Найти тему
Стражи Родины

Из "преступника" в Героя: как вместо трибунала за неисполнение приказа летчик неожиданно для себя получил Звезду Героя Советского Союза

Оглавление

Мало кто знает, что в советской армии можно было получить Звезду Героя СССР за самое обычное "хулиганство", ну как, почти обычное...

Это случилось со ставшим впоследствии легендой советской авиации Шибановым Виктором Ивановичем, когда тот уже был готов понести суровое наказание за неисполнение приказа, но вместо этого услышал неожиданные слова - "Наградить Звездой Героя!".

Что же такого нарушил Виктор Иванович, чтобы его наградили самой высокой из возможных наград?

Сложно поспорить с тем мнением, что российский солдат во все времена был настоящим примером для подражания для армий всего мира. Русские воины отличались и до сих пор отличаются смелостью и отвагой в сочетании с дисциплиной и выучкой. И эти качества они продемонстрировали в бесчисленных сражениях в течение буквально тысячелетий.

Однако при всем при этом у наших бойцов есть неистребимое качество похулиганить над врагом. И как только у них появляется для этого удачная возможность – ироничный характер берет верх над приказами.

Во все эти моменты даже самые дисциплинированные воины творят такое, от чего у их начальства случается шок, а у врагов – истерика от немыслимых выходок и в тоже время причиняемых ими потерь.

Замечательный пример именно таких злобных шуток над супостатом – советский летчик Виктор Иванович Шибанов. В одном из боевых вылетов в 1943-м он вычудил такое, от чего его непосредственный командир чуть не отправил его под трибунал, а вот командир его командира – представил к Звезде Героя!

Так что же такое отчебучил Шибанов, что вызвал такой шквал эмоций – что у противника, что у своих?

-2

Почти правильный летчик

Биография Виктора Шибанова – это пример редкой целеустремленности. Он родился в 1922-м в обычнейшей крестьянской семье, так что ни на чье покровительство в жизни никогда не рассчитывал. Зато с детских лет загорелся идеей полетов и каждый шаг продвигал его к осуществлению той самой мечты все ближе и ближе.

Он окончил всего семь классов школы – что, впрочем, в те времена было практически высшим образованием.

После окончания учебы Виктор устроился на завод слесарем. Но поскольку в голове был план, уже такое трудоустройство двигало его к цели, потому что это была производственная площадка при самом Московском институте авиации.

Именно с этой ступеньки появилась возможность заниматься в знаменитом аэроклубе и к 1939-м он успешно завершил там обучающую программу и стал летчиком-инструктором.

-3

Разразившаяся в 1941-м Великая Отечественная война стала для Шибанова удачной возможностью проявить себя. Уже в ноябре он сумел пробиться на фронт.

Его подготовку конечно же учли, в итоге тот в звании старшего сержанта стал одним из пилотов, а потом и командиром целого авиазвена По-2 в составе авиаполка бомбардировочной авиации. Воевал на самых горячих направлениях – сначала на Западном фронте, потом – на Юго-Западном.

-4

Фронтовые будни для Виктора простыми не были. Так, летом 1942-го в ходе очередного вылета его самолет был сбит. Однако Шибанов был опытным солдатом, и он сумел уцелеть при падении, хотя и получил тяжелое ранение.

В части его уже посчитали погибшим, но целеустремленность помогла и здесь. Он сумел сориентироваться в тылу, аккуратно обошел все позиции фрицов и в итоге вышел к своим.

Уже в октябре 1943-го получил лейтенантские погоны и был представлен к ордену Красного Знамени. Однако неубиваемая тяга к авантюрам чуть не стоила ему потери всех его достижений.

А начиналось все это как обычный ночной вылет...

Бомбометы-энтузиасты

Логика войны достаточно простая: если немцам не подвезут оружие, снабжение и пополнение – у них будет гораздо меньше прыти в бою. Поэтому на своем участке фронта подразделению, в котором служил Шибанов, поставили ясную и конкретную задачу – разбомбить цепочку станций на железной дороге, которая ведет к линии фронта. Нет «железки» - нет и поставок. На каждый экипаж – по шесть бомб-«полусоток» и одна станция, на которую их нужно сбросить.

Виктор должен был бомбить станцию Зеленый Гай. И поскольку человеком он был в основном ответственным, то полетел к ней исполнять порученное. Траектория его самолета пролегла в сотне километров за фронтовой линией, совсем рядом с Мелитополем. И пролетая над другой станцией – Пологи – Шибанов со штурманом увидели картину, на которую равнодушно смотреть не смогли...

Вся «железка» на станции была вплотную занята фашистскими эшелонами. И стояли они настолько плотно, что не попасть по ним мог только начинающий. И раз все эти составы встали в Пологах – то наверняка в Зеленом Гае никого нет. Ну нельзя же лететь и бомбить пустую станцию просто так, если прямо сейчас под крылом – куча фрицевских поездов, которые так и просят хорошей бомбы?!

-5

По итогу ни у Виктора, ни у его штурмана сомнений не оказалось ни на грамм – они бодро сделали заход и «отщелкнули» первую бомбу. Рвануло так, что оба поняли – жирнейшая добыча!!! Наверняка там, внизу, оружейные эшелоны! А давай по ним еще одну скинем? Ну, чтоб дальше нам легче летелось, а немцам здесь не скучалось? – сказал один другому.

Сказано – сделано, и второй заход порадовал не меньше первого. Тут у обоих загорелся азарт. И они сделали еще заход. А потом – еще и еще...

Внизу творился настоящий ад из взрывающихся вагонов, который только разжигал энтузиазм. Когда бомбы закончились, неуспокаивающийся штурман предложил на десерт еще пострелять по немцам с бортового пулемета - ведь ответный огонь по ним никто не вел, надо было ковать мишени, пока они сами так подставляются под пули! И экипаж так увлекся, что отстрелял весь боекомплект, две с половиной тысячи патронов!

Но внезапно оба осознали, что тут они, конечно, устроили брутальный погром – но приказ-то они не выполнили и по указанной в задании станции не отбомбились. Ой, что сейчас дома будет...

Разбор полета

И дома – было. Шибанову после приземления не дали отдохнуть ни минуты – сразу вызвали к командиру. История умалчивает, что именно сказал непосредственный начальник двум в целом дисциплинированным, но иногда излишне увлекающимся летчикам, но очевидцы утверждают, что речь его была очень прочувствованной и богатой на цветистые выражения.

И смысл ее состоял в том, что эти шибановские шуточки уже до чертиков начальнику осточертели. И ладно бы просто похулиганствовали – не первый раз вас, баранов, прикрываю, и тут бы все утряслось бы. Но приказ! Прямой и ясный приказ ведь – не выполнен!!! А чем это чревато на войне? Правильно – трибуналом! И никакого тебе, Виктор, ордена – от полетов тебя отстраняю и дело куда надо передаю! Все – сдавай дела и технику...

Летучие шутники

Был ли Шибанов единственным летчиком на фронте, кто забывал о непосредственном приказе ради возможности посильнее насолить фашистам и «оторваться» на них по полной? Ни в коем случае!

Если почитать некоторые отчеты, то создается впечатление, что в авиацию только подобных приключенцев и набирали и за примерами далеко ходить не нужно.

Будущий генерал-лейтенант советской авиации Виталий Иванович Попков, дважды удостоенный Геройской Звезды, совершивший за войну почти пять сотен боевых вылетов и лично уничтоживший четыре с лишним десятка германских самолетов, вообще начал свою пилотскую карьеру с глобального по лётным понятиям нарушения всяческой дисциплины.

Где-то мы с вами могли видеть этого пилота, только где...?

-6

Все случилось после его прибытия в часть, когда тот устроил такое безбашенное лихачество на малой высоте, что был назначен чуть не пожизненным дежурным на полковой кухне.

И сидеть бы ему за чисткой картошки до победного посинения, если бы не внезапный налет немецких бомбардировщиков на аэродром.

Услышав шум подлетающих машин врага и сообразив, что отразить ночной налет оставшиеся на авиаплощадке люди просто не в состоянии, он вообще наплевал на все правила и приказы. И прямо в кухонном фартуке влез в кабину ближайшего заправленного самолета, поднялся в воздух и сбил гитлеровский «Дорнье» на первом же заходе.

За такую выходку он последовательно получил сначала командирских люлей, потом – официальное разрешение снова участвовать в боевых вылетах, а после войны – использование деталей своей биографии как основы сюжета знаменитейшего фильма «В бой идут одни старики»...

-7

Совсем недалеко от него ушел и другой будущий дважды Герой и грядущий генерал-полковник воздушных сил СССР - Николай Дмитриевич Гулаев. Едва прибыв в часть и не имея ни допусков к полетам, ни разрешения даже на учебный вылет, он вопреки всем правилам поднял свой истребитель в воздух во время налета и принял участие в его воздушном отражении. И получил бы он по полной – если бы влегкую не срезал в ходе этого боя один из атакующих германских «Хенкелей».

-8

Молодой Гулаев и дисциплина были в принципе несовместимыми понятиями. От некоторых его выходок начальство было готово запустить его в небо без самолета. Например, когда ему вручили вторую Звезду Героя, он, по древней летной традиции, решил ее обмыть вместе с сослуживцами. И спирта для этого было море – им как раз технику протирали, так что запас был приличный. А вот с закуской было совсем никак.

Гулаев решил эту проблему просто. Он загрузился в свой самолет, долетел до ближайшего свинарника, купил там подходящую хрюшку, как-то пристегнул ее к самолету и под громогласные визги хряка вернулся на свой аэродром. Говорят, шумный был день, и на весь аэродром орала там не только свинка.... – ссылка.

Но настоящий боевой сарказм продемонстрировал еще один удостоенный Звезды Героя советский пилот - Вадим Фадеев. Про него рассказывают много историй, одна другой увлекательнее. Но одна из них его противникам долго снилась в самых лютых кошмарах. В самом начале войны, в боях в Молдавии, группа, в которой он летал, атаковала колонну наступавших румынских кавалеристов.

-9

Дни были горячие, и врага надо было останавливать любыми способами. Так что в ходе атаки Фадеев стрелял по захватчикам до тех пор, пока не закончились патроны в пулемете. Но вместо возвращения, чтоб не тратить время, решил сыграть по правилам наступающих. Кавалеристы? Значит – мастера рубиться? Ну так сейчас мы проверим, кто рубится лучше! И летчик с ювелирным мастерством и огромным риском прижал машину практически к земле – и начал рубить шокированных румын винтом своего самолета – ссылка. https://dzen.ru/a/Y86fqS-0Pk4VoJAY

Крутой вираж в биографии

А вот герой нашей сегодняшней статьи Виктор Шибанов тем временем уже настроился было на все мыслимые и немыслимые неприятности, которые только грозили ему за прямое невыполнение боевого приказа. Однако судьба приготовила ему шикарнейший сюрприз...

Началось все с того, что про отстранение от полетов все «забыли» практически на следующий день. Ведь пилотов в то время не хватало катастрофически. А про опытных и результативных, каким и был Виктор, и говорить не приходилось – ими никто разбрасываться не собирался. И совсем скоро всем стало понятно, что никакого трибуна не будет – ну отбомбился не там, ну и что?

Все равно ведь попал по немцам, хоть и чуток в стороне от места, где планировали!

А через несколько дней после его хулиганского вылета случилось и вовсе невероятное. На построении подразделения Шиманова его потребовали выйти из строя так, чтоб каждый его видел. И Виктор вышел – чему быть, того все равно не избежать, и отвечать за свой прокол нужно.

Однако приготовившийся к пропесочиванию пилот и весь строй внезапно услышали, что лейтенант Шибанов – ну прямо гордость воздушных сил РККА. А раз так – то награждается он обещанным орденом. Но не Красного Знамени, как думали сначала, а Ленина. А чтобы ни у кого сомнений в его героизме не возникало – сверху еще и Звезда Героя. И штурману тоже орден – раз вдвоем чудили.

На робкую попутку Виктора напомнить, что разговор сначала шел совсем не о награждении, ему со всей командирской внятностью было сказано, что руководству виднее, кого награждать, а кому – ну то самое. Так что шагом марш обратно в строй – и ждем новых геройских подвигов!

-10

Подоплека случившегося стала известна далеко не сразу. И выяснилось, что командир подразделения, в котором служил Шибанов, через несколько дней после его выкрутасов участвовал в совете штаба фронта, который вел лично командующий этим фронтом Толбухин. И в какой-то момент, указывая на недостаточность усилий авиации, командующий спросил – а кто лично совершил незапланированный полет на Пологи?

Командир, который уже почти сохранил одного из лучших пилотов своей части от трибунала, был просто вынужден назвать Виктора и его штурмана. И ожидал суровых мер. Однако вместо этого услышал – молодцы! Вот с кого надо брать пример, товарищи офицеры! Всего два человека на слабеньком По-2 за один-единственный вылет разнесли в щепки семь локомотивов, уничтожили сто двадцать с лишним вагонов – и не пустых, а с боеприпасами!

Да они вдвоем за день сделали больше, чем вся дивизионная авиация за неделю!!! Их хоть на награждение представили? Какой еще орден Красного Знамени?! Звезда Героя – и не меньше!

-11

Так Шибанов получил заслуженную награду. Но от своих шуточек не смог исправиться до самого конца жизни. Он совершил более трех сотен боевых вылетов, успешно прошел войну, стал подполковником авиации участвовал в ядерной программе на Семипалатинском полигоне, был военным инструктором в Сомали и ушел в отставку только в далеком 1968-м году.

Однако всегда на вопрос, за что же ему присудили звание Героя Советского Союза, всегда отвечал одно – «за хулиганство!».
-12

Чтобы кто не говорил, но как нам кажется, что в тот самый момент Виктор Иванович и его товарищ по орудию выбрали единственно верное решение, ставьте палец вверх если считаете так же, ну и если вам понравилась наша сегодняшняя статья, разумеется.

Многие, тем не менее, считают, что армия, особенно в военное время – совсем не место для шуток, и что каждый приказ должен исполняться буквально и категорически. Но другие указывают на то, что если есть возможность нанести более значительный урон врагу, чем это позволяет приказ, то надо использовать возможность и громить противника всей доступной мощью. Интересно, а какой точки зрения придерживаетесь вы? Пишите свое мнение в комментариях.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать наших следующих, не менее интересных материалов.