Вопрос к моим читателям: как вы думаете, сколько стоит постройка и оборудование автомобильного дилерского центра "под ключ"? Как человек, который вращался в отрасли целых 13 лет, я вам отвечу. Только в традициях своего канала, сначала обращусь к истории...
50 миллионов рублей? Да легко!
Так вот. Много лет я занимался продажей автозапчастей для иномарок. И так сложилось, что хозяева фирмы, на которую я работал, параллельно продавали не только комплектующие, но и сами новые автомобили. Соответственно, им приходилось получать дилерство для продажи самых разных марок, от демократичных Hyundai до престижных BMW. Затраты на постройку нового дилерского центра (читай: здания с красивыми фирменными вывесками и всем необходимым для работы оборудованием) никто особо не скрывал. В российской провинции это были от 60 до 80 млн рублей в период 2012-2013 годов, когда был "доллар по 30". Из этой суммы 40-45 млн составляла непосредственно сама коробка "из стекла и бетона", еще 10-15 млн нужно было, чтобы оборудовать ее подъемниками, базовым набором инструментов и прочими сервисными прибамбасами. А еще 5-20 млн - это уже прихоть непосредственно автопроизводителя, который "заказывал музыку"...
Автопром - жестокий бизнес
Почему разброс так велик? Нужно сказать, требования иностранных компаний по организации бизнеса продажи и обслуживания их драгоценных автомобилей (по крайней мере, в такой "дикой" стране, как Россия) всегда были весьма суровы. Строго определенная мебель в клиентской зоне ожидания, красивые витрины и декор, телевизоры, вывески - все это стоило немалых денег. Насколько я помню, самой изощренной в этом плане была даже не какая-нибудь немецкая премиум-компания, а, казалось бы, народная Toyota. Она легко могла потребовать отделку шоу-рума по своим "сверхстандартам", стоимостью 15-20 миллионов рублей. Как непосредственный владелец будет окупать этот дилерский центр, их мало волновало. Но предполагалось, что магия ярко-красной эмблемы TOYOTA обязательно должна сделать свое дело. Проще говоря, что клиенты валом повалят в шоу-румы и на сервис...
Стоит ли овчинка выделки?
Понятное дело, после известных событий 2014 года цены выросли еще (в том числе вместе с курсом валют). Тогда уже 100 миллионов рублей не считались чем-то экстраординарным... На секундочку, это стоимость постройки и запуска в эксплуатацию приличного районного торгового центра с продуктами и недорогой одеждой, который будет приносить своим владельцам выручку всегда и при любых условиях. Просто потому что алкоголь из К&Б или одежду Modis может позволить себе каждый россиянин...
Но что делать с автомобилями? Ведь они гораздо дороже - а их продажа намного сложнее. Возьмем, например, новый калининградский бренд Kaiyi, который выпускает вроде бы неплохие седаны - перелицованные Chery. Только цена данного автомобиля сейчас лишь начинается от 2,1 млн рублей. И очередь на ними отнюдь не стоит...
Был "Автотор" - стал "Каи"
Как нетрудно догадаться, на сборку лицензионных автомобилей Chery (точнее, ее суббренда Cowin, модели Xuandu) переключился калининградский завод Автотор, который ранее массово выпускал KIA, BMW и кое-что еще. В 2013 году он достиг пика свеого производства: 114 тысяч экземпляров KIA, 30 тысяч BMW и почти 90 тысяч Opel/Chevrolet. А сколько же машин этот завод выпускает сейчас? Агентство "Автостат" дает вполне четкое число: с января по август 2023 года в России продано чуть более 5.000 (всего лишь пяти тысяч!) машин марки Kaiyi.
И как вы думаете, готовы ли теперь российские предприниматели (особенно в регионах) тратить десятки или даже сотни миллионов рублей на строительство шоу-румов, их оборудование, меблировку и отделку, наем персонала? Особенно в случае с марками, которые имеют совершенно непрогнозируемый (проще говоря, очень маленький) спрос? Ответ: конечно же, нет!
Назад в будущее
Именно поэтому принципы продажи машин сегодня в некоторых случаях скатились до уровня "у нас товар, у вас купец". А что будет завтра - по сути, никому не интересно. Отсюда и снятые мной лично фотографии. Новенькие седаны Kaiyi E5 просто стоят на улице рядом с дилерским центром Lada - даже без собственных вывесок или чего-то еще. По логике продавца, покупатель должен выложить два с хвостиком миллиона рублей, забрать машину и удалиться восвояси без лишних вопросов. "Гарантия только до дверей" и все прочее, как в горячо любимые нами девяностые...
Вопрос к читателям: хотите ли вы вернуться в те лихие времена вместе с продавцами Kaiyi?
P.S.: по-прежнему в продаже мои книги по истории Mercedes-Benz и BMW:
Скоро выход тома по истории "трехлучевой звезды" в XXI веке!