Найти в Дзене

Поль Гоген до Таити. Импрессионизм, синтетизм и школа Понт-Авена

Оглавление

Поль Гоген ассоциируется с Таити — практически не услышишь что-то о художнике без упоминания его самого знаменитого творческого периода, когда он все бросил и уехал тусить на остров, написал не менее 80 картин, нашел себе новую жену и навсегда покинул цивилизационный и художественный мир Франции.

А что было до? И что писал Гоген до этого бегства от скучного и повседневного мира? И почему он сбежал?

Биржевой маклер и художник в душе

Поль Гоген (1848-1903) никогда не учился в художественных школах. Он хотел пойти учиться в мореходное училище, но не прошел конкурс. В 23 года, после службы на военно-морском флоте, он приезжает в Париж к Гюставу Ароза — богатому коллекционеру и меценату. Он устраивает Гогена на работу биржевым маклером и открывает ему мир искусства. Именно Гюстав Ароза показывает Гогену многие работы барбизонской школы живописи и реалистов, посещает с ним выставки и кафе, где часто бывают импрессионисты. Благодаря Гюставу Гоген знакомится с Писсарро и в 1879 году становится его неофициальным учеником: они вместе пишут картины, ходят на выставки и общаются с импрессионистским кружком. Мир искусства постепенно затягивает Гогена.

Все это время Гоген работает биржевым маклером, а искусством занимается в свободное время. Зарабатывает много, участвует в сделках на рынке искусства, женится и заводит детей. С одной стороны — жизнь в рамках приличия, а с другой — тяга к бунтующему искусству и творческие порывы.

Поль Гоген с женой Метте, 1885
Поль Гоген с женой Метте, 1885

И он начинает писать. В импрессионистском стиле, избегая ярких цветов, выбирая спокойные пейзажи, натюрморты и портреты. И даже что-то продает.

Тропинка в лесу, 1873
Тропинка в лесу, 1873
Пейзаж с тополями, 1875
Пейзаж с тополями, 1875
Метте на диване, 1875
Метте на диване, 1875
Осенний пейзаж, 1877
Осенний пейзаж, 1877
Рыночные сады Вожирара, 1879
Рыночные сады Вожирара, 1879
Церковь Вожирар, 1880
Церковь Вожирар, 1880
Каменоломни близ Понтуаза, 1882
Каменоломни близ Понтуаза, 1882

После краха фондового рынка в 1882 году Поль Дюран-Руэль, французский коллекционер и почитатель импрессионистов, прекращает покупать работы Гогена. Денег у Гогена становится меньше, а основная работа на бирже была потеряна. Он находится в тупике — работы нет, обеспечивать семью он не может, привычная жизнь рушится. Гоген ненадолго с семьей переезжают в Копенгаген, чтобы попробовать наладить там свое финансовое положение. Но ничего не выходит, с женой тоже напряженка, поэтому он возвращается в Париж с сыном (оставив остальную семью в Копенгагене) и понимает, что хочет связать свою жизнь с искусством. Стать великим художником, открыть свою мастерскую и заработать состояние. План был такой.

В Париже Гогену было не очень хорошо: он жил в нищете, ребенка отправил в школу-интернат, материально ему помогала сестра. Он создал мало работ, участвовал в восьмой выставке импрессионистов, разругался с Писсарро и ругал пуантилистов, которые стали ну очень популярными. Он продолжает писать пейзажи для себя, а не для публики, но ему становится этого мало.

Голубые крыши Руана, 1884
Голубые крыши Руана, 1884
Дорога, 1884
Дорога, 1884
Улица в Руане, 1884
Улица в Руане, 1884

Летом 1886 года он уезжает в колонию художников Понт-Авен в Бретани, где ему нравится абсолютно все: молодые художники, которые устали от импрессионизма, новые идеи и появление таких художественных течений внутри постимпрессионизма, как синтетизм.

Прачки в Порт-Авене, 1886
Прачки в Порт-Авене, 1886
Купание в Порт-Авене, 1886
Купание в Порт-Авене, 1886
Четыре бретонские женщины, 1886
Четыре бретонские женщины, 1886

Позже, часто бывая в колонии, Гоген с другими художниками начинает использовать особую манеру письма — клуазонизм. Плюс символизм, использование широких мазков и нестандартных цветов — Гоген ищет свое видение искусства и пробует разные методы. Ну или просто развлекается и бросает вызов импрессионистам.

Клуазонизм, синтетизм и школа Понт-Авена

Что же такое клуазонизм и синтетизм? И как меняется искусство Гогена?

Клуазонизм — современная культура готического витража. Представьте себе витражи: четкие толстые контуры, а внутри — сплошной цвет, однотонный, яркий и отдельный от других цветов. Все разделено границами, а картинка получается цельная и очень связанная.

И вот Гоген, Эмиль Бернар и Луи Анкетен начинают писать в такой технике, когда вместе работали в Бретани. Через пару лет клуазонизм перерастает в синтетизм — это где соединение формы с идеей, где внимание на цвет и воспоминание, а не на увиденное и не на впечатление.

Синтетизм — в каком-то смысле противоположное течение пуантилизма (это когда картина создается с помощью многочисленных точек). Синтетизм — соединение формы и идеи. Гоген ругал импрессионистов за пренебрежение идеей или чувствами. Он пытался соединить изучение цвета и чувств, хотел получать чистые цвета на картинах без теней и полутеней. Это было похоже на соединение реального и немного мистического, того, что отпечатывается у тебя в голове и появляется в виде воспоминаний.

Видение после проповеди,1888. Тут видны и контуры каждой фигуры, и соединение реального и воображения, и отделение каждого цвета.
Видение после проповеди,1888. Тут видны и контуры каждой фигуры, и соединение реального и воображения, и отделение каждого цвета.
Танцы бретонских девочек, Порт-Авен, 1888
Танцы бретонских девочек, Порт-Авен, 1888
Бретонская женщина с кувшином
Бретонская женщина с кувшином
Свинопас
Свинопас
Пейзаж Бретани
Пейзаж Бретани
Пейзаж из Порт-Авена, Бретань
Пейзаж из Порт-Авена, Бретань

Синтетизм — всегда упрощенный рисунок, с контурами, яркими цветами. Художники не искали разные оттенки и переливы света, писали по памяти, а не с натуры. Это воспоминания об увиденном — а это не всегда только форма и только реальность. В синтетизме использовали образ как символ, как что-то, способное нести какую-то идею. Видимость предметов как таковых, реальных, была не важна.

Синтетизм продолжился в примитивизме и символизме.

Постепенно вокруг Порт-Авена складывается целое объединение художников. Само название Школа Порт-Авена появилась позже, когда нужно было как-то обозначить это движение. Тогда же это просто были последователи синтетизма, которым надоел импрессионизм и шумный Париж. Последователи Гогена отказывались от натуры, вспоминали то, что видели, и передавали свою память на холст. Когда Гогену все это надоело, и он уехал на Таити, художники Порт-Авена немного потерялись, не знали, как дальше сохранять свой стиль. И плавно перешли в символизм и растворились в других местах.

Мартиника

Поль Гоген постоянно перемещался и искал новые впечатления от увиденного и экзотики. На Мартинике он жил в хижине, общался с местными, принимал их повседневную жизнь и болел дизентерией и всякими лихорадками. Ему нравилась идея отстранения от культуры цивилизации и возвращение в естественную среду. Его привлекал примитивизм, упрощение ради какого-то смысла. Ну и яркие цвета, конечно, которые передавали не реальность, а внутреннюю память и воспоминания об увиденном.

В Мартинике он писал пейзажи.

На берегу моря, Мартиника, 1887
На берегу моря, Мартиника, 1887
Женщины и коза в деревне, 1887
Женщины и коза в деревне, 1887
Рядом с хижинами, 1887
Рядом с хижинами, 1887
Сбор фруктов среди манго, 1887
Сбор фруктов среди манго, 1887
Приход и уход, 1887
Приход и уход, 1887
Хижины под деревьями, 1887
Хижины под деревьями, 1887

Обычно период творчества в Мартинике особо не вспоминают, говоря о Гогене. И зря: на острове он создал первые картины, которые получили признание в мире искусства (брат Ван Гога Тео купил картину этого периода и начал продавать другие картины Гогена). К тому же именно в Мартинике Гоген понимает, как хочет жить и что писать. Он искал такое место — естественное, лишенное тревог и исканий, не напичканное материальными благами. Экзотическое и свободное.

Уход от цивилизации

После Мартиники Гоген возвращается ненадолго в цивилизацию. Он как всегда бедствует, поэтому когда Ван Гог приглашает его к себе в Арль, уезжает к нему. Они друг друга очень уважали и ценили, но только в письмах. При встрече и совместной работе оказалось, что они смотрят на искусство по-разному: Гоген не поддерживал натуру, Ван Гог любил писать с натуры. Ван Гог делал крупные многочисленные мазки, они видны и различимы, у Гогена же они плавные и совсем незаметные. Ван Гог стремился к определенному натурализму, а Гогену это было безразлично. В общем, искусство их хоть и выглядит одинаково и относится к общему блоку «постимпрессионизмов», но оно разное. Плюс они оба были не в лучшей психологической форме, так что жить вместе они не смогли. Ну и все помнят этот жуткий эпизод с отрезанной мочкой уха.

Художник подсолнухов, 1888
Художник подсолнухов, 1888
Портрет мадам Рулен, 1888
Портрет мадам Рулен, 1888
Ночное кафе в Арле, 1888
Ночное кафе в Арле, 1888
Переулок в Арле, 1888
Переулок в Арле, 1888
Синие стволы деревьев, 1888
Синие стволы деревьев, 1888

После Арля он ненадолго возвращается в Бретань и Порт-Авен, где пишет несколько работ. Использует технику клуазонизма и включает в работы символизм.

Желтый Христос, 1889
Желтый Христос, 1889
Зеленый Христос, 1889
Зеленый Христос, 1889
Бретонская Ева, 1889
Бретонская Ева, 1889
Ворота, 1889
Ворота, 1889
Стог сена в Бретани, 1890
Стог сена в Бретани, 1890

Гоген возвращается во Францию. Продает некоторые работы, участвует благотворительных мероприятиях, чтобы собрать денег для Таити. Он обратился в Департамент изящных искусств за помощью в осуществлении поездки. Денег они не давали, но уладили вопросы с местными властями, тем самым позволив Гогену спокойно жить на Таити. Попрощавшись с женой, которая жила у родителей в Дании, и с детьми, он отплывает на Таити в 1891 году. А в 1893 году возвращается обратно, надеясь на выставку и всеобщую славу. Выставку организовывает Поль Дюран-Рюэль — тот самый первый коллекционер и покровитель импрессионистов. Выставка оказывается провальной, а все заработанные когда-либо деньги Гоген тратит на ее проведение.

Он уезжает на Таити и больше не возвращается в Париж.

Наверно, на Таити Гоген искал не только убежища от цивилизации, свободу и особые условия для творчества. Его привлекал примитивизм вперемешку с символизмом — он искал какого-то начала всего, соединения чувств, воспоминаний и фантазии. И это была не совсем райская жизнь и беззаботное существование: Гоген часто голодал, болел, страдал. Не вписывался в окружающий мир, часто непонятый, он продолжал искать что-то.

На Таити он создает свои самые знаменитые работы, которые тогда не оценили, а сейчас каждый видел одну его работу. Возможно, таким художникам суждено быть непонятыми современниками.