Приветствуем всех, дорогие читатели! Столичное метро насчитывает порядка 300 станций и все они совершенно разные. В московском метро нет двух абсолютно одинаковых станций, все они отличаются оформлением, глубиной заложения, расположением платформ и многим другим. Сегодня предлагаем вам разобраться, какие же бывают станции, чем они отличаются друг от друга, и почему именно такие станции строили в Москве. Давайте начнём!
Что ж, изначально определим, что такое станция метрополитена? Ей считается остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров.
Сегодня речь пойдёт о том, какие виды станций выделяют в зависимости от их расположения. Исходя из этого, можно выделить подземные, наземные и надземные станции.
Подземные станции метро
Подземными считаются станции, находящиеся ниже уровня земли, на определённой глубине. Таких станций в московском метро большинство.
В зависимости от глубины заложения подземные станции делятся на станции мелкого заложения и станции глубокого заложения.
Станции мелкого заложения
Станции мелкого заложения сооружены на небольшой глубине и открытым способом. То есть их строительство, как правило, ведётся в открытом котловане, закреплённом расстрелами с помощью типовых конструкций из сборного либо монолитного железобетона.
Обычно станция мелкого заложения имеет один или два вестибюля, соединённых с платформой лестницами или эскалаторами. Если перепад высот превышает 5 метров, устанавливается эскалатор на подъём пассажиров, если же перепад более 7 метров, то и подъём, и спуск пассажиров производятся эскалаторами.
Самая неглубокая подземная станция в столичном метро — это станция Печатники Люблинско-Дмитровской линии, её глубина составляет всего 5 метров.
Также, станциями мелкого заложения являются, например: Бульвар Рокоссовского, Молодёжная, Речной Вокзал, Академическая, Щукинская, Бибирево и многие другие.
Станции глубокого заложения
Что касается станций глубокого заложения, то они построены на большей глубине. Их строительство ведётся закрытым способом без вскрытия поверхности грунта.
Станции глубокого заложения находятся на глубине больше 20 м от головки рельса. С вестибюлем данные станции всегда связывается наклонным ходом с эскалаторами. Строительство такой станции обычно осуществляется через шахтный ствол, после этого к станции проводятся тоннели, а на последнем этапе сооружается вестибюль с наклонным ходом.
Самой глубокой станций в московском метро является станция Парк Победы Арбатско-Покровской линии, её глубина составляет 73 метра.
Большинство станций глубокого заложения построены в центре. Примерами станции глубокого заложения также являются: Спортивная, Курская, Маяковская, Тургеневская, Полянка, Бутырская и другие.
Наземные станции метро
Наземными считаются станции, находящиеся на поверхности земли, а не на какой-либо глубине. Наземные станции бывают двух видов: открытые и крытые.
Открытые наземные станции
Такие станции являются не отдельным зданием, а островной платформой с навесом, опирающимся на ряд колонн по центру, либо боковые платформы со стенами и навесом. Станции этого типа дешевле и проще строить. Визуально они напоминают железнодорожные станции.
Открытыми наземными станциями московского метро являются все станции Филёвской линии от Кунцевской до Студенческой, а также Измайловская и Выхино.
Крытые наземные станции
Крытые станции отличаются тем, что имеют стены и потолки, закрывающие пути и платформу, и являются отдельными закрытыми помещениями. Преимуществом таких станций, в отличии от открытых, можно назвать независимость от природных условий и от погоды, так как на ней всегда можно поддерживать комфортную температуру.
Крытых наземных станций в московском метро немного, ими являются: Мякинино, Технопарк, Филатов Луг и Прокшино.
Наземно-эстакадные станции метро
Этот вид станций отличается от неземных тем, что такие станции находятся не на поверхности земли, а над землей, то есть они приподняты на металлических или железобетонных опорах.
Таких станций в московском метро совсем мало — это все станции Бутовской линии, начиная с Улицы Скобелевской до Бунинской Аллеи.
А также, станция Воробьёвы Горы Сокольнической линии – единственная в московском метро, находящаяся на метромосту над рекой.
Полуподземные станции метро
Иногда выделяют и четвёртый вид станции – полуподземные, то есть одновременно находящиеся и под и над поверхностью земли. К строительству таких станций, как правило, прибегают в случае перепада высот на местности, где планируется сооружение станции.
До недавнего времени в метро Москвы имелась только одна такая станция – Мичуринский Проспект Солнцевской линии. Небольшая часть данной станции — мелкого заложения, а большая — крытая наземная.
6 сентября 2023 года была открыта ещё одна подобная станция, ей стала станция Пыхтино, расположенная также на жёлтой линии.
Что ж, на сегодня на этом всё. Спасибо, что дочитали до конца! Скоро обязательно расскажем вам о других видах станций московской подземке. Будем рады, если поддержите нас подпиской, лайком и комментарием. Удачи!