35 тысяч юаней (4200-4900 долларов), китаец может выбирать между сити-карами разных марок.

На других мировых рынках ситуация совсем другая: электромобили стоят намного дороже, чем аналоги с двигателем внутреннего сгорания.

Несмотря на все негативные прогнозы скептиков, продажи электромобилей в России растут стремительными темпами.-2

2. Разнообразие китайских электрокаров

Среди других важных преимуществ китайских электрокаров – разнообразие моделей. На рынке представлены городские хэтчбеки длиной от трех метров, минивэны, седаны и кроссоверы всех размеров. На вершине гаммы – стримлайнеры с характеристиками спорткаров. Выбор моделей действительно очень большой, причем между собой конкурируют автобренды с богатой (по китайским меркам) историей и стартапы, только начинающие выпускать электротранспорт.

Китайские электромобили по умолчанию неплохо оснащены и соответствуют местным стандартам безопасности. Если автопроизводители экономят, то за счет упрощения конструкции тяговой батареи или шасси, что можно наблюдать в бюджетном сегменте.

Шире всего выбор электромобилей с одним мотором, передней подвеской Макферсон и задней балкой. В самых продвинутых конфигурациях встречаются двух - и четырехмоторные силовые установки, позволяющие достигать мощности в 500 лошадиных сил и даже больше. Такие китайские электромобили выдающиеся даже по мировым меркам.

У европейских, американских или японских марок такого разнообразия электрокаров нет. Более того, в Японии вообще все сложно с машинами без двигателей внутреннего сгорания – их буквально можно пересчитать по пальцам. Отставание в сегменте электрокаров иллюстрируют партнёрства японских марок: Mitsubishi выпускает под своим брендом перелицованные GAC, а Honda использует электрическую начинку General Motors.

Что касается американских автопроизводителей, то, если оставить за скобками Tesla, то традиционные бренды тоже отстают. Концернам Ford и General Motors критически не хватает производственных мощностей для удовлетворения спроса. Об экспансии на внешние рынки речи не идёт: американские автопроизводители сосредоточились на том, чтобы продавать свою продукцию на рынке Северной Америки.

За пределами США предлагают кроссоверы Ford Mustang Mach-E, но пока продажи оставляют желать лучшего. Возможно, ситуация изменится в будущем, однако сегодня американский электромобиль (не Tesla) скорее всего окажется китайский сборки. Это связано с тем, что большинство автопроизводителей вынуждены переносить производство в Китай: это наиболее эффективный способ снижения издержек и цены конечного продукта.

Немецкий автогигант Volkswagen давно локализовал в Китае электромобили на платформе MEB. С этими машинами хорошо знакомы российские автолюбители: китайская сборка позволила предложить конкурентные цены несмотря на заградительные пошлины и санкции.

С британскими и французскими автобрендами ситуация другая. Например, британцы продают свои электрокары исключительно в премиальном и люксовом сегментах. У французских автобрендов линейка более широкая, но эти машины популярны только на европейском рынке. На экспортных рынках французские электрокары пока еще большая редкость.

Несмотря на все негативные прогнозы скептиков, продажи электромобилей в России растут стремительными темпами.-3

3. Качество сборки китайских электромобилей

Бюджетные бензиновые китайские автомобили до сих пор критикуют за качество сборки, но в сегменте электрокаров ситуация другая. При сопоставимых ценах китайский электромобиль окажется более качественным, чем европейский или американский.

Молодые китайские автобренды предлагают больше опций и стараются чем-то удивить покупателя. К примеру, когда на рынок выходит новый Zeekr или Avatr он предлагает больше опций и премиальных функций, ранее невиданных для сегмента. При этом цена на китайский электромобиль остается конкурентной: соразмерный Mercedes-Benz окажется дороже в полтора раза!

Если сравнивать оснащение сопоставимых по цене Mercedes-Benz, BMW, Zeekr и Avatr, то окажется, что китайские электромобили укомплектованы лучше. В «китайцах» используются более дорогие отделочные материалы и брендовая аудиосистема. По качеству сборки лучшие китайские модели сравнимы с немецкими, а найти безупречную подгонку элементов в современном автопроме можно разве что в люксовом сегменте.

Судить о надежности электрокаров любого автопроизводителя рано, поскольку массовое производство началось относительно недавно. Однако у «китайцев» есть преимущество в виде тяговых батарей собственной разработки. Крупнейшие заводы по производству аккумуляторов сосредоточены в Поднебесной, а многие местные марки дают пожизненную гарантию на батарею для первого владельца. Время покажет, действительно ли китайские ячейки настолько «живучие» или маркетологи решились на смелый рекламный ход, переоценив надежность.

Несмотря на все негативные прогнозы скептиков, продажи электромобилей в России растут стремительными темпами.-4

Получается, что если оставить за скобками Tesla, которая выпускает свои электрокары по всему миру и является лидером рынка, мы получим картину, что в масс-сегменте с китайскими автобрендами мало кто может конкурировать. Об этом прямо говорят топ-менеджеры европейских и американских автоконцернов. В США пока не сильно переживают по этому поводу, поскольку при Трампе был принят законопроект, который ограничивает импорт китайских автомобилей. Машины из Поднебесной облагаются большой пошлиной в 25%, и при такой политике протекционизма они не могут конкурировать с местными брендами.

В то же время боссы концернов Renault и Stellantis с опаской оценивают попытки китайцев зайти на европейский авторынок и заявляют, что без ощутимой поддержки со стороны государства избежать «китаизации» рынка электромобилей будет очень сложно.

Первые меры уже приняты: с ноября этого года Франция вводит новую систему льгот, которые учитывают не только тип двигателя автомобиля: перед выплатой субсидии рассчитываются выбросы диоксида углерода на всем цикле производства электрокара. Это значит, что господдержка будет распространяться только на те электромобили, которые выпускаются за счет экологически чистых источников энергии.

Законотворцы не скрывают: реформу затеяли, чтобы нивелировать ценовое преимущество китайских автопроизводителей. Французские «электрички», созданные на основе энергии гидроэлектростанций и атомных станций, окажутся в выигрыше относительно «китайцев». Дело в том, что в Поднебесной основная доля электроэнергии вырабатывается за счет сжигания ископаемого топлива — угля.

Нововведение позволит уравнять в цене французские и китайские электромобили. По оценкам экспертов, теперь машины из Поднебесной станут дороже примерно на 5000 евро – это существенная сумма, особенно в бюджетном сегменте.

Для российских покупателей электрических машин ситуация складывается следующим образом. Если у человека нет суммы от 100 тысяч долларов для покупки электрокара класса премиум (вроде Porsche, Mercedes-Benz или BMW), то его выбор ограничится электромобилями китайского производства. Это не обязательно будут машины под китайским брендом, но точно собранные в Поднебесной.

Российские покупатели «электричек» могут столкнуться с проблемой русификации, отсутствием мануала или технического описания машины. Пока китайские производители не заинтересованы переводить интерфейс и документацию на другие языки, поскольку внутренний рынок является приоритетным и самым емким.

Со временем эта ситуация изменится. Китайские электрокары, поставляемые за рубеж, уже получают языковые пакеты для Великобритании или Франции. Многие популярные модели изначально выпускаются с английским языком. В ближайшем будущем наверняка появятся русифицированные электромобили из Китая: политическая и рыночная ситуация этому способствуют.

Несмотря на все негативные прогнозы скептиков, продажи электромобилей в России растут стремительными темпами.-5

Что еще почитать:

«Одноразовые» машины по цене квартиры? Кто и зачем берет дорогих «китайцев»

Дорого, долго и не то: сколько стоят запчасти на «китайцев» и какие есть проблемы с их покупкой

Почему Honda Vezel, а не «Китай»: тест и обзор нового кроссовера