Здравствуйте, уважаемые читатели!
Предлагаю обсудить крайне важную тему, концептуально определяющее состояние нашего авторынка – продажи автомобилей китайских автопроизводителей по итогам 9 месяцев 2023 года. Несколько лет назад я писал, что у китайских компаний нет ни единого шанса завоевать статистически значимую долю на нашем авторынке. Реальность, как говорится, больно щёлкнула меня по носу…
Итак, начну я, пожалуй, с оценки динамики роста продаж китайских автомобилей поквартально (в силу особенности предоставления данных в Ассоциацию Европейского Бизнеса). Распределение построю по автопроизводителям.
Динамика продаж китайских автомобилей в 2023 году
На диаграмму вывел результаты продаж китайских марок за первые три квартала в 2023 году:
Абсолютно все автопроизводители демонстрируют рост продаж от квартала к кварталу. Два автопроизводителя, Changan и DFM, не предоставляли информацию, первый с июля, второй – с февраля, поэтому по ним данные отсутствуют.
Ещё более красноречива диаграмма суммарных продаж за 9 месяцев:
С большой долей вероятности Chery и Haval по итогам 2023 года превзойдут отметку в 100 тысяч проданных автомобилей. Хотя несколько лет назад их годовые продажи исчислялись 4-5 тысячами проданных автомобилей. И из всех компаний только Haval локализовало производство в России. Все остальные зарабатывают деньги у себя на родине, продавая свою продукцию у нас. Т.е. значительная часть финансовых средств не достаётся России.
О доле на рынке
Теперь о доле на рынке поквартально:
Если в первом и втором квартале китайские автопроизводители лишь подбирались к отметке 50%, то в третьем квартале её удалось преодолеть. Пятьдесят два, блин, процента – это китайские автомобили. Есть ли что-то хорошее в монополии? Нет. Наоборот, это ужасная ситуация, когда кто-то один получает доминанту.
Продажи Chery
Как Вы могли отметить, лидером продаж выступает Chery. А если учитывать не только сам бренд Chery, но и суббренды Exeed и Omoda, то мы получаем крупнейшего игрока на рынке, который, на минуточку, всю продукцию импортирует.
С существенным отрывом лидирует среднеразмерный кроссовер Chery Tiggo 7 Pro, его продажи преодолели отметку в 39 тысяч экземпляров. Одинаковой популярностью пользуются Omoda C5 и Chery Tiggo 4 Pro.
Не ожидал увидеть в списке 25-ти самых популярных моделей на рынке седан Chery Arrizo 8, но он есть, как в той присказке. Продано почти 4 тысячи экземпляров.
Продажи Haval
Один из парадоксов, на который у меня нет ответа, это продажи бренда Haval. Т.е. это единственная компания, которая создала локализованное производство, имеет преференции от государства в виде субсидии, но, при этом, в одну калитку проигрывает компании, которая занимается исключительно импортом и которая не имеет никаких субсидируемых программ продаж… Согласно данным Ассоциации Европейского Бизнеса, за 9 месяцев 2023 года попали в ТОП-25 следующие модели [1]:
В принципе, эту диаграмму можно было назвать так – Haval Jolion и все остальные. Если, например, мы исключим этот кроссовер из общего числа проданных автомобилей под брендом Haval, то картина получается крайне печальная, ведь этот компактный кроссовер даёт 49,5% от общего объема продаж.
Продажи Geely
И, наконец, ещё один импортёр, но из братской Белоруссии. Здесь, по большому счёту, аналогичная картина:
Хотя здесь более стабильное распределение внутри модельного ряда. Т.е. Atlas Pro и Tugella продаются чуть лучше, чем Dargo и F7x.
Чего ждать до конца года?
Учитывая, что у импорта всё равно есть некоторая предельная граница, которую невозможно пересечь исходя из логистических ограничений, я бы предположил, что в обозримом будущем Chery начнёт локализацию производства у нас, хотя бы на этапе крупноузловой сборки. Ведь заводы-то мы выкупили, но не все мощности заняли. Например, пока простаивает калужский завод. Очевидно, что Фольксвагены там уже собирать никто не будет…
Другие мои статьи
Какие марки и модели китайских автомобилей наиболее активно продавались в августе 2023 года?
Почему Geely и Changan, вслед за Chery, перестали публиковать информацию об объемах продаж?
С уважением, Юрий (kua1102)