Найти тему
Психолог Юлия Ямалеева

Оцепенение как последствие абьюза. Почему вы не можете перерасти свою травму. Уровни травмы

Случается, в комментариях я встречаю рассуждения о том, что некто просто так и не сумел разжиться взрослой жизненной позицией и детские свои травмы перерасти. Вцепился в свою травму и носится с ней как с писаной торбой. Потому что вроде как удобно быть по жизни жертвой. С жертвы и спросу меньше, да и к себе можно требования снизить, коли с самого начала жизнь не задалась.

В подобных рассуждениях есть рациональное зерно. Действительно, некоторые вторичные выгоды здесь имеются. Но присутствует и довольно значительный аспект, который не учитывается.

Если кто помнит, в прошлый раз я писала про технику «Бросить якорь». И там упоминала такой компонент как «Соединение с телом». Этот телесный компонент необходимо обсудить более подробно (что намереваюсь сделать в последующих статьях). А сегодня я опишу все уровни, на которых может сформироваться и «застрять» ваш травматический опыт (буде таковой у вас имеется, конечно).

Итак, если обобщить (и малость упростить), то травма проявляется на четырех уровнях.

1. Уровень мыслей (когнитивный).

2. Уровень эмоций («эмоциональная память»).

3. Уровень тела («телесная память»).

4. Уровень поведенческих импульсов – больше как результат влияния на ваши действия первых трех игроков, упомянутых выше (поэтому отдельно о нём говорить сегодня не будем).

Что считаю важным здесь я уточнить.

Для тех, кто намеревается выделить своё время и внимание на серьёзную рефлексию. Если хотите научиться отслеживать то привычное (автоматическое) поведение, которое ведет вас по жизни – и ведет не туда, куда вам хочется – запомните эти же четыре уровня. Именно по ним данный анализ поведения и осуществляется. Где-то в рамках грядущих статей я опишу технику «Заметить и Назвать» применительно к какому-либо из «нехороших» режимов (состояний) – например, к режиму Уступка или Избегание.

Итак, переходим к уровням травмы.

Первый. Когнитивный уровень. Здесь мы вновь обратимся к Терапии Принятия и Ответственности (ACT) – очень уж хорошо разобрались с данным вопросом представители этого подхода.

Люди, в жизни которых случилось травмирующее событие (или ряд событий, кои принесли психике совокупный ущерб) – часто определяют это для себя как «централизованное событие». То есть данные события становятся ведущими для личности, личность пишет историю своей жизни, отталкиваясь именно от этого. Словно она и событие – это уже единое целое, событие определяет всю последующую жизнь.

Или же человек привыкает делить свою жизнь на «до» и «после» – и тогда значительная часть внимания уделяется болезненным воспоминаниям, анализу собственных ошибок, рассуждениям в стиле «Что было бы, если бы…». Внимание поглощено сожалениями, обидой, обвинениями себя и других.

Также восприятие себя у человека, имеющего психическую травму, часто неразрывно связано с чувством стыда, инаковости и собственной бесполезности – а также гнева, направленного против себя. И всё вышеперечисленное снова выражается в форме разнообразных мыслей а-ля «Я отвратителен/на»; «Я недостоин/-на»; «Я сломлен этим, мне уже ничего не поможет»; «Лучше бы и вовсе меня не было» и пр.

Ну и логично, что не так много внимания остается на то, что происходит Здесь и Сейчас. Человек словно «сидит на крючке» травматического опыта. И даже если ему удается с этого крючка на время слезть, разум услужливо подсовывает «напоминалку»: «Не забывай об этом»; «Не теряй бдительность. Опасность по-прежнему существует».

Внимание. Может так случиться, что похожие мысли (с разными вариантами) имеются, они влиятельны – подавляют вас, отравляют вашу жизнь. Однако самого события, которое послужило «точкой отсчёта» вы не помните – и дивитесь тому, откуда у вас взялось такое «наследие» (тем не менее, вы также фокусируетесь на привычных мыслях о себе и других – и мысли эти пишут «историю» вашей жизни). Здесь мы вновь возвращаемся к аспекту множественности событий, которые принесли совокупный эффект – и выделить одно конкретное оказывается сложной задачей (также в моём блоге есть статьи на тему минимизации абьюза, привычку брать вину за произошедшее на себя и пр.).

Итак, с точки зрения житейской психологии первый уровень иногда нарекают формулировкой «человек не может перерасти своё прошлое. Так и застрял в детской позиции/позиции жертвы». С точки зрения ACT то же самое определяется как когнитивное слияние высокой степени. Слияние с прошлым, слияние с будущим (катастрофизация и негативные предсказания), слияние с «Я-концепцией» («Я вот такой и ничего тут не попишешь»), слияние с суждениями (например о том, что мир небезопасен и никому нельзя доверять), слияние с правилами («Я должен/-на делать всё идеально») и пр.

Из суммы подобных слияний выводятся глубинные убеждения, подкрепленные многократным нахождением в жизненном опыте того, что им соответствует (и неосознанным игнорированием/обесцениваем того, что им противоречит). Если вы читали (например мои) статьи по схема-терапии – то вспомните, что в каждой схеме есть целые лоскутные одеяла из подобных суждений.

Второй уровень – эмоциональный. Ему я сегодня не буду уделять много внимания, поскольку он во многом пересекается с первым. Мысли запускают соответствующие эмоции, ну и наоборот тоже.

Здесь скажу только про такое понятие как «Эмоциональная память», которая частенько срабатывает при различных триггерах и запускает соответствующие реакции. В момент травмирующего события (или ряда событий) создается определенный эмоциональный опыт. Травма прорабатывается (в частности) когда «возле предыдущего» сложного опыта мы формируем новый, корректирующий эмоциональный опыт.

И вот здесь как раз прослеживается очевидная разница между «думать» и «чувствовать». Клиенты описывают это примерно как: «Головой я понимаю, что бояться нечего, что сейчас этот человек не может повлиять на меня так, как раньше – но я всё равно боюсь». Или: «Я понимаю, что я не виноват/-а, но всё равно чувствую вину».

Такие формулировки сообщают о том, что хоть на когнитивном уровне работа и была произведена (события были переосмыслены/поведение окружающих было переоценено/собственные права были переопределены) – но корректирующий эмоциональный опыт на данный момент ещё не сформирован.

Уровень третий – телесный.

-2

В большинстве случаев люди, имеющие психическую травму, признают за собой наличие такого телесного паттерна как замирание (оцепенение). Его могут сопровождать определенные ощущения в теле: давление, сжатие (частые области – шея, плечи, грудь) и у большинства присутствует ощущение «Не дышу». Дыхание поверхностное – и периодически (в определенных ситуациях) человек просто на несколько секунд перестает дышать. У кого-то может быть и другое сопутствующее ощущение – опасности, нависающий над человеком (например, неприятные ощущения, идущие как бы со стороны спины).

Реакцию «Оцепенение» может сопровождать и попытка быть незаметным/-ой. Желание спрятаться/залезть куда/пройти незамеченным. Далее это всё может перетекать в социальное избегание.

Люди, имеющие травматический опыт, выносят его в последующую жизнь не только в виде негативных суждений о себе и мире, но и в виде различных «эмоционально-телесных» реакций. Это может быть некий «тревожный туман», диссоциация, депрессия, отключение, опустошение. У кого-то наблюдается низкий уровень энергии в принципе – по той простой причине, что значительный ресурс организм тратит на «обработку» травмы.

И все эти реакции связаны с памятью тела – или телесной памятью. То есть травма «застревает» на самом-то деле в первую очередь в теле и в эмоциональной памяти человека, а потом уже разум выводит определенные суждения, которые так или иначе описывают сам опыт и его последствия.

Поэтому в упражнении «Бросить якорь» (предыдущая статья) есть отдельный компонент в виде Соединения с телом (или Возвращения в тело – поскольку следствием травмы является и потеря контакта с собственным телом, «соматическая диссоциация»). Соединяясь с телом, мы возвращаем себе контроль над ним (как чувство, как ощущение) – а значит, потихоньку и контроль над своими действиями в целом.

Подведу итог. Работа с травмой на одном лишь мыслительном уровне, как правило, дает ограниченный (и/или временный результат). Критические мысли на время отступают, но потом возвращаются – и порой с большей силой – потому что человек верит им больше, чем мыслям альтернативным.

Фраза «не может перерасти свою травму» – корректна лишь в части когнитивного слияния. Но, к сожалению, нередко первый симптом травмы – это замирание, оцепенение (которое начинает расползаться и на другие аспекты жизни). Параллельно с когнитивной переработкой стоит трансформировать реакцию оцепенения, а также создавать альтернативный, корректирующий эмоциональный опыт (весомым компонентом которого является развитие самосострадания – как путь к чувству безопасности и приятия). Иначе человек, который «всё переосмыслил и всех простил, отпустил» привычно продолжит цепенеть и впадать в состояние беспомощности при виде объекта, который напоминает ему о травматическом опыте.

Отдельно потихоньку я буду описывать те техники (для разных уровней), которые вы можете применять самостоятельно (если сие для вас актуально). В ближайшее время напишу еще пару статей про оцепенение, потому что эти нюансы важно понимать и не ругать, не стыдить себя почём зря за подобные изначально адаптивные реакции.

На этом завершаю. Надеюсь, было полезно! Ставьте лайки, подписывайтесь на канал!