Найти в Дзене

Паровозному депо в Пушкине повезло уцелеть, новости о восстановлении Царского вокзала

Доброго времени суток, дорогие друзья! Вам посчастливилось попасть на мой канал в Яндекс.Дзен, где я рассказываю Вам о своих обращениях в Электронную приёмную обращений граждан Санкт-Петербурга и об ответах, поступивших на эти обращения. В предыдущей статье я поднял вопрос о важности сохранения ангаров паровозного депо Императорской железной дороги в Царском селе (Третий императорский путь). Мне прислали ответы на данное обращение и по традиции пришло время познакомить Вас с ними поподробнее. Ответы поступили от Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга (Госстройнадзор) и от Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Прошу Вашему вниманию тексты этих ответов:

Не спешите пугаться - здание НЕ было снесено полностью. По большей части, всё обошлось и об этом чуть далее, а пока предлагаю немного переварить информацию и прочесть второй ответ:

-2
-3

Итак, подведём итоги и попытаемся расшифровать, о чём же тут идёт речь.

В первом сообщении нас с Вами заверяют, что снос пристроек вокруг паровозного депо согласован с КГИОП и весь процесс сноса проводился в рамках закона. Второе сообщение рассказывает о порядке включения объектов в перечень объектов обладающих признаками объекта культурного наследия. Это конечно полезные сведения, но одной из целей обращения было именно убедиться, что конкретные здания были включены в этот список.

Но это не суть важно - есть более странные случаи в этой императорской эпопее. Например, на снимках 2009 г., а также многочисленных панорамных снимках с Кузьминского шоссе в сервисах онлайн-карт было невооружённым взглядом заметно, что в группе заводских построек находится двое ярко выраженных паровозных ангаров.

Фото: https://kanoner.com/2016/03/18/149543/
Фото: https://kanoner.com/2016/03/18/149543/

На рендерах будущего жилого квартала, подготовленных компанией Miles&Yards также заметны очертания обоих ангаров, сохранённых в том виде, в котором они пребывали уже несколько десятков лет подряд. Здания показаны сохранёнными как на плане, так и на ближнем виде микрорайона.

Фото: https://kanoner.com/2016/03/18/149543/
Фото: https://kanoner.com/2016/03/18/149543/
Фото: https://kanoner.com/2016/03/18/149543/
Фото: https://kanoner.com/2016/03/18/149543/

Если рассмотреть альтернативный проект благоустройства, опубликованный на сайте архитектора Максима Горева, на нём также сохранены оба исторических ангара. Да, мы можем наблюдать, что с северной стороны малого ангара примыкает постройка нехарактерной формы, отличающаяся формы зданий, находившихся на том месте до реконструкции. Пусть пристройка и будет являться вновь построенным неисторическим объектом, но как и прежде сами исторические здания оба указаны нетронутыми.

Фото: https://gorevm.ru/pushkin-20
Фото: https://gorevm.ru/pushkin-20
Фото: https://gorevm.ru/pushkin-20
Фото: https://gorevm.ru/pushkin-20

Автору статьи удалось выделить время для походов к месту расположения бывшего Александровского завода и будущей строительной площадке жилого комплекса:

Остатки паровозного ангара на территории бывшего Александровского завода, 31.07.2022
Остатки паровозного ангара на территории бывшего Александровского завода, 31.07.2022

Как можно увидеть, оставлен в целостности лишь малый ангар паровозного депо. Всё, что было вокруг, включая большой ангар (находился в кадре левее) снесены до основания, вопреки всем представленным в общий доступ проектам планировки. Не совсем ясным остаётся, чего же в этой ситуации было больше - недобросовестных действий КГИОП по согласованию сноса большого ангара вместе с остальными заводскими постройками и запуск в СМИ недостоверной информации, сообщающей о, якобы, сохранении обоих исторических зданий, вопреки реальным согласованиям настоящего проекта, либо же преступные действия строительных организаций, обманом произведших снос большого ангара в тайне от КГИОП и отчитавшихся об этом как о сносе рядовой заводской постройки, не имеющей исторической ценности.

Что ж, в любом случае, остаётся робкая надежда, что виновные в данном неприятном упущении будут выявлены и понесут своё заслуженное наказание, пускай и по прошествии некоторого времени.

Напоследок пара радостных новостей - один из ангаров всё же удалось спасти, на территории завода почти не осталось зданий - среди пустыря остался относительно целым и неизувеченным малый ангар исторического паровозного депо, на фасаде которого располагается надпись с годом постройки - 1903. Будем надеяться, что его в дальнейшем не постигнет участь западного собрата и он станет восстановленным памятником архитектуры, радующим горожан своим величественным обликом.

Вторая хорошая новость - на фоне всех этих исторических железнодорожных перипетий правительство Петербурга наконец обратило внимание на обезображенное здание Императорского павильона Третьего императорского пути, что по сути находится через дорогу от героев нашей сегодняшней публикации - паровозных ангаров. В полуразрушенных стенах Императорского вокзала прошло первое заседание попечительского совета фонда «Царскосельский вокзал». Были решены вопросы финансирования, а также на огороженной территории при павильоне уложена символическая рельсошпальная решётка, создание которой очень порадовало меня, как железнодорожника, ведь было бы обидно наблюдать восстановленный в будущем железнодорожный вокзал без единого следа элементов железнодорожного транспорта. Подробнее о восстановлении Павильона Урицкого можно почитать ЗДЕСЬ.

Фото: https://www.gov.spb.ru/press/governor/264876/#:~:text=%D0%92%20%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%202021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83,%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0.
Фото: https://www.gov.spb.ru/press/governor/264876/#:~:text=%D0%92%20%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%202021%20%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83,%D1%81%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D1%82%D0%B4%D1%8B%D1%85%D0%B0.

Каково Ваше мнение об ответе на обращение? Действительно ли стоит сохранять исторические памятники архитектуры и восстанавливать их или это бессмысленная затея и трата денег? Интересна ли Вам тема восстановления объектов культурного наследия? Следите ли Вы за ней в целом или, быть может, в районах Вашего проживания?

Кроме того, нас всех интересует, понравилась ли Вам статья? Писали ли обращения в целом и в частности на эту тему? Есть ли вблизи Вашего места жительства исторические памятники, которые Вы хотели бы сохранить для будущих поколений? Что это за памятники и в каком состоянии они находятся? Писали ли Вы обращения об их сохранении и реставрации Расскажите об этом в комментариях, мне интересно узнать Ваше мнение о проблеме.

В следующей статье, я расскажу Вам немного о ПДД, дорожных знаках и равнозначных автомобильных перекрёстках, думаю она будет интересна не только водителям, но и пешеходам, потому что от вопроса, решаемого в обращении зависит также и их безопасность.

Спасибо за прочтение и за потраченное время! Рад был обсудить с Вами важные проблемы в благоустройстве Петербурга. Если вам интересен транспорт (в том числе петербургский) и благоустройство, Вы можете подписаться на этот канал, чтобы следить за новыми интересными и злободневными статьями. Всего вам доброго!