Поль Гоген ассоциируется с Таити — практически не услышишь что-то о художнике без упоминания его самого знаменитого творческого периода, когда он все бросил и уехал тусить на остров, написал не менее 80 картин, нашел себе новую жену и навсегда покинул цивилизационный и художественный мир Франции.
А что было до? И что писал Гоген до этого бегства от скучного и повседневного мира? И почему он сбежал?
Биржевой маклер и художник в душе
Поль Гоген (1848-1903) никогда не учился в художественных школах. Он хотел пойти учиться в мореходное училище, но не прошел конкурс. В 23 года, после службы на военно-морском флоте, он приезжает в Париж к Гюставу Ароза — богатому коллекционеру и меценату. Он устраивает Гогена на работу биржевым маклером и открывает ему мир искусства. Именно Гюстав Ароза показывает Гогену многие работы барбизонской школы живописи и реалистов, посещает с ним выставки и кафе, где часто бывают импрессионисты. Благодаря Гюставу Гоген знакомится с Писсарро и в 1879 году становится его неофициальным учеником: они вместе пишут картины, ходят на выставки и общаются с импрессионистским кружком. Мир искусства постепенно затягивает Гогена.
Все это время Гоген работает биржевым маклером, а искусством занимается в свободное время. Зарабатывает много, участвует в сделках на рынке искусства, женится и заводит детей. С одной стороны — жизнь в рамках приличия, а с другой — тяга к бунтующему искусству и творческие порывы.
И он начинает писать. В импрессионистском стиле, избегая ярких цветов, выбирая спокойные пейзажи, натюрморты и портреты. И даже что-то продает.
После краха фондового рынка в 1882 году Поль Дюран-Руэль, французский коллекционер и почитатель импрессионистов, прекращает покупать работы Гогена. Денег у Гогена становится меньше, а основная работа на бирже была потеряна. Он находится в тупике — работы нет, обеспечивать семью он не может, привычная жизнь рушится. Гоген ненадолго с семьей переезжают в Копенгаген, чтобы попробовать наладить там свое финансовое положение. Но ничего не выходит, с женой тоже напряженка, поэтому он возвращается в Париж с сыном (оставив остальную семью в Копенгагене) и понимает, что хочет связать свою жизнь с искусством. Стать великим художником, открыть свою мастерскую и заработать состояние. План был такой.
В Париже Гогену было не очень хорошо: он жил в нищете, ребенка отправил в школу-интернат, материально ему помогала сестра. Он создал мало работ, участвовал в восьмой выставке импрессионистов, разругался с Писсарро и ругал пуантилистов, которые стали ну очень популярными. Он продолжает писать пейзажи для себя, а не для публики, но ему становится этого мало.
Летом 1886 года он уезжает в колонию художников Понт-Авен в Бретани, где ему нравится абсолютно все: молодые художники, которые устали от импрессионизма, новые идеи и появление таких художественных течений внутри постимпрессионизма, как синтетизм.
Позже, часто бывая в колонии, Гоген с другими художниками начинает использовать особую манеру письма — клуазонизм. Плюс символизм, использование широких мазков и нестандартных цветов — Гоген ищет свое видение искусства и пробует разные методы. Ну или просто развлекается и бросает вызов импрессионистам.
Клуазонизм, синтетизм и школа Понт-Авена
Что же такое клуазонизм и синтетизм? И как меняется искусство Гогена?
Клуазонизм — современная культура готического витража. Представьте себе витражи: четкие толстые контуры, а внутри — сплошной цвет, однотонный, яркий и отдельный от других цветов. Все разделено границами, а картинка получается цельная и очень связанная.
И вот Гоген, Эмиль Бернар и Луи Анкетен начинают писать в такой технике, когда вместе работали в Бретани. Через пару лет клуазонизм перерастает в синтетизм — это где соединение формы с идеей, где внимание на цвет и воспоминание, а не на увиденное и не на впечатление.
Синтетизм — в каком-то смысле противоположное течение пуантилизма (это когда картина создается с помощью многочисленных точек). Синтетизм — соединение формы и идеи. Гоген ругал импрессионистов за пренебрежение идеей или чувствами. Он пытался соединить изучение цвета и чувств, хотел получать чистые цвета на картинах без теней и полутеней. Это было похоже на соединение реального и немного мистического, того, что отпечатывается у тебя в голове и появляется в виде воспоминаний.
Синтетизм — всегда упрощенный рисунок, с контурами, яркими цветами. Художники не искали разные оттенки и переливы света, писали по памяти, а не с натуры. Это воспоминания об увиденном — а это не всегда только форма и только реальность. В синтетизме использовали образ как символ, как что-то, способное нести какую-то идею. Видимость предметов как таковых, реальных, была не важна.
Синтетизм продолжился в примитивизме и символизме.
Постепенно вокруг Порт-Авена складывается целое объединение художников. Само название Школа Порт-Авена появилась позже, когда нужно было как-то обозначить это движение. Тогда же это просто были последователи синтетизма, которым надоел импрессионизм и шумный Париж. Последователи Гогена отказывались от натуры, вспоминали то, что видели, и передавали свою память на холст. Когда Гогену все это надоело, и он уехал на Таити, художники Порт-Авена немного потерялись, не знали, как дальше сохранять свой стиль. И плавно перешли в символизм и растворились в других местах.
Мартиника
Поль Гоген постоянно перемещался и искал новые впечатления от увиденного и экзотики. На Мартинике он жил в хижине, общался с местными, принимал их повседневную жизнь и болел дизентерией и всякими лихорадками. Ему нравилась идея отстранения от культуры цивилизации и возвращение в естественную среду. Его привлекал примитивизм, упрощение ради какого-то смысла. Ну и яркие цвета, конечно, которые передавали не реальность, а внутреннюю память и воспоминания об увиденном.
В Мартинике он писал пейзажи.
Обычно период творчества в Мартинике особо не вспоминают, говоря о Гогене. И зря: на острове он создал первые картины, которые получили признание в мире искусства (брат Ван Гога Тео купил картину этого периода и начал продавать другие картины Гогена). К тому же именно в Мартинике Гоген понимает, как хочет жить и что писать. Он искал такое место — естественное, лишенное тревог и исканий, не напичканное материальными благами. Экзотическое и свободное.
Уход от цивилизации
После Мартиники Гоген возвращается ненадолго в цивилизацию. Он как всегда бедствует, поэтому когда Ван Гог приглашает его к себе в Арль, уезжает к нему. Они друг друга очень уважали и ценили, но только в письмах. При встрече и совместной работе оказалось, что они смотрят на искусство по-разному: Гоген не поддерживал натуру, Ван Гог любил писать с натуры. Ван Гог делал крупные многочисленные мазки, они видны и различимы, у Гогена же они плавные и совсем незаметные. Ван Гог стремился к определенному натурализму, а Гогену это было безразлично. В общем, искусство их хоть и выглядит одинаково и относится к общему блоку «постимпрессионизмов», но оно разное. Плюс они оба были не в лучшей психологической форме, так что жить вместе они не смогли. Ну и все помнят этот жуткий эпизод с отрезанной мочкой уха.
После Арля он ненадолго возвращается в Бретань и Порт-Авен, где пишет несколько работ. Использует технику клуазонизма и включает в работы символизм.
Гоген возвращается во Францию. Продает некоторые работы, участвует благотворительных мероприятиях, чтобы собрать денег для Таити. Он обратился в Департамент изящных искусств за помощью в осуществлении поездки. Денег они не давали, но уладили вопросы с местными властями, тем самым позволив Гогену спокойно жить на Таити. Попрощавшись с женой, которая жила у родителей в Дании, и с детьми, он отплывает на Таити в 1891 году. А в 1893 году возвращается обратно, надеясь на выставку и всеобщую славу. Выставку организовывает Поль Дюран-Рюэль — тот самый первый коллекционер и покровитель импрессионистов. Выставка оказывается провальной, а все заработанные когда-либо деньги Гоген тратит на ее проведение.
Он уезжает на Таити и больше не возвращается в Париж.
Наверно, на Таити Гоген искал не только убежища от цивилизации, свободу и особые условия для творчества. Его привлекал примитивизм вперемешку с символизмом — он искал какого-то начала всего, соединения чувств, воспоминаний и фантазии. И это была не совсем райская жизнь и беззаботное существование: Гоген часто голодал, болел, страдал. Не вписывался в окружающий мир, часто непонятый, он продолжал искать что-то.
На Таити он создает свои самые знаменитые работы, которые тогда не оценили, а сейчас каждый видел одну его работу. Возможно, таким художникам суждено быть непонятыми современниками.