Найти в Дзене
Учитель первый твой

Прошёл почти месяц, а ребёнку плохо в 1 классе... О периоде адаптации к школе

Оглавление

Часть 1

...-Я просто не узнаю своего ребёнка! Стал плаксивый, раздражается по мелочам. Вечером не уложишь спать, а утром не поднять!
-А мой огрызаться начал... Я ему одно, а он всё словно назло делает. Я ору, и он орёт... Ну что это такое? ... Обрисовал все тетради, опять порвал в школе обложку и потерял почти все ручки из пенала...
Из диалога мам первоклассников.

Продолжаю серию публикаций учителя начальной школы о первоклассниках и их родителях. Сегодня разговор пойдёт об адаптации маленьких учеников к школьной жизни.

фото с сайта medalvian.ru
фото с сайта medalvian.ru

Термин "адаптация" имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма к условиям внешней среды. Этот термин очень тесно связан с понятием "готовность ребёнка к школе" и включает в себя три составляющие:

  • физиологическая адаптация;
  • психологическая адаптация;
  • социальная (личностная) адаптация.

Процесс адаптации ребёнка к школе может длиться от 3 недель до полугода. Это зависит от типа личности ребёнка, его готовности к школе на момент поступления, уровня развития, окружения и многих иных факторов.

Предлагаю рассмотреть каждую составляющую этого понятия и разобраться, как учитель и родители могут помочь ребёнку в этот сложный период.

Физиологическая адаптация

В физиологическом плане у детей могут отмечаться следующие проявления:

  • потеря (набор) веса;
  • снижение артериального давления (признак утомления);
  • головные боли;
  • плохой сон ночью или желание долго спать днём (при долгом ночном сне);
  • снижение или сильное повышение аппетита;

В физиологической адаптации выделяют несколько этапов:

1. Острая адаптация (первые 2-3 недели). Это самое сложное время для ребёнка. В этот период на новые воздействия организм отвечает напряжением практически всех органов и систем. В результате, несмотря на то, что сентябрь обычно не отличается промозглой и холодной погодой, что вспышки заболеваний ОРЗ, ОРВИ случаются обычно позже,- многие первоклассники болеют.

2. Неустойчивое приспособление. Организм ребёнка находит постепенно приемлемые (близкие к оптимальным) реакции на новые условия.

3. Устойчивое приспособление. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением, всё приходит в норму.

Как же сократить период физической адаптации? Чем помочь ребёнку?

Самая первая рекомендация - соблюдать режим дня. После школы крайне не рекомендуется сразу делать уроки. Сначала первокласснику нужно пообедать и отдохнуть. Шустрым и подвижным детям лучше активно двигаться, играя на улице. Для ослабленных детей хорошим вариантом для отдыха станет дневной сон (1,5 - 2 часа) в хорошо проветренном помещении. Считается, что у мозговой активности в течение суток есть два пика: 9-12 часов и 16-18 часов. Именно во второй промежуток времени и стоит делать уроки (рекомендованые задания). Очень важно, чтобы ребёнок достаточно спал. Нормы сна для 7-летнего ребёнка - 9-11 часов в сутки (с учётом дневного сна, если он есть). Будить ребёнка в последний момент перед выходом в школу - идея плохая. Чтобы организм проснулся, нужно вставать хотя бы за час до выхода. А перед сном не стоит играть в шумные игры или смотреть страшные фильмы.

Фото из свободного доступа
Фото из свободного доступа

Очень важно организовать ребёнку и правильный режим питания. Не следует кормить детей перед школой и после нее только бутербродами, сладостями. Завтрак утром обязателен.

Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры и "зависание" в телефоне до одного часа в день (суммарно).

Категорически нельзя в качестве наказания лишать ребёнка игр на свежем воздухе, не делать динамических пауз во время выполнения домашних заданий. От деятельности мышц напрямую зависит работа отдела мозга, который отвечает за пищеварение, кровообращение и работу желез внутренней секреции. С приходом в школу двигательная активность у детей сокращается в два раза! А движение - это активный рост ребёнка, его развитие. В школе первоклассник вынужден находиться в малоподвижном состоянии практически на всех уроках. Мало того, и на переменах у него нет возможностей активно бегать. А тем временем педиатры и детские невропатологи говорят о том, что ребёнку нужно дать возможность активно двигаться не менее 3-4 часов в день. Если первоклассник не слишком любит бегать во дворе на детской площадке, то стоит записать его на спортивную секцию. Однако, не рекомендуется начинать такие занятия вместе с началом учёбы. Стоит записать ребёнка ещё летом, чтобы не осложнить адаптацию к школе ещё и привыканием к новому коллективу в спортивной секции.

Психологическая адаптация

Очень часто родители первоклассников могут наблюдать такую картину: ни с того, ни с сего у ребёнка начинаются капризы, даже истерики. Это кажется совершенно непонятным, ведь общий фон положительный. Ребёнка зачастую никто не обижает, трудностей не вызывает и учебный материал. Что же происходит? Это стресс - любое сильное воздействие, которое влияет на адаптивные возможности нервной системы. Ребёнок попадает в новые условия, повышается тревожность. Многие капризы первоклассника - это сигнал о помощи, ведь просто рассказать о своих тревогах и волнениях ребёнок в большинстве случаев не может, он сам не понимает, что с ним происходит.

-3

В случае трудностей подобного плана очень важна для ребёнка поддержка и понимание взрослых людей, котрые находятся рядом. И педагогу, и родителям нужно сохранять спокойствие, хотя это бывает весьма трудно. Важно не кричать на ребёнка, не наказывать его физически.

Каждый вечер перед сном родители могут устроить минутки откровенности, которые позволят ребёнку рассказать о тревогах и непрятностях прошедшего дня. Только не стоит разговаривать о проблемах назидательно и зло, ругать и "воспитывать" ребёнка перед сном. Можно рассказать о тех трудностях, которые были у родителей в их школьном детстве. Это даст ребёнку понимание, что он не одинок, что с трудностями можно справляться вместе. В этот сложный период ребёнку нужно уделять больше внимания, для него это очень важно.

Нельзя с первых дней требовать от ребёнка только отличных результатов, если сам первоклассник пока к ним не готов. Не стоит родителям интересоваться исключительно отметками, забывая о чувствах и ощущениях ребёнка в школе.

Выполнение рекомендованых заданий не должно превращаться в ежедневную битву. Нельзя заставлять ребёнка многократно переписывать одно и то же из черновика в чистовик. Качество работы от этого не улучшится, а вот стойкая неприязнь к школе и урокам образуется в короткие сроки. Для поддержания мотивации и формирования хорошей самооценки стоит хвалить ребёнка, находить для этого возможности (пусть это будет только одна аккуратная буква из 10).

История из личного опыта.
Адаптационный период мы проходим с сыном вместе. Я мама и учитель, два в одном. Ребёнку даётся это время очень сложно. Особенно трудно ему ограничивать собственную подвижность на уроках. "Отрывается" он потом на переменах и после школы.
Однажды во время выполнения заданий в прописях я эмоционально восхитилась тем, как сын написал букву А:
- Марк, ну это же просто фантастика! Ты только посмотри, какая замечательная буква! Я не могу её даже отличить от образца. Ты точно сам её написал, а не обводил?...
После услышанного сын стал стараться, высунув язык выводил КАЖДУЮ букву. И результат не заставил себя ждать. Чистые странички в прописях, аккуратные и правильные буквы теперь радуют взор. А урок письма стал любимым (надеюсь, надолго))). На днях рано утром ребёнок только зашёл в класс, как сразу попросил разрешения "пописАть на пустых линейках в прописях до начала урока". Было видно, что он получал от этого удовольствие 👍
Из личного архива
Из личного архива

Каждый родитель любит своего ребёнка, беспокоится о нём и часто перед школой даёт напутствия: "Слушай внимательно, а-то плохих отметок принесёшь", "Веди себя там хорошо, а-то придётся наказать", "Учись, старайся, а-то расстроишь маму" и т.п. Иногда стоит задуматься, какой посыл несут эти привычные нам с детства фразы. В большинстве своём они говорят первокласснику о том, что если у него не получится, родители расстроятся, разозлятся или вовсе перестанут любить. Не слишком помогает ребёнку такое ощущение быть сильным и справляться с трудностями.

Вместо таких "дежурных" фраз лучше обнять ребёнка, поцеловать, сказать о том, что вы в него верите и у него всё получится, напомнить о своей любви. Скажите, что вы очень рады, что малыш теперь такой взрослый и самостоятельный, что он первоклассник.

Очень помогут ребёнку в адаптации и простые схемы действий в затруднительных ситуациях, которые каждый родитель может обсудить с сыном или дочерью заранее:

-Если опоздал, то надо спокойно ...

-Если захотел в туалет на уроке, то надо...

-Если не успеваешь выполнить задание, а урок закончился, то надо...

-Если не расслышал, что сказал учитель, то надо...

и т. д.

Для формирования хорошей самооценки у ребёнка педагогу и родителям важно (особенно в период адаптации) не сравнивать учеников и их достижения. Всегда кто-то окажется более успешным, сообразительным, начитанным и развитым, чем конкретный обычный первоклассник. Но это не означает, что у него в будущем не будет успешной учёбы или фееричного взлёта карьеры. Всегда надо помнить - сравнивать можно только результаты одного и того же ребёнка с его собственными достижениями, отслеживать динамику, обращая внимание ученика на то, что он постепенно растёт и движется вверх. Более подробно о формировании самооценики - во второй части публикации, поскольку эта тема относится и к направлению социальной адаптации.

О социальной адаптации, а так же о том, какие признаки помогут взрослым понять, успешно ли прошла адаптация ребёнка к школе - в моей следующей публикации.

На канале есть и другие статьи о первоклассниках и их родителях: