Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Почему ВВС РККА в 1942 году несли большие потери? Одна из причин - наши истребители продолжали «ходить кучей»

Публикация представляет собой очерк по тактике воздушного боя, написанный неким капитаном ВВС РККА И. Липко в 1943 г., и появившийся в журнале «Вестник Воздушного Флота», №1-2 в том же году. Очерк освещает опыт боевой работы истребительной авиации по прикрытию поля боя, причем картина рассматривается как с нашей стороны, так и с вражеской.

"Юнкерсы" в атаке на позиции наших войск
"Юнкерсы" в атаке на позиции наших войск

Продолжая тему ведения воздушного боя по воспоминаниям участников Великой Отечественной войны, я отдаю предпочтение не их рассказам много лет спустя, которые часто могут содержать как минимум приукрашивания, а то и откровенные «фронтовые байки», а сообщения непосредственно с фронта.

При этом я не имею в виду личные документы, например, письма фронтовых летчиков с передовой своим семьям – во-первых, такие данные в письмах передавать тогда было запрещено, а, во-вторых, в них могли быть точно такие же «фронтовые байки».

Очень много сообщений о реальной обстановке тех лет дошло до нас в официальных документах, с которыми сегодня может ознакомиться любой желающий. Но опять-таки – все эти документы только сегодня растиражированы, в основном с помощью Интернета, и любые неточности (я не говорю уже про враки) сегодня исправить (а враки – опровергнуть) просто невозможно. Но в те времена все эти документы были секретными, и имели совсем небольшую читательскую аудиторию, которой часто проверять все цифры было не с руки по самым разным причинам.

Эпическое фото "Воздушный бой над Кубанью". Правда, ходят слухи, что это аппликация, но все равно панорама интересная
Эпическое фото "Воздушный бой над Кубанью". Правда, ходят слухи, что это аппликация, но все равно панорама интересная

А вот сведения, появлявшиеся в разных руководствах, и рассчитанные не просто на массу читателей, а на специалистов, для которых они, собственно, и публиковались, представляют самый большой интерес. В годы войны существовали не только всякие профессиональные сочинения типа «Руководства по ведению боя» или «Свод инструкций и правил по тактике и стратегии» в брошюрном или книжном видах, но и разные журналы, рассчитанные на профессионалов с целью повысить их боевой опыт в теоретическом плане, так сказать. В этих журналах описывались всякие ситуации, которые могли служить примером правильного или неправильного способа ведения боя, и вот тут уже не то что врак, а и неточностей быть не должно.

Мало того – если какой-то писатель для такого журнала соврал или неправильно преподнес факт, его могли «укоротить» сами участники описываемого события. Это для писателей было неприемлемо («смерти подобно»), поэтому они никогда не писали того, чего не было, а факты перед публикацией перепроверяли по сто раз, причем не по Википедии, а часто информировались у непосредственных участников боев, которые тоже не могли ничего приукрашивать по вполне понятной причине – начальники, у которых были свои источники, не дремали.

"Воздушный бой 28 мая 1942 г. над Кобоной" с картины художника Тронь А. А. (Кобона - это окрестности Ленинграда, в районе Ладоги, на рисунке изображена стрельба по вражеским бомбардировщикам РС-ами)
"Воздушный бой 28 мая 1942 г. над Кобоной" с картины художника Тронь А. А. (Кобона - это окрестности Ленинграда, в районе Ладоги, на рисунке изображена стрельба по вражеским бомбардировщикам РС-ами)

В общем, подвернулась мне интересная тема, называется «Из опыта боевой работы истребительной авиации по прикрытию поля боя». Появилась эта тема в журнале «Вестник Воздушного Флота», в сдвоенном номере 1-2 за 1943 год, так что понятно, что опыт, который предлагался автором статьи, неким капитаном И. Липко, имел корни именно в 1942-м году. А 1942 год – самый трудный для нашей авиации, и истребительной – в частности, потому что именно в этом году приходилось не только пересматривать устаревший довоенный опыт ведения боев в Испании, Китае и Монголии, но и осваивать новую технику, которая поступала в боевые части как с советских заводов, так и из-за моря.

Представьте себе – в 1942 году нашим пилотам-истребителям приходилось воевать и постигать новые тактики боя на таком широком спектре машин, какого не было ни у одной воюющей страны – целых 11 (одиннадцать!). Это были И-153 и И-16, МиГ-3 и ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9 и Ла-5, а также довольно массовый «импорт» - английский «Харрикейн» и американские «Томагавк», «Киттихок» (P-40) и «Аэрокобра» (P-39). По воспоминаниям многих наших летчиков того периода в результате всей этой «неразберихи» очень долго не удавалось составить единые правила ведения воздушного боя на разных типах истребителей, а если какие-то инструкции и поступали в части, то нередко приходили не по назначению, что усиливало общую путаницу.

ЛаГГ-3 в бою
ЛаГГ-3 в бою

Таким образом весь 1942 год прошел под знаком обучения «первого курса» на основе «подготовительного курса» 1941 года, когда выяснилось, что немецких асов на «мессершмиттах» бить можно даже на устаревших И-153 и И-16, но если бы руководство ВВС РККА использовало всю эту ударную силу правильно, то полного успеха можно было бы достичь куда как быстрее.

И вот, в конце 1942 года и начали появляться не только инструкции по тактическому применению истребителей в тех или иных ситуациях, но и общие стратегические положения, которые освещались исключительно в многотиражных изданиях не только для служебного пользования, но и по подписке. Нельзя, конечно, сказать, что и в 1941-м таких изданий не было, но в тот год, как и в начале 1942-го, все инструкции не были приведены к единому виду, и часто в них не учитывались многие важные условия, в которых воздушные бои происходили, в том числе и климатические.

И вот, в начале 1943-го наконец-то появились материалы, которые были основаны не только на наработанной за полтора года тактике наших пилотов, но и на анализе испытаний немецких самолетов, попадавших в руки наших авиационных специалистов. Вот один из таких материалов я и представляю своему читателю, жаль только, что в моем бумажном архиве оказалась только одна статья из этого издания. А том журнале в разные годы, судя по оглавлениям нескольких номеров, скрины которых попали мне в руки, очень и очень много интересного. Но я над пополнением своей коллекции работаю.

«Вестник Воздушного Флота», №1-2, 1943 г.

"Вестник Воздушного Флота", 1943 г.
"Вестник Воздушного Флота", 1943 г.

Капитан И. Липко

Из опыта боевой работы истребительной авиации по прикрытию поля боя.

На протяжении всего лета и в начале осени 1942 г. части Н-ского авиасоединения вели напряженную боевую работу по обеспечению наступательных действий наших войск на некоторых участках Ленинградского фронта. Анализируя боевую работу наших истребителей и тактику авиации противника за этот период, можно сделать некоторые обобщающие выводы.

Журнал "Вестник Воздушного Флота", №1-2, 1943 г.
Журнал "Вестник Воздушного Флота", №1-2, 1943 г.

Действия авиации противника.

В настоящее время бесспорно установлено, что противник для обеспечения наступательных операций своих войск или нанесения контрудара по нашим частям сосредотачивает на отдельных участках большое количество авиации, перебрасывая ее порою даже с нескольких фронтов.

Подтверждением этому служит также следующий факт. При проведении нашими войсками операции по овладению двумя укрепленными пунктами противник не мог оказать никакого противодействия с воздуха, так как вся его авиация с Ленинградского и Северо-Западного Фронтов в этот момент была переброшена на Калининский фронт для действий против наступающих частей Красной Армии.

Оглавление 1-2 номера журнала "Вестник Воздушного Флота" за 1943 г.
Оглавление 1-2 номера журнала "Вестник Воздушного Флота" за 1943 г.

Начиная с июля и до конца сентября 1942 года наши части на различных участках фронта провели последовательно ряд наступательных операций. В связи с этим авиация противника значительно усилила свою активность, что выразилось в массированных налетах на боевые порядки наших войск.

Противник сосредоточил на аэродромах в районе Ленинграда значительное количество истребительной и бомбардировочной авиации. Вражеские самолеты совершали систематические налеты на передний край, подвергая наши войска непрерывному воздействию с воздуха от рассвета до наступления темноты. В отдельные дни количество пролетов противника в районе нашего переднего края доходило до 440. Если в то время продолжительность светлого времени равнялась 12 часам, то это значит, что над полем боя в среднем ежечасно находилось 30-40 самолетов противника.

Логотип журнала "Вестник Воздушного Флота"
Логотип журнала "Вестник Воздушного Флота"

В этот период выявились существенные изменения в тактике противника при ее налетах на боевые порядки наших наземных войск. До сего времени было известно, что противник для обеспечения бомбардировочных налетов на какой-либо объект или войска на поле боя применял два варианта истребительного прикрытия.

Первый вариант: в район намеченного для удара объекта противник заранее высылал истребителей, которые должны были связать боем наши патрулирующие самолеты и оттянуть их от объекта к моменту прихода бомбардировщиков.

Второй вариант: истребители противника шли на цель вместе с бомбардировщиками, чтобы сковать патрулирующие над объектом самолеты в момент бомбардировки.

Две внутренние страницы статьи И. Липко "Из опыта боевой работы истребительной авиации по прикрытию поля боя"
Две внутренние страницы статьи И. Липко "Из опыта боевой работы истребительной авиации по прикрытию поля боя"

Эта тактика стала известной в первые месяцы войны, и поэтому ни один из указанных вариантов не исключал возможности больших потерь противника от нашей истребительной авиации.

В настоящее время немцы применяют тактику так называемого двойного прикрытия своих бомбардировщиков. Суть его состоит в том, что истребители противника, обеспечивающие бомбардировочные налеты, распределяются на две группы.

Начало статьи "Действия штурмовиков в сумерки и ночью" из журнала "Вестник Воздушного Флота", 1943 г.
Начало статьи "Действия штурмовиков в сумерки и ночью" из журнала "Вестник Воздушного Флота", 1943 г.

Одну группу составляют истребители заслона, которые патрулируют недалеко от цели в направлении вероятного подхода наших самолетов. Их задача связать наши истребители и не допустить к объекту, по которому наносит удар бомбардировочная авиация.

Вторая группа - непосредственного прикрытия. Она прикрывает бомбардировщики на маршруте, идет вместе с ними на цель и имеет задачу отбить атаки наших самолетов, прорвавшихся через заслон, и таким образом создать как бы вторую гарантию своим бомбардировщикам для успешного нанесения удара по цели (рис.1).

Рис.1 Двойное истребительное прикрытие бомбардировщиков противника при их налетах на передний край: 1 - истребители заслона; 2 - истребители непосредственного прикрытия бомбардировщиков
Рис.1 Двойное истребительное прикрытие бомбардировщиков противника при их налетах на передний край: 1 - истребители заслона; 2 - истребители непосредственного прикрытия бомбардировщиков

При кратковременных бомбардировочных ударах, продолжающихся один-два часа (как это было в районе пункта У), противник высылает возможно большую группу истребителей заслона (20-30 самолетов), а при систематических налетах, продолжающихся несколько дней в течение всего светлого времени, группа истребителей заслона состоит из шести-восьми самолетов (часто из двух групп по четыре-шесть самолетов). Она патрулирует в районе поля боя, при появлении наших самолетов атакует их и немедленно по радио вызывает себе помощь.

Подтверждением этому является то, что число истребителей противника, принимающих участие в бою, как правило, увеличивалось и достигало порой группы до 30 самолетов. Усиление группы вражеского заслона обеспечивали истребители, базировавшиеся на ближайших к линии фронта аэродромах.

Як-1 в засаде
Як-1 в засаде

Двойное прикрытие требует несколько большего, чем обычно, количества истребителей; поэтому весьма вероятно, что группы истребителей непосредственного прикрытия совершают кольцевой маршрут, и таким образом сопровождают до цели и прикрывают не одну, а поочередно две или даже три группы бомбардировщиков.

Истребители противника (см. рис.1), несущие службу воздушного заслона, патрулируют парами, держатся в стороне солнца, а при наличии облачности ходят непосредственно в ней и ведут наблюдения в «окна». При появлении наших самолетов они немедленно связывают их боем, производя атаки сверху, с заходом по курсу наших самолетов. После первой атаки истребители противника обычно уходят «свечой» вверх, и в дальнейшем маневрируют так, чтобы снова занять положение, удобное для атаки сверху.

Тактика наших истребителей.

Тактика двойного прикрытия бомбардировщиков вынудила истребителей, вылетавших на прикрытие своих войск, вести бои только с истребителями противника, в то время как над полем боя непрерывно находились группы его бомбардировщиков.

Подобное положение вызвало неотложную необходимость противопоставить вражеской тактике свою, дающую возможность в условиях количественного превосходства противника наносить успешные удары по его бомбардировщикам.

P-40 "Киттихок" в атаке
P-40 "Киттихок" в атаке

Первое, что было противопоставлено вражеской тактике - это обход нашими самолетами истребительного заслона противника.

Сообразно направлению линии фронта наши летчики обходили истребительный заслон противника с севера или юга. В выборе маршрута в этом случае существенную роль играло время суток, т. е. положение солнца по отношению к линии фронта. Так, например, обход с севера выгоднее было производить в первой половине дня, а с юга - со второй половины дня, т. е. когда положение солнца способствовало скрытному подходу и внезапности нашей первой атаки (рис.2).

Рис.2. Маневр обхода истребительного заслона противника: 1 - обход с севера в первой половине дня; 2 - солнце; 3 - истребительный заслон противника; 4 - обход с юга во второй половине дня; 5 - солнце
Рис.2. Маневр обхода истребительного заслона противника: 1 - обход с севера в первой половине дня; 2 - солнце; 3 - истребительный заслон противника; 4 - обход с юга во второй половине дня; 5 - солнце

Примером успешного обхода истребительного заслона противника может служить вылет группы истребителей-гвардейцев на самолетах «ЛАГГ-3» под командой гвардии капитана Савушкина. Наши летчики обошли вражеские истребители и атаковали группу бомбардировщиков, направлявшихся бомбить передний край наших войск. Из пяти бомбардировщиков было сбито два; остальные, сбросив беспорядочно бомбы, поспешно ушли на свою территорию. Из пришедших на помощь своим бомбардировщикам истребителей группа наших самолетов сбила два Ме-109 и без потерь вернулась на свой аэродром.

Другое изменение в тактике выразилось в том, что был отброшен график непрерывного патруля мелкими группами (8-10 самолетов). Каждая группа наших истребителей, вылетавшая прикрывать войска, была численно увеличена на 16-20 самолетов и подразделялась на ударную группу и группу сковывания. Группа сковывания приходила в район прикрываемого объекта на три-пять минут раньше и отвлекала на себя внимание всех находившихся в этом районе истребителей заслона противника, а подходившая к тому времени ударная группа получила, таким образом, возможность почти беспрепятственно наносить удары по бомбардировщикам (рис.3).

Рис.3. Схема из оригинала (вверху) и реконструированная (внизу). Взаимодействие групп ударной и сковывания при прикрытии своих наземных войск: 1 - группа сковывания (задача сковать истребительный заслон противника); 2 - истребительный заслон противника; 3 - ударная группа (задача - уничтожение бомбардировщиков противника)
Рис.3. Схема из оригинала (вверху) и реконструированная (внизу). Взаимодействие групп ударной и сковывания при прикрытии своих наземных войск: 1 - группа сковывания (задача сковать истребительный заслон противника); 2 - истребительный заслон противника; 3 - ударная группа (задача - уничтожение бомбардировщиков противника)

Так, например, успешно взаимодействовала ударная группа и группа сковывания, возглавляемая капитаном Прониным и гвардии старшим лейтенантом Евтеевым. Придя в район прикрытия своих войск, группа сковывания вступила в бой с истребительным заслоном противника. Ударная группа, находившаяся выше, в этот момент получила с земли сигнал и немедленно сверху атаковала подошедшие бомбардировщики врага.

Атака ударной группы для противника была совершенно неожиданной. Вражеские истребители непосредственного прикрытия не успели оказать никакого противодействия и вступили в бой, по сути дела, тогда, когда группа бомбардировщиков была уже рассеяна. Истребители заслона также пошли на помощь своим бомбардировщикам и, таким образом, предоставили возможность атаковать бомбардировщиков и нашей группе сковывания.

В результате внезапной атаки и успешно проведенного боя было сбито три бомбардировщика и один истребитель противника.

"Харрикейн" в бою
"Харрикейн" в бою

Изменения в нашей тактике, дополненные управлением воздушными боями по радио, с командных пунктов, выдвинутых в район поля боя, обеспечили успех большинства вылетов наших истребителей. Опыт прикрытия поля боя позволяет сделать еще кое-какие выводы и отметить ошибки, которые иногда имеются в боевой работе наших летчиков-истребителей.

Бывают случаи принятия оборонительной тактики в боях с истребителями противника. Иногда наши летчики независимо от количества встреченных ими вражеских истребителей становятся «в круг» и ведут оборонительный бой со снижением до бреющего полета. Были случаи, когда группа в восемь-десять наших самолетов, встретив два-четыре истребителя противника, вместо того, чтобы решительно атаковать их, уничтожить или прогнать с поля боя и стать хозяином воздуха, становилась «в круг» с целью защитить себя от атак.

Необходимо категорически запретить ведущим групп во время боя с истребителями противника принимать оборонительную тактику и вести бой с преждевременным снижением. Оборонительная тактика может быть оправдана только в случае большого количественного превосходства сил врага.

P-39 "Аэрокобра" в бою
P-39 "Аэрокобра" в бою

Весьма положительную роль в исходе многих боев при прикрытии наземных войск сыграла радиосвязь самолетов с землей и между отдельными экипажами в группе. Однако еще не везде и не все наши летчики в должной мере осознали необходимость непрерывно совершенствовать свои навыки в пользовании радиосвязью.

Ведущие групп не используют всех возможностей, которые дает радио для управления летчиками в бою.

Необходимо систематически тренировать летный состав в радионаведении, обязывая ведущих групп и каждого летчика при выполнении любых заданий постоянно поддерживать радиосвязь с землей и друг с другом. Ведущие групп при полете на задание должны подачей тренировочных команд на перестроение проверять связь со всеми ведомыми.

Следует, однако, помнить, что при управлении с земли воздушными боями чрезмерное увлечение подачей команд в воздух в некоторых случаях может пойти не на пользу, так как отнимает инициативу у ведущих и даже у отдельных летчиков.

Победа Ла-5
Победа Ла-5

Несколько слов о выходе из боя.

Наши летчики иногда выходят из боя неправильно - пикируя с последующим уходом на свой аэродром на бреющем полете. Этим они дают возможность истребителям противника использовать свои преимущества в вертикальном маневре. Надо отказаться от такого метода. Он может быть допущен только при выработке горючего, а также в тех случаях, когда повреждения самолета в бою исключают возможность набора высоты или маневрирования по горизонтали.

Неоднократно за этот период были отмечены неправильные боевые порядки наших истребителей. Группы иногда ходят сосредоточенно (кучей) без должного эшелонирования самолетов по фронту, высоте и в глубину. В этом случае истребители противника при встрече с нашими самолетами видят сразу всю группу, и поэтому возможность внезапных атак или контратак с нашей стороны исключается. Это надо считать одним из серьезных недостатков, который неблагоприятно сказывается на исходе воздушных боев.

Пример "хождения" истребителей МиГ-3 "кучей"
Пример "хождения" истребителей МиГ-3 "кучей"

Необходимо пересмотреть боевые порядки групп в сторону рассредоточения пар по высоте, глубине и фронту. Это позволяет эффективно наращивать силы в бою.

Учитывая тот факт, что основной, оправдавшей себя в боях тактической единицей истребительной авиации является пара, надо принять все меры к тому, чтобы укрепить каждую пару, сделать ее наиболее слетанной и боеспособной. С этой целью следует приказом по части закрепить постоянные пары в двух и не более трех вариантах, учитывая желания летчиков, и совершенно запретить случайное составление пар при вылете на боевое задание.

Командир полка должен свой боевой состав определять не количеством находящихся в строю отдельных самолетов и летчиков, а наличием хорошо слетанных, боеспособных пар.

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ О ТАКТИКЕ ВОЗДУШНОГО БОЯ:

Россия открыла эпоху рекордных воздушных таранов в 1914-м, она же ее и закрыла в 1981-м

21-летняя Лидия Литвяк - первая в мире женщина-ас, попавшая в книгу рекордов Гиннесса

В 1943 году потери ВВС РККА в сравнении с немцами были 1:3, но и мы потеряли самолетов больше, чем теряли до этого

Истребитель И-16 навязать бой Ме-109 не может, но с идущим на бой «мессером» может расправиться легко