Непереносимость уязвимости – это частая причина насилия, и еще чаще самонасилия.
Уязвимость – сложный концепт. Это и эмоция, и телесное ощущение, и определенная позиция, и что-то из области морали, и что-то, имеющее отношение к справедливости.
Нет ничего хуже для ослабленной психики, чем сложные (в смысле, многосоставные) чувства.
Это перегружает, тем самым вызывая отторжение, даже ярость, требующую разрядки
В норме столкновение с уязвимостью другого человека вызывает сострадание. Столкновение со своей уязвимостью – самоподдержку.
Но это в норме, т.е. в условности. В жизни же часто наоборот, реакцией становится злость, презрение, отвращение. И если к другим мы учимся это скрывать, изображая фальшивую жалость, то к себе нет нужды скрывать. Можно открыто себя ненавидеть и презирать.
Именно так делают люди с поврежденной психикой. Если я уязвим – значит, слабак. Если слабак – значит, надо научить меня жизни (т.е. побольше гнобить)
Это ошибочное действие, происходящее от психологической неграмотности. По сути, это путь психопата, когда силовое давление – единственная реакция на всё.
Но выдерживать уязвимость достаточно трудно. Это трепетное чувство с одновременным осознаванием собственной хрупкости, и согласие с ней.
Надежный способ встретить уязвимость – рассмотреть свои детские фотографии и прислушаться к чувствам, которые возникли. Потом услышать что-то, что еще глубже. Так может открыться несколько слоев.
Недавно подруга прислала мне фотографии из нашей юности. Ничего особенного, бытовые, но вглядываясь в лица, я поразилась тому, как много в нас было веры в свои возможности.
Может, и хорошо, что в юности мы не осознаем, насколько уязвимы. Нам кажется, что мы крутые. А может, и не хорошо, но природой задумано так.
Всё последующее – это борьба за то, чтобы оправдать доверие к миру, которое горит в глазах того юного существа. А для этого пройти через страх, боль, обман и предательство, чтобы подтвердить ему – ты не ошибся, жизнь действительно прекрасна!