Найти тему
2,1K подписчиков

Синдром жертвы: как проявляется гордыня

641 прочитал

Наверное, почти каждому знакомы люди у которых все кругом виноваты. Начальник виноват, что зарплата маленькая. Коллеги работать мешают. Родители не так воспитали. Один этот человек прекрасный, правильный, самый умный. Вместе с тем еще самый несчастный, больной, несправедливо обиженный жизнью.

У таких людей всегда все плохо. Они почему то убеждены, что их страдания и трудности самые невыносимые, тяжелые. А чужая жизнь более легкая. Они любят перекладывать ответственность на других. Ни за что не отвечают. Но при этом первые бегут осуждать, обсуждать и поливать грязью других людей.

Наверное, почти каждому знакомы люди у которых все кругом виноваты. Начальник виноват, что зарплата маленькая. Коллеги работать мешают. Родители не так воспитали.

Где же тут гордыня? Разве эти люди не нуждаются в поддержке? Нуждаются, конечно. Но эти люди, как бездонный колодец. В них сколько не вливай поддержки, любви, добрых слов: оттуда все вытекает. И опять у них внутри пустота, уныние.

Потому что у таких людей нет благодарности! Они отказываются понести свой крест. Все выискивают у кого получше, полегче по их мнению. Начинают возмущаться, завидовать. У них нет сил ни на что в жизни, а силы посылает Бог.

Ропот жалующегося на жизнь человека создает преграду между Богом и человеком. Возникает слепота духовная и душевная. Нету сочувствия и понимания других, так как нет у человека связи с Богом.

Гордые люди часто хотят преуспеть в жизни, а когда не получается винят в своих неудачах всех вокруг. Впадают в отчаяние. Происходит это не без причины: в современном мире нам внушают, что нужно быть самым лучшим в своем деле, либо ты неудачник. Это гордость житейская.

Почему мы раздражаемся на других? Мы меряем другого своей меркой. Бог же создал всех разными.

Для борьбы с гордостью есть молитва: «Господи, научи, чтобы не меня понимали, а чтобы я других понимал».

К примеру человек жалуется: «Меня жена не понимает, дети не понимают, на работе не ценят, никто не слышит». Вот оно, наше «я». Это признак гордости: саможаление, самолюбие.

Человек не задается вопросом: «Господи, что ты хочешь от меня? Куда я должен направить путь свой? Как мне построить свою жизнь по воле Твоей?» Вместо этого он говорит: «Я хочу, чтобы у меня была хорошая работа. Я хочу, чтобы у меня была хорошая семья. Я хочу, чтобы у меня были послушные дети. Я хочу найти выгодное для себя направление жизни. 

Две гордости: первая гордость есть та, когда кто укоряет брата, когда осуждает и бесчестит его, как ничего незначащего, а себя считает выше его. Такой, если не опомнится вскоре и не постарается исправиться, то мало-помалу будет приходить и во вторую гордость, так что возгордится и против Самого Бога, и подвиги и добродетели свои станет приписывать себе, а не Богу, как будто сам собою совершил их, своим разумом и старанием, а не помощью Божией. (Авва Дорофей)

Беден и грешен человек, но тем беднее и грешней, что не видит своей бедности и недостоинства. Думает, что он бел, но он, как ворон, черен. Думает, что он видит и знает все, но он слеп и ничего не знает. Думает, что он богат, но он подлинно низок и убог. Думает, что он честен, но он бесчестен, уподобился скотам. Думает, что он добр, но на самом деле он зол. Думает, что он здоров, но он расслаблен. Думает, что он счастлив, но он беднее и несчастнее всякого создания. Грех сделал его таким. (Тихон Задонский)

Как же можно потушить гордость? Для этого нужно познать Бога. Когда познаем Его, от нас удалится всякая гордость. Подумай о геенне, подумай о тех, которые гораздо лучше тебя, подумай о том, насколько ты виновен пред Богом. Если подумаешь об этом, то скоро укротишь свой разум, скоро смиришь его. (Иоанн Златоуст)

Кто утверждается на собственном разуме и живет по своей воле, тот привлекает к себе толпы бесов. (Авва Исайя Скитский)

Человек надменный постоянно сокрушается скорбью, постоянно досадует, постоянно сетует. Ничто не может утолить его страсти. (Иоанн Златоуст)

Чем больше будем познавать и помнить Христа, тем лучше познаем свое недостоинство и окаянство и тем смиримся. Христос, Сын Божий, Господь твой, ради тебя смирился - тебе ли, рабу, гордиться? Господь твой ради тебя принял образ раба - тебе ли, рабу, искать господства? Господь твой ради тебя бесчестие принял - тебе ли, рабу, возноситься честью? Господь твой за распинателей Своих молился: «Отче, прости им» (Лк. 23:34) – тебе ли, рабу, на Оскорбивших гневаться, озлобляться, искать мщения? Но кто ты таков, что не терпят уши твои оскорбления? Тварь немощная, страстная, заблудшая, всякими бедами окруженная, трава, сено, пар, ненадолго являющийся и исчезающий. Но смотри и берегись, чтобы и тебя Христос, Господь твой, не постыдился, когда ты стыдишься смирения и кротости Его. (Тихон Задонский)

Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других – одних считает бедными, других – людьми низкого происхождения, третьих – невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным. (Василий Великий)