Антироссийские санкции и уход с нашего рынка европейских, корейских,
японских и американских автопроизводителей создали предпосылки для
расширения присутствия на авторынке РФ китайских компаний.
Давайте попробуем свести в одном материале информацию об основных проектах по сборке в России китайских автомобилей.
JAC Motors
Производством автомобилей JAC в России занялись сразу три компании —
«Москвич», Sollers и КАМАЗ.
В столице на мощностях бывшего «Renault Россия» под маркой «Москвич»
собирают легковые модели. Так, бензиновый кроссовер JAC JS4 носит
название «Москвич 3», электрический Sehol E40X — «Москвич 3е», лифтбэк
Sehol A5 — «Москвич 6».
По итогам 2023 года автозавод «Москвич» планирует
собрать около 40 тысяч автомобилей, на 2024-й запланированы переход на
полный цикл (со сваркой и окраской кузовов) и углубление локализации
производства.
Sollers взялся за натурализацию коммерческих автомобилей JAC, причем сразу
на трех заводах. Он также производит китайские модели под своей маркой. В
Елабуге делают полукапотные Sollers Atlant — суть переименованный JAC
Sunray. В Ульяновске собирают бескапотные грузовички Sollers Argo (JAC
N25/N35). Бывший завод Mazda Sollers во Владивостоке заняли изготовлением
Sollers ST6, т.е. ребрендированного пикапа JAC T6. В Елабуге и Ульяновске
автомобили JAC уже делают по полному циклу, во Владивостоке собирают
пока крупноузловым способом.
КАМАЗ производственным сотрудничеством с JAC занялся еще до санкций — в
2021 году. Среднетоннажные грузовики Компас в гамме компании
комплектуются заимствованной кабиной от JAC N-Series. Партнерство будет
углубляться вплоть до сборки в Набережных Челнах турбодизелей JAC.
Kaiyi, BAIC, SWM и другие
Калининградский «Автотор» бьет рекорды по разнообразию выпускаемых
автомобилей — с 2022-го он запустил сборку автомобилей нескольких
китайских брендов.
Основной продукцией калининградского предприятия в настоящее время
являются седаны и кроссоверы Kaiyi — этот бренд ассоциирован с Chery
Automobile, его модели основаны на продуктах Chery предпоследнего
поколения.
Производимый «Автотором» Kaiyi E5 сделан путем комплексной модернизации
Chery Arrizo 7 (2013-2018). Кроссовер Kaiyi X3 основан на Chery Tiggo 5x.
Параллельно калининградцы запустили сборку кроссоверов и внедорожников
другого китайского бренда — BAIC. В настоящее время на рынке доступны две
модели марки — рамный внедорожник BAIC BJ40 (аналог американского Jeep
Wrangler) и кроссовер X55 (самостоятельная модель с очень нетривиальным
дизайном).
Также производимые на «Автоторе» кроссоверы SWM стоят особняком в
пестрой палитре китайских марок, поскольку бренд позиционируют как...
итальянский. Он действительно первоначально — в 1972 году — был создан в
Италии, под именем SWM производили мотоциклы, однако в 2015 году
китайская Shineray Group приобрела права на бренд — и стала выпускать под
ним не только мото-, но и автотехнику.
В России из китайских машинокомплектов выпускают компактные кроссоверы SWM G01 и G01F, а также среднеразмерный G05. Продажи стартуют в ближайшие недели.
«Автотор» недавно развернул производство коммерческих автомобилей JMC,
однако, по некоторым данным, в ближайшее время им проведут ребрендинг —
китайская компания Jiangling Motors (JMC) опасается попасть под вторичные
санкции.
Особую ставку в калининградской компании делают на электрогрузовики — уже развернута сборка таких машин из машинокомплектов Foton. Им присвоили марку Brock.
Haval
Haval Motor и его материнская компания Great Wall Motor закрепились на рынке
РФ еще задолго до событий 2022 года. Нынешняя эпоха антироссийских
санкций сделали Haval одним из лидеров рынка.
Компания еще в 2019 году запустила свой огромный производственный комплекс в Узловой Тульской области, в общей сложности в него вложили около полумиллиарда долларов.
В настоящее время на российском автозаводе Haval выпускают пять моделей
бренда: кроссоверы F7 и F7x, Dargo и Jolion, рамный внедорожник H9.
Мощность предприятия — 80 тысяч автомобилей в год, с возможностью
расширения до 150 тысяч. В 2023-м планируется запуск завода двигателей и
коробок передач.
По данным «Автостата», в январе-августе 2023 года в России продали около
58 тысяч новых автомобилей Haval, большая их часть произведена внутри
страны.
FAW
FAW Motors не имеет на рынке РФ собственного производства, однако одну из
популярных моделей — кроссовер FAW Bestune T77 — с весны 2023 года
собирают на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Модель делают под
маркой Lada X-Cross 5. Продажи ренеймингового варианта, впрочем, до сих
пор не начались — говорят, стартуют в конце 2023 года.
Foton
Foton Motor в России действует через Нижний Новгород. Во-первых, компания
является стратегическим партнером российской Группы ГАЗ — поставляет
ГАЗу элементы кабины грузовиков Valdai и компоненты дизельных двигателей
GAZ G-Series.
Во-вторых, в конце 2023 года будет запущен юридически не
связанный с ГАЗом завод «Нижегородские грузовые автомобили» (НГА) — на
нем из машинокомплектов Фотона станут собирать средне- и крупнотоннажные
грузовые автомобили.
ххх
К настоящему, так выглядят основные проекты по сборке китайских
автомобилей в России. Мы сознательно обошли проекты в СНГ (например,
крупные производства «китайцев» размещены в Беларуси и Казахстане).
Кроме того, не приводим информацию о перспективных проектах, которые пока существуют лишь на уровне слухов (есть сведения, что сборка китайских
автомобилей начнется на Ижевском автозаводе, на бывших мощностях VW в
Калуге и на некоторых других площадках).