Прозвище «воздушный хулиган» относят, прежде всего, к Валерию Чкалову, который нередко выкидывал в воздухе «номера, граничащие с хулиганством» (из его характеристики) (1).
Сегодня расскажу о 8 «воздушных хулиганах» времен Великой Отечественной войны. Хотя их было значительно больше. Авиахулиганство летчиков - довольно распространенное явление.
Очерк о летчиках, которые хулиганили на земле, опубликовал раньше – "Воздушные асы дрались и на земле" (можно прочесть ЗДЕСЬ).
1. Герой Российской Федерации (1995, посмертно) старший лейтенант Глухарев Виктор Яковлевич (1922-1978), летчик 47-го штурмового авиаполка
Глухарев родился в селе Сергиевское (ныне – г. Плавск) Тульской области. В годы войны воевал в штурмовых авиаполках ВВС Черноморского, а затем Балтийского флотов.
Совершил около 200 боевых вылетов, в том числе 149 – на Ил-2. Являлся уникальным мастером точных бомбо-штурмовых ударов, уничтожил более 20 кораблей противника общим водоизмещением 23500 тонн.
Вместе с тем, Глухарев неоднократно наказывался в дисциплинарном порядке за «воздушное хулиганство». Приказом командующего Балтийским флотом в августе 1944 года был за свои "художества" снят с должности заместителя командира эскадрильи.
В 1945 году его представляли к званию Героя Советского Союза, но представление не было реализовано по тем же причинам. Среди очередных хулиганских выходок Глухарева – «разборка» с летчиком звена, проявившем малодушие в боевом вылете, а также сбривание верхушек деревьев: «во время штурмовки огневых батарей противника допустил воздушное хулиганство, которое чуть не стоило ему самому и его ведомым жизни, он вывел самолет из пикирования настолько низко, что стал брить верхушки деревьев»[2]. При посадке из радиатора самолета техникам пришлось вынимать ветки от деревьев.
Глухарев погиб в автомобильной катастрофе 28 декабря 1978 года.
2. Дважды Герой Советского Союза генерал-полковник авиации Гулаев Николай Дмитриевич (1918-1985), в годы войны летчик 487-го и 27-го истребительных авиаполков.
Гулаев родился в станице Аксайская (ныне – г. Аксай) Ростовской области. На фронте – с августа 1942 года. Один из самых результативных летчиков-истребителей. Всего совершил 250 боевых вылетов, в 69 воздушных боях лично сбил 55 самолетов врага и 5 – в группе.
Известно, что Гулаев не отличался сдержанностью и дисциплинированностью. По некоторым данным, по этим причинам он так и не стал Трижды Героем. По одной из версий, в 1944 году он вместе с другими воздушными асами, прибывшими в Москву за наградами, после ресторана устроил драку с иностранцами.
Нередко Гулаев хулиганил и в воздухе. Свой первый воздушный бой он провел ночью, не имея допуска к полетам в ночное время и разрешения командования на вылет. Услышав гул приближающихся к аэродрому бомбардировщиков противника, Гулаев самовольно поднялся на своем истребителе в воздух и сбил один из немецких «Хенкелей». Это обстоятельство и уберегло его от наказания.
Еще одна фронтовая история связана с обмыванием Гулаевым второй Золотой Звезды. Он решил проблему с отсутствием закуски - слетал на свинарник, купил там хряка, умудрился загрузить его в самолет и не без труда долетел до своего аэродрома.
3. Лейтенант Богданов Николай Васильевич (1921-1945), командир звена 47-го и 35-го штурмовых авиаполков ВМФ
Богданов родился в г. Верхнеднепровске Днепропетровской области. С января 1943 года воевал в составе штурмовых авиаполков ВМФ. Совершил более 100 боевых вылетов и потопил немало вражеских судов.
В то же время, говоря словами его сослуживца, летчика-штурмовика Остапенко, «это был легендарный летчик, но много и грубо хулиганил»[3]. За различные «хулиганские» провинности его наказывали в дисциплинарном порядке, переводили в буксировочную эскадрилью и даже судили[4].
Вот что написано об этом выдающемся летчике-штурмовике, по всем показателям достойном награждения, но так и не получившем Золотой Звезды: «Николай Богданов одинаково прославился как своей отвагой, так и склонностью к алкоголю… Он летал как дьявол… Hо в пьяном виде часто вытворял самые невероятные вещи. Когда после освобождения Hовороссийска командование направило бумаги с ходатайством о награждении его Золотой Звездой, Богданов выпил пару стаканов, сел в Ил-2 и полетел навестить свою маму. Один раз его отправили в штрафбат, откуда он вернулся кавалером медали «За отвагу» и, имея при себе ППШ, с которым никогда больше не расставался. В феврале 1944 года его приговорили к 8 годам лагерей с отсрочкой исполнения приговора до конца войны и разжаловали в рядовые…»[5].
24 апреля 1945 года при возвращении с боевого задания Ил-2 Богданова был подбит зенитной артиллерией, загорелся и взорвался в воздухе. Лейтенант Н.В. Богданов и воздушный стрелок старшина Г.В. Игнатьев погибли.
4. Капитан Лахно Федор Афанасьевич (1910-1969), летчик авиаполка Гражданского Воздушного Флота
Лахно родился в Белоруссии (ныне - Городокский район, Витебской области). На фронтах Великой Отечественной войны с 1941 года. Проходил службу в 8-м отряде Киевской особой авиагруппы Гражданского Воздушного Флота Юго-Западного фронта. С ноября 1942 года – в составе 5-го Отдельного авиаполка ГВФ (полк находился в оперативном подчинении Карельского Фронта). В 1944-1945 годах Лахно нес службу на аэродроме Внуково в составе 10-й гвардейской авиационной транспортной дивизии ГВФ.
Его однополчане вспоминали, что Лахно был ас-хулиган и любитель выпить. Так, перегоняя поздней осенью 1944 года на подмосковный аэродром Измайлово британские транспортные самолёты «Альбемарли», он отклонился от заданного маршрута и полетел самовольно к центральному аэродрому им. Фрунзе. С целью попугать нелюбимого летчиками начальника аэропорта полковника Каминского, Федор Лахно несколько раз пикировал на иностранном самолете на аэродром, имитируя воздушный налет противника.
В другой раз, в состоянии опьянения он стал демонстрировать во Внуково своим сослуживцам возможности «Боинга» - выводил его из пикирования буквально перед самой крышей аэровокзала и уходил на бреющем за лес.
За такие «художества» Лахно неоднократно наказывался и подвергался арестам. За боевые отличия получал награды: в 42-м - орден Красного Знамени, в 45-м - орден Красной Звезды, а также несколько медалей.
5. Гвардии лейтенант Мордовец Федор Петрович (1920-1944), воевал летчиком в составе авиачастей ВМФ
Мордовец родился в пос. Калининский гор. Сталино (ныне – Донецк). На фронте – с первых дней войны. Пилот У-2 95-й авиаэскадрильи Черноморского флота
Сержант Федор Мордовец был бесстрашным летчиком, неоднократно летал к партизанам в Крым. В 1941 году был награжден орденом Красной Звезды, в 1942 году - орденом Ленина.
В наградном листе, подписанном 25 июля 1942 года, сказано: «Мордовец имеет 170 боевых вылетов на самолете У-2. 28 полетов выполнил к партизанам. Партизанам возил продовольствие, боезапас и почту, от партизан вывез 12 человек раненых». А через год Мордовец, возвращаясь на аэродром после боя решил «показать класс» - прошел на бреющем слишком низко, зацепившись крылом своего У-2 за дерево. За эту хулиганскую выходку он попал в штрафную часть. В конце августа получил в бою тяжелое ранение.
В мае 1944 года, после передислокации полка на Балтику, Мордовец стал летать на Ил-2, в составе 8-го штурмового авиационного полка. В июне он не вернулся с боевого задания - штурмовик был сбит под Выборгом, Федор Мордовец погиб.
6. Дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Попков Виталий Иванович (1922-2010), в годы войны летчик 5-го гвардейского истребительного авиационного полка.
Попков родился 1 мая 1922 года в Москве.
На фронте - с мая 1942 года, летчик, командир звена и эскадрильи 5-го гвардейского ИАП. Совершил 475 боевых вылетов, провёл 117 воздушных боёв, сбил 41 самолёт противника.
Боевой счет его воздушных побед, как и у Николая Гулаева, начался с нарушения воинской дисциплины. За воздушное лихачество (маневры на малой высоте) командование назначило сержанта Попкова постоянным дежурным по кухне - "до посинения". Когда над нашим аэродромом появились фашистские самолеты, он вскочил в свой истребитель прямо в фартуке, в котором чистил картошку и сбил «Дорнье» с первого захода. А в конце войны, в небе над Берлином, протаранил «Юнкерс».
«Горяч был, вот и сбил его на спор. – вспоминал Попков – Тот самолет мне в воспитательных целях не засчитали. Но к кому тут предъявишь претензии? Теперь-то я понимаю, что с моей стороны было проявлено настоящее воздушное хулиганство».
Ряд фактов из боевой биографии Попкова были положены в основу знаменитого фильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».
7. Герой Советского Союза гвардии полковник Шибанов Виктор Иванович (1922-2014), командир авиазвена 25-го гвардейского Московского ночного бомбардировочного авиаполка
Шибанов родился в деревне Медвежьи Озера Щелковского района Московской области. На фронте – с ноября 1941 года. Летал на У-2 (По-2). Всего за годы Великой Отечественной войны совершил более 300 боевых вылетов.
В ноябре 1943 года лейтенант Шибанов стал Героем Советского Союза. Причем, Золотой Звезды он был удостоен за «ошибочную» бомбардировку станции, в ходе которой уничтожил 7 паровозов и более сотни вагонов. Однако эта бомбардировка первоначально была расценена командованием полка как хулиганская выходка, поскольку отбомбиться он должен был в другом месте, до которого не долетел.
Из воспоминаний Шибанова: «Прилетаем домой. Командир кричит: «Шибанов! Ты опять хулиганишь! ...Отстранить от полетов, дело передать в трибунал».
Но до суда дело не дошло. Читаем дальше: «Мне потом рассказали, что через неделю нашего налета на Пологи проходил военный совет фронта. Командующий фронтом Толбухин спрашивает: «Кто бомбил Пологи?» — «25-й гвардейский московский полк». — «А поконкретней?» — «Лейтенант Шибанов». — «Вот с кого надо брать пример! Один самолет в одном вылете уничтожил 120 вагонов и 7 паровозов! «Пешка» днем летала и сфотографировала результаты. Дивизия за неделю столько не сделала, сколько он сделал! …За что мне Героя дали? За хулиганство!»[6].
8. Лейтенант Юрий Павлович Шитов (1917- ?),лётчик 9-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского, а затем Балтийского флотов.
Шитов родился в городе Коканде (Узбекистан). На фронте – с первого до последнего дня войны. Первым в полку одержал воздушную победу – сбил румынский самолет-разведчик СЕТ-15. Летал на самолетах И-153, Як-1, И-15бис, ЛаГГ-3, Як-9.
К 9 мая 1945 года капитан Ю.П. Шитов совершил 406 боевых вылетов, провёл 58 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и вместе с ведомым – 4 самолёта противника. Пренебрегая опасностью, неоднократно ввязывался в бой с превосходящими силами противника и всегда выходил победителем. Кроме того, штурмовыми действиями уничтожил значительное количество боевой техники и живой силы противника.
В одном из наградных листов на Шитова, подписанном 3 апреля 1944 года командиром авиаполка майором Джапаридзе, отмечалось: «В воздушных боях решителен, смел, инициативен, осмотрителен. В сложной обстановке не теряется, решения принимает быстро и уверенно. Дисциплинирован на земле и в воздухе».
Однако дисциплина у него, видимо, хромала. В 1942-1943 годах легендарный летчик не получил ни одной награды[7]. Причину исследователи установили, изучив представление Шитова к званию Героя Советского Союза, подписанное командиром полка в июне 1945 года. Начальник ВВС ВМФ генерал-полковник авиации М.И. Самохин наложил на этом представлении резолюцию: «Не согласен (дважды судим – один раз был приговорён к расстрелу), вообще он хулиган и пьяница»…
Ю.П. Шитов был уволен в запас в звании гвардии майора. Проживал в городе Сочи.
[1]. Подробнее об этом в книге - Звягинцев В.Е. Трибунал для героев. Олма-пресс образование. 2005.
[2] Гиляревский В.П. Война: Морские летчики. О боевом пути 47-го штурмового авиаполка ВВС ВМФ. В 2-х томах. 1992.
[3] Там же.
[4] 15 февраля 1944 года Богданов осужден военным трибуналом на 8 лет лишения свободы, с отсрочкой исполнения приговора и лишением воинского звания «младший лейтенант». 25 апреля 1944 г. приговор был отменен.
[5] Егерс Е.В. Советская морская авиация во второй мировой войне. Рига. Торнадо. 1998.
[6] Драбкин А.В. Я дрался на По-2. «Ночные ведьмаки». Яуза, Эксмо. 2007.
(7) Ю.П. Шитов награждён тремя орденами Красного Знамени (1941, 1944, 1945), Орденом Отечественной войны 1-й степени (1944) и медалью.