Найти тему
Заметки о столице

Виды станций московского метро (часть 1)

Оглавление

Приветствуем всех, дорогие читатели! Столичное метро насчитывает порядка 300 станций и все они совершенно разные. В московском метро нет двух абсолютно одинаковых станций, все они отличаются оформлением, глубиной заложения, расположением платформ и многим другим. Сегодня предлагаем вам разобраться, какие же бывают станции, чем они отличаются друг от друга, и почему именно такие станции строили в Москве. Давайте начнём!

Что ж, изначально определим, что такое станция метрополитена? Ей считается остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров.

Сегодня речь пойдёт о том, какие виды станций выделяют в зависимости от их расположения. Исходя из этого, можно выделить подземные, наземные и надземные станции.

Подземные станции метро

Подземными считаются станции, находящиеся ниже уровня земли, на определённой глубине. Таких станций в московском метро большинство.

В зависимости от глубины заложения подземные станции делятся на станции мелкого заложения и станции глубокого заложения.

Станции мелкого заложения

Станции мелкого заложения сооружены на небольшой глубине и открытым способом. То есть их строительство, как правило, ведётся в открытом котловане, закреплённом расстрелами с помощью типовых конструкций из сборного либо монолитного железобетона.

Котлованный способ строительства станций метро. После завершения строительства котлован засыпается грунтом. Фото отсюда: https://stroiteh-msk.ru.
Котлованный способ строительства станций метро. После завершения строительства котлован засыпается грунтом. Фото отсюда: https://stroiteh-msk.ru.

Обычно станция мелкого заложения имеет один или два вестибюля, соединённых с платформой лестницами или эскалаторами. Если перепад высот превышает 5 метров, устанавливается эскалатор на подъём пассажиров, если же перепад более 7 метров, то и подъём, и спуск пассажиров производятся эскалаторами.

Эскалатор на подъём пассажиров на станции Крылатское Арбатско-Покровской линии. Подъём украшен статуи девушки с крыльями и юноши с мячом. Фото с сайта: bangkokbook.ru.
Эскалатор на подъём пассажиров на станции Крылатское Арбатско-Покровской линии. Подъём украшен статуи девушки с крыльями и юноши с мячом. Фото с сайта: bangkokbook.ru.

Самая неглубокая подземная станция в столичном метро — это станция Печатники Люблинско-Дмитровской линии, её глубина составляет всего 5 метров.

Станция Печатники Люблинско-Дмитровской линии — самая неглубокая станция в московском метро. Фото отсюда: m24.ru.
Станция Печатники Люблинско-Дмитровской линии — самая неглубокая станция в московском метро. Фото отсюда: m24.ru.

Также, станциями мелкого заложения являются, например: Бульвар Рокоссовского, Молодёжная, Речной Вокзал, Академическая, Щукинская, Бибирево и многие другие.

Одна из первых станций московского метро Сокольники Сокольнической линии также заложена на небольшой глубине (9 метров). Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Одна из первых станций московского метро Сокольники Сокольнической линии также заложена на небольшой глубине (9 метров). Фото отсюда: bangkokbook.ru.

Станции глубокого заложения

Что касается станций глубокого заложения, то они построены на большей глубине. Их строительство ведётся закрытым способом без вскрытия поверхности грунта.

Строительство станции глубокого заложения закрытым способом. Фото взято с сайта: https://bangkokbook.ru.
Строительство станции глубокого заложения закрытым способом. Фото взято с сайта: https://bangkokbook.ru.

Станции глубокого заложения находятся на глубине больше 20 м от головки рельса. С вестибюлем данные станции всегда связывается наклонным ходом с эскалаторами. Строительство такой станции обычно осуществляется через шахтный ствол, после этого к станции проводятся тоннели, а на последнем этапе сооружается вестибюль с наклонным ходом.

Самый длинный эскалатор в метро столице, находящийся на станции Марьина Роща БКЛ, Его длина составляет 130 метров. Фото с сайта: cud.news.
Самый длинный эскалатор в метро столице, находящийся на станции Марьина Роща БКЛ, Его длина составляет 130 метров. Фото с сайта: cud.news.

Самой глубокой станций в московском метро является станция Парк Победы Арбатско-Покровской линии, её глубина составляет 73 метра.

Станция метро Парк Победы Арбатско-Покровской линии. Самая глубокая станция в столичном метро. Фото с сайта: yablor.ru.
Станция метро Парк Победы Арбатско-Покровской линии. Самая глубокая станция в столичном метро. Фото с сайта: yablor.ru.

Большинство станций глубокого заложения построены в центре. Примерами станции глубокого заложения также являются: Спортивная, Курская, Маяковская, Тургеневская, Полянка, Бутырская и другие.

Одна из самых красивых станций московской подземки Маяковская Замоскворецкой линии также является станцией глубокого заложения (33 метра). Фото отсюда: bangkokbook.ru.
Одна из самых красивых станций московской подземки Маяковская Замоскворецкой линии также является станцией глубокого заложения (33 метра). Фото отсюда: bangkokbook.ru.

Наземные станции метро

Наземными считаются станции, находящиеся на поверхности земли, а не на какой-либо глубине. Наземные станции бывают двух видов: открытые и крытые.

Открытые наземные станции

Такие станции являются не отдельным зданием, а островной платформой с навесом, опирающимся на ряд колонн по центру, либо боковые платформы со стенами и навесом. Станции этого типа дешевле и проще строить. Визуально они напоминают железнодорожные станции.

Станция Кунцевская Арбатско-Покровской линии, единственная наземная станция, имеющая пересадку на подземную станцию (Кунцевскую БКЛ) в метро Москвы. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.
Станция Кунцевская Арбатско-Покровской линии, единственная наземная станция, имеющая пересадку на подземную станцию (Кунцевскую БКЛ) в метро Москвы. Фото отсюда: https://bangkokbook.ru.

Открытыми наземными станциями московского метро являются все станции Филёвской линии от Кунцевской до Студенческой, а также Измайловская и Выхино.

Наземная открытая станция Выхино Таганско-Краснопресненской линии. Является одной из самых загруженных станций Москвы. Фото с сайта: foto-onlain.ru.
Наземная открытая станция Выхино Таганско-Краснопресненской линии. Является одной из самых загруженных станций Москвы. Фото с сайта: foto-onlain.ru.

Крытые наземные станции

Крытые станции отличаются тем, что имеют стены и потолки, закрывающие пути и платформу, и являются отдельными закрытыми помещениями. Преимуществом таких станций, в отличии от открытых, можно назвать независимость от природных условий и от погоды, так как на ней всегда можно поддерживать комфортную температуру.

Крытых наземных станций в московском метро немного, ими являются: Мякинино, Технопарк, Филатов Луг и Прокшино.

Наземная крытая станция метро Мякинино Арбатско-Покровской линии. Первая станция, открывшаяся на территории Московской области. Фото отсюда: trip-for-the-soul.ru.
Наземная крытая станция метро Мякинино Арбатско-Покровской линии. Первая станция, открывшаяся на территории Московской области. Фото отсюда: trip-for-the-soul.ru.

Наземно-эстакадные станции метро

Этот вид станций отличается от неземных тем, что такие станции находятся не на поверхности земли, а над землей, то есть они приподняты на металлических или железобетонных опорах.

Таких станций в московском метро совсем мало — это все станции Бутовской линии, начиная с Улицы Скобелевской до Бунинской Аллеи.

Бутовская линия метро, проходящая над землёй и приподнятая на опорах, часто называемая "лёгким метро". Фото отсюда: transphoto.org.
Бутовская линия метро, проходящая над землёй и приподнятая на опорах, часто называемая "лёгким метро". Фото отсюда: transphoto.org.

А также, станция Воробьёвы Горы Сокольнической линии – единственная в московском метро, находящаяся на метромосту над рекой.

Станция метро Воробьёвы Горы, находящаяся на метромосту. Фото с сайта: bangkokbook.ru.
Станция метро Воробьёвы Горы, находящаяся на метромосту. Фото с сайта: bangkokbook.ru.

Полуподземные станции метро

Иногда выделяют и четвёртый вид станции – полуподземные, то есть одновременно находящиеся и под и над поверхностью земли. К строительству таких станций, как правило, прибегают в случае перепада высот на местности, где планируется сооружение станции.

До недавнего времени в метро Москвы имелась только одна такая станция – Мичуринский Проспект Солнцевской линии. Небольшая часть данной станции — мелкого заложения, а большая — крытая наземная.

Полуподземная станция Мичуринский Проспект. Одна из путевых стен находится на поверхности земли и выходит в парк в долине реки Очаковки. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.
Полуподземная станция Мичуринский Проспект. Одна из путевых стен находится на поверхности земли и выходит в парк в долине реки Очаковки. Фото с сайта: https://bangkokbook.ru.

6 сентября 2023 года была открыта ещё одна подобная станция, ей стала станция Пыхтино, расположенная также на жёлтой линии.

Совсем недавно открытая станция Пыхтино Солцевской линии. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.
Совсем недавно открытая станция Пыхтино Солцевской линии. Фото отсюда: https://ru.wikipedia.org.

Что ж, на сегодня на этом всё. Спасибо, что дочитали до конца! Скоро обязательно расскажем вам о других видах станций московской подземке. Будем рады, если поддержите нас подпиской, лайком и комментарием. Удачи!