Продолжаю серию публикаций о том, как организовать работу с детьми и родителями в первом классе. И сегодня речь пойдёт о том, как важно сразу начать работу по формированию коллектива учащихся, помогать детям строить конструктивное общение, решать конфликты.
Многие 6-7-летние дети испытывают трудности в построении отношений с одноклассниками. Педагоги отмечают, что "у детей отсутствуют правила взаимоотношений", "нередки ссоры на переменах", "дети не умеют общаться, играть, раскрывать свои положительные стороны" и т.д. Все эти моменты осложняют адаптацию ребёнка к школе, ведь привыкание первоклассника к новым условиям во многом зависит от того, как складываются его отношения со сверстниками в ученическом коллективе.
В этом плане роль педагога очень велика. Именно ведущий взрослый, который управляет детским коллективом с самых первых дней, должен создать правильный эмоциональный настрой на уроках и переменах, а так же помочь детям научиться правильно общаться.
Итак, давайте рассмотрим первые шаги (действия) педагога, которые помогут сформировать сплочённый коллектив школьников. В таком классе не должно быть места травле, он будет мотивирован на учёбу и здоровые человеческие отношения.
Шаг 1. Одинаково уважительное общение педагога с КАЖДЫМ РЕБЁНКОМ с первого дня
Это правило кажется банальным, вроде как "это и так все знают!". Однако, на практике часто случается иначе.
В период адаптации многие первоклассники могут вести себя странно. Могут устраивать истерики, бить детей в коридоре на перемене или плакать на уроках в течение всего учебного дня. Некоторым педагогам сложно в таком случае не вешать ярлычок на ребёнка и относиться к нему ровно и спокойно. Однако, нужно набраться терпения, выдохнуть. Ученики начальной школы считывают эмоции и отношение педагога к каждому члену ученического коллектива моментально. Педагог должен одинаково терпеливо относиться ко всем, жалеть, помогать. Нужно понимать, что многие действия детей обусловлены сложной ситуацией адаптации учеников к новым условиям. (О сложностях адаптации моя следующая публикация).
Шаг 2. Организация моментов для знакомства детей на уроках
В большинстве случаев, это игры на знакомство. Их всегда проводят в детских загородных лагерях именно в первые два дня. Однако, в школе главная задача - обучение. Поэтому всю первую неделю или месяц посвятить исключительно играм и методикам на знакомство нет возможности. Учителю нужно совместить образовательный процесс с методиками сплочения ученического коллектива. Поэтому я предлагаю свою подборку мероприятий для знакомства детей, которые можно провести без отрыва от уроков. (Либо на переменах и классном часе.)
- Бейджики помогают детям познакомиться
Я писала о необходимости бейджиков ранее. Эта публикация имела неоднозначный отклик. Оказывается, есть те, кто категорично против бейджей. Я считаю, что они полезны не только для учителя. Дети тоже читают имена своих одноклассников, так происходит знакомство. Поэтому наши цветные бейджики - это великолепный инструмент.
- Минутки подтверждения знакомства
1) Я всегда провожу физминутки на уроках. И иногда для первоклассников эти моменты можно превратить в игру на знакомство.
Например, в самую первую неделю мы играли так:
- Ребята, встаньте, попрыгайте, закройте бейджик ладошкой. Мы проверим, кто смог запомнить имя своего соседа по парте.
Прыгаем , кричим имя соседа по парте.
-Оооо, я услышала странные имена... Мвусилка...Есть такой? А Бурдылечка? Нет? Странно.
... Ребята с восторгом включились в игру. Аплодисменты звучали часто. А если один ученик не смог назвать имя соседа - дети знакомились, пожимали руки друг другу, смотрели в глаза и смеялись. А если ученик сидит один (сосед заболел или его нет), то хором весь класс кричал имя ученика.
Или иной вариант - физминутка "ХЛОП-ТОП".
-Ребята, я говорю имя и добавляю "хлоп" или "топ". Кого назвала, выполняют действие. Например, Маша-топ! (все Марии в классе топают). А все остальные ученики должны повернуться и посмотреть в глаза ему до того, как ученик топнет. Физминутка проводится в быстром темпе. На ребёнка, которого называю, стараюсь не смотреть. Если кто-то ошибается, можно пошутить)))
2) На уроках обучения грамоте учимся слышать звуки речи. В слове услышали звук [А]... Нашли его в других словах, изучили букву. Предлагаю ребятам найти у нас в классе учеников, у которых есть этот звук есть в имени. Этот ребёнок встаёт и чётко произносит имя, проверяем, есть ли звук в полном варианте имени. А если в классе находится СЧАСТЛИВЧИК, у которого 2 или 3 таких звука в имени, то мы дарим ему бурные апплодисменты. Так дети продолжают знакомиться. Можно искать звук и в фамилиях учеников. Их нам бывает запомнить сложнее, потому что в классе изначально есть правило: называем друг друга по именам, а если детей несколько, то фамилию ДОБАВЛЯЕМ к имени.
Шаг 3. Организация моментов для знакомства детей на переменах и классном часе
В любом случае стоит организовать не только учебное взаимодействие детей. Для этого есть классный час и перемены. То, что предлагают для оздоровительных лагерей, не всегда подходит для первоклашек. Я выбрала для моих малышей следующие варианты:
1) Снежный ком
Ученики становятся в круг. Нужно выбрать группу из 7-12 человек, не больше. Игру стоит проводить в условиях кабинета на классном часе, на перемене слишком шумно. Кроме того важно, чтобы за игрой наблюдали все одноклассники. Дети должны называть свои имена в таком порядке: первый ученик говорит, как его зовут, второй ученик повторяет имя первого и добавляет свое, третий — повторяет предыдущие два имя и называет свои и т.д. Если сложно воспроизвести последнему ребёнку всю цепочку, обязательно помогаем, можно хором.
2) Посылочка
Игра проводится по формуле «хлоп – топ – я – ты», похожа на физминутку, которую я уже предлагала. Первый участник произносит: «Хлоп – топ – называет свое имя – называет имя своего одноклассника, которому пересылает право продолжить». Так продолжается до тех пор, пока все участники игры не получат такой посыл. Тоже стоит проводить на классном часе.
3) Откроем сердца друг другу
Детям раздаются шаблоны сердечек. Каждый должен написать на нем свое имя и опустить в шкатулку или шляпу, которую держит учитель. После этого педагог идет по кругу, и каждый ребенок достает любое сердечко наугад. Прочитав имя, ученик отдаёт сердечко ребёнку с таким именем.
4) Игра для перемен "Скок-скок-скок"
Дети становятся в большой круг, выбирается водящий, который закрывет глаза. Первоклассники с учителем водят хоровод вокруг него и хором говорят: "Мы собрались дружно в круг, обернулись быстро вдруг, а как скажем..." После этих слов педагог указывает пальцем молча на одного конкретного ученика, тот громко говорит: "Скок-скок-скок!". И далее все снова дружно: "Угадай, чей голосок!". Задача водящего найти "автора" голоса и назвать его имя. Очень динамичная игра.
5) Игра для перемен "Ручеёк на знакомство"
Вариант обычной игры "Ручеёк". Но ребята перед тем, как выбрать пару, должны назвать имя партнёра, а он в ответ - тоже. Тогда пара сложилась. Для начала можно установить правило выбирать любых учеников в пару. Потом усложнить - пусть мальчики выбирают только девочек и наоборот.
Шаг 4. Установление правил класса
Об этом и иных шагах по сплочению коллектива школьников с 1 класса я расскажу в других публикациях.
Спасибо за внимание к моему каналу. Буду рада обратной связи в комментариях. Как в первый месяц учёбы ваш учитель знакомит детей?
Или какие ещё методики для знакомства первоклассников Вы предложите, коллега?
Другие публикации для педагогов и родителей первоклассников можно найти по ссылкам: