Еще в 2020 году семейство брендов, входящих Volkswagen Group разделили мировой автомобильный рынок и распределили географические зоны влияния. Чешскому автопроизводителю Škoda Auto досталось курирование сложного российского авторынка, где чехи уже освоились. Но вот вторым стал неведомый и бурно развивающийся индийский авторынок.
Тогда в штаб-квартире в Вольфсбурге посчитали, что огромный китайский рынок необходимо оставить за материнским брендом Volkswagen, ведь он с 1985 года ведет его освоение. И по итогам прошлого года находится в Поднебесной на 1-м месте.
Еще одна марка из «дружной семьи» VW – немецкая Audi также давно присутствует на авторынке КНР и по итогам прошлого года заняла 16 место. Это очень неплохой результат среди 106 марок китайского рынка.
В свою очередь, чехам разрешили выходить в Поднебесную. Но сегодня можно констатировать, что результаты Škoda Auto на самом емком рынке мира скромные – 41,5 тыс. автомобилей продано в прошлом году и в результате 52 место в рейтинге продаж в КНР.
До ухода из РФ и наступившего в 2022 году кризиса результаты чешского концерна Škoda Auto на нашем авторынке были весьма достойными. В предкризисный год чехи, даже несмотря на ограниченный модельный ряд, сумели реализовать 90,4 тыс. автомобилей и занять 6-е место в РФ в 2021 году.
Поэтому потеря российского рынка нанесла удар, хотя и не смертельный, по чешскому автопроизводителю. Впрочем, итоги текущего года показали, что продажи в Западной и Центральной Европе растут, а вот Китай, Индия пока не сильно оправдывают свою роль.
Так исторически сложилось, что у материнского бренда - немецкого Volkswagen, в странах Юго-Восточной Азии нет прочных позиций. В этом уголке мира заправляют другие. Это, скорее, «заповедник» японских автопроизводителей - Toyota, Nissan, Mitsubishi и др., которые уже несколько десятилетий осваивают рынки Таиланда, Малайзии, Индонезии и других стран региона. Сегодня под давлением обстоятельств чешскому концерну придется обратить внимание на этот перспективный регион мира.
И первые успехи уже есть. После старта продаж автомобилей Škoda во Вьетнаме, автопроизводитель рассматривает возможность выхода в Таиланд, Малайзию или Индонезию. Новыми рынками он хочет компенсировать потерю продаж в Китае и в России. Об этом рассказал во время открытия первого вьетнамского дилерского центра в Ханое (столица Вьетнама) член совета директоров компании Мартин Джан.
«Вьетнам - это ворота в Юго-Восточную Азию. В последний раз мы выходили на такой большой рынок в 2006 году, когда открыли офисы в Индии", - сказал м-р Джан.
Таиланд и Индонезия являются крупнейшими автомобильными рынками в региональной ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
Кроме того, помимо Юго-Восточной Азии, по словам Джана, наше внимание направлено на другие новые перспективные рынки, такие как страны Ближнего Востока или постсоветские государства.
Россия была до 2022 года вторым по величине рынком (после ФРГ) для Škoda Auto с объемом в более чем 90 000 автомобилей в год. Но из-за известного конфликта чешскому автопроизводителю пришлось полностью уйти.
Ситуацию в Китае г-н Джан описал таким образом. В 2018 году мы смогли продать порядка 340 тысяч автомобилей, а в прошлом году - менее 45 000. В Китае, который в прошлом был крупнейшим рынком сбыта в последние годы стал убыточным из-за высоких затрат и снижения цен на массовые модели.
Чешский автопроизводитель серьезно относится к выходу в страны АСЕАН (Юго-Восточной Азии). В конце следующего года во Вьетнаме стартует производство автомобилей Škoda из комплектующих, поставляемых из Индии. Предполагается привлечь и местных поставщиков автокомпонентов. Сегодня в Индии выпускают две модели Škoda – кроссовер Kushaq и седан Slavia. В будущем модельный ряд пополнится электрокаром и хэтчбеком длиной четыре метра.
Наращивание мощностей вьетнамского завода, местного партнера TC Group, автопроизводитель хочет использовать для экспорта в другие страны Юго-Восточной Азии. Кроме того, Škoda Auto будет координатором других брендов Volkswagen Group в этом регионе.
P.S.
В настоящее время модельный ряд Škoda Auto представлен автомобилями Fabia, Scala, Octavia, Kamiq, Karoq, Kodiaq, Enyaq, Enyaq Coupe, Slavia и Kushaq.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz